Конспект урока Уравнение прямой и плоскости
Оценка 4.9

Конспект урока Уравнение прямой и плоскости

Оценка 4.9
docx
04.06.2021
Конспект урока Уравнение прямой и плоскости
Урок 147-148 Уравнение прямой и плоскости в пространстве. КР-12.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 147-148

Уравнение плоскости и прямой в пространстве. Контрольная работа 12.

(тема занятия)

Наименование дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 22.04.2021 года

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный

1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.

 

2. Цели, задачи:

Цели:

Познакомить учащихся с понятием уравнения плоскости и её особыми случаями задания; Выработать практические навыки по изучаемой теме при решении задач.

Задачи.

Образовательные:

познакомить учащихся с понятием уравнение плоскости и алгоритмами составления уравнения плоскости;

дать представление об особых случаях уравнения;

сформировать знания по изучаемой теме

выработать умение применять полученные знания при решении конкретных практических задач.

Развивающие:

продолжить формирование навыков самостоятельной работы с информацией;

учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;

развивать умение работать в группах.

Воспитательные:

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;

продолжить работу по формированию положительной мотивации к учебной деятельности;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.

2.2  Результаты обучения:

1) Усвоить определение вектора и действий с векторами в пространстве.

2.3 Критерии оценки:

1) Выполняет сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число;

2)Находит скалярное произведение векторов.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова,  Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов  естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть.  Алматы: Мектеп, 2019г.

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

Устный опрос по теме «Координаты вектора в пространстве».

Презентация

 

Середина урока

https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/

 

Всякое уравнение первой степени относительно координат x, y, z

Ax + By + Cz +D = 0                                        (3.1)

задает плоскость, и наоборот: всякая плоскость может быть представлена уравнением (3.1), которое называется уравнением плоскости.

Вектор n (A, B, C ), ортогональный плоскости, называется нормальным вектором плоскости. В уравнении (3.1) коэффициенты A, B, C одновременно не равны 0.

Особые случаи уравнения (3.1):

1. D = 0, Ax+By+Cz = 0 - плоскость проходит через начало координат.

2. C = 0, Ax+By+D = 0 - плоскость параллельна оси Oz.

3. C = D = 0, Ax +By = 0 - плоскость проходит через ось Oz.

4. B = C = 0, Ax + D = 0 - плоскость параллельна плоскости Oyz.

Уравнения координатных плоскостей: x = 0, y = 0, z = 0.

Прямая в пространстве может быть задана:

1) как линия пересечения двух плоскостей,т.е. системой уравнений:

Ax + By + Cz + D1 = 0, Ax + By + Cz + D2 = 0;              (3.2)

2) двумя своими точками M1(x1, y1, z1) и M2(x2, y2, z2), тогда прямая, через них проходящая, задается уравнениями:

https://www.mathelp.spb.ru/book1/line_in_spase.files/image002.gifhttps://www.mathelp.spb.ru/book1/line_in_spase.files/image004.gif;                                       (3.3)

3) точкой M1(x1, y1, z1), ей принадлежащей, и вектором (m, n, р), ей коллинеарным. Тогда прямая определяется уравнениями:

https://www.mathelp.spb.ru/book1/line_in_spase.files/image006.gif.                                        (3.4)

Уравнения (3.4) называются каноническими уравнениями прямой.

Вектор a называется направляющим вектором прямой.

Параметрические уравнения прямой получим, приравняв каждое из отношений (3.4) параметру t:

x = x1 +mt, y = y1 + nt, z = z1 + рt.                              (3.5)

Решая систему (3.2) как систему линейных уравнений относительно неизвестных x и y, приходим к уравнениям прямой в проекциях или к приведенным уравнениям прямой:

x = mz + a, y = nz + b.                                      (3.6)

От уравнений (3.6) можно перейти к каноническим уравнениям, находя z из каждого уравнения и приравнивая полученные значения:

https://www.mathelp.spb.ru/book1/line_in_spase.files/image008.gif.

От общих уравнений (3.2) можно переходить к каноническим и другим способом, если найти какую-либо точку этой прямой и ее направляющий вектор = [n1n2], где n1(A1, B1, C1) и n2(A2, B2, C2) - нормальные векторы заданных плоскостей. Если один из знаменателей m, n или р в уравнениях (3.4) окажется равным нулю, то числитель соответствующей дроби надо положить равным нулю, т.е. система

https://www.mathelp.spb.ru/book1/line_in_spase.files/image010.gif

равносильна системе https://www.mathelp.spb.ru/book1/line_in_spase.files/image012.gif; такая прямая перпендикулярна к оси Ох.

Система https://www.mathelp.spb.ru/book1/line_in_spase.files/image014.gif равносильна системе x = x1, y = y1; прямая параллельна оси Oz.

 

Ссылка 1, 2

Презентация к уроку.

 

Закрепление.

Пример 1.. Cоставьте уравнение плоскости, зная, что точка А(1,-1,3) служит основанием перпендикуляра, проведенного из начала координат к этой плоскости.

Решение. По условию задачи вектор ОА(1,-1,3) является нормальным вектором плоскости, тогда ее уравнение можно записать в виде
x-y+3z+D=0. Подставив координаты точки А(1,-1,3), принадлежащей плоскости, найдем D: 1-(-1)+3×3+D = 0 , D = -11. Итак, x-y+3z-11=0.

 

Презентация

 

 

Конец урока

Рефлексия

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Ответить на вопросы теста.

 

Карточка-задание

    

     5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Составить конспект.

20

2.       

Ответить на вопросы теста.

80

 

Тест по теме «Векторы и координаты в пространстве»

1.      Даны точки А(4; 5; 1) и В(0; 9; -8). Чему равна длина отрезка АВ?

a)                     b)            c)               d)                e)

2.      Укажите пару коллинеарных векторов:

a) и          b) и                c)и       

d) и                     e) и

3.      Могут ли векторы быть коллинеарными, но не равными?

a) да                            b) нет                           c)  не достаточно данных

4.      Вектор  ортогонален вектору . Укажите координаты вектора :

a)                                  b)                    c)           

d                                  e)

5.      Вычислить координаты середины отрезка АВ, если А(-10; 2; 3) и В(0; 16; -7).

a)                 b)           c)         d   e)

6.      Чему равен модуль вектора , если M  N

a)              b)             c)               d)                  e)

7.      При каком положительном n векторы  и  ортогональны?

a) -2; 1            b) 1                    c) 1; 2                       d) 2                  e) -2

8.      Вычислить скалярное произведение векторов  и :

a) -14                          b) 4                   c) -4                           d) 10                            e) -10

9.      Вычислить угол между векторами  и :

a) 45˚                          b) 60˚                c) 30˚                        d) 90˚                          e) 120˚

10.  Даны векторы и . Вычислить координаты вектора .

a)             b)           c)         d   e)

 

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Ход занятия Заплани- рованные этапы урока, время

Ход занятия Заплани- рованные этапы урока, время

Середина урока https :// drive

Середина урока https :// drive

Тест по теме «Векторы и координаты в пространстве» 1

Тест по теме «Векторы и координаты в пространстве» 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021