Конспект урока Усеченная пирамида
Оценка 4.9

Конспект урока Усеченная пирамида

Оценка 4.9
docx
04.06.2021
Конспект урока Усеченная пирамида
Урок 157-158 Усеченная пирамида.docx

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Поурочный план № 157-158

Усеченная пирамида  и ее элементы. Развертка, площадь боковой и полной поверхности усеченной пирамиды.

(тема занятия)

Наименование дисциплины: Математика
Подготовил педагог: Тихоненко С.А.
Дата урока: 05.05.2021 года

 

1. Общие сведения

1.1 Курс, группы: первый, 9СЛ20, 9МК20, 9ОП20

1.2 Тип занятия: комбинированный/ дистанционный

1.3 Межпредметные связи: физика, черчение.

 

2. Цели, задачи:

Цель: обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями по данной теме «Усечённая пирамида» и сформировать навыки по их применению для решения задач.

Задачи урока:

Образовательные:

·         учащиеся знакомятся с усеченной пирамидой,  знакомятся с её элементами, выводят  формулу боковой поверхности усеченной пирамиды;              

·         дать понятие усеченной пирамиды и её элементов;

·         рассмотреть различные виды усеченных пирамид;

·         доказать формулу нахождения площади поверхности усеченной пирамиды; научиться применять полученные знания при решении задач.

Развивающие:

·         развивать логическое мышление; пространственное воображение учащихся,  умение самостоятельно мыслить, делать выводы, поддержание интереса к математике, развитие познавательного интереса к предмету.

·         развивать у учащихся навыки самостоятельной работы и работы в парах.

Воспитательные:

·         воспитание познавательной активности, культуры общения, ответственности, самостоятельное развитие зрительной памяти;

·         воспитывать у учащихся самостоятельность, любознательность,  сознательное отношение к изучению математики;

·         обоснование выбора методов, средств и форм обучения;

·         оптимизировать обучение путем разумного сочетания и соотношения методов, средств и форм, направленных на получение высокого результата за время урока.

2.2  Результаты обучения:

1)      Усвоить понятие многогранник.

2)      Решать задачи на нахождение элементов многогранников, площади поверхности.

2.3 Критерии оценки:

1)      Раскрывает содержание понятия многогранника и его элементов;

2)      Объясняет свойства  многогранников по видам.

3)      Изображает  многогранники  и выполняет  их развёртки;

4)      Определяет виды правильных многогранников;

5)      Решает задачи на нахождение элементов многогранников;

6)      Применяет формулы площади боковой и полной поверхности  многогранников при решении задач.

3. Оснащение занятия

3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы.

Справочная литература: А.Е.Әбылқасымова, В.Е. Корчевский, З.Ә. Жумагулова,  Алгебра и начала анализа: Учебник для 10 классов  естественно- математического направления обшеобразовательных школ.1-2 часть.  Алматы: Мектеп, 2019г.

 3.2 Техническое оснащение, материалы, ИКТ: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.

 

 

    4. Ход занятия

 

Заплани-

рованные этапы урока, время

Деятельность, запланированная на уроке

 

Ресурсы

 

 

Начало урока

Орг. момент.

 

 

Проверка домашнего задания.

Повторение.

·         Дайте определение пирамиды.

·         Назовите элементы пирамиды.

·         Какая пирамида называется правильной?

·         Как находится площадь боковой поверхности правильной пирамиды?

·         Чему равна площадь полной поверхности пирамиды?

·         Вспомним определение трапеции

·         Какие виды трапеций вам известны?

·         Как найти площадь трапеции?

Презентация

 

Середина урока

https://drive.google.com/file/d/1SpAuXqH38NmLBI6T8KP_uBqVQhuR2PID/view?usp=sharing

 

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3208b518-f002-4c6a-a8ce-210e81e71261/view/

 

Пусть нам дана пирамида PA1A2…An. Проведем секущую плоскость β, параллельную плоскости основания пирамиды и пусть эта плоскость пересекает боковые ребра в точках B1,B2,…, Bn.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image005.png

Плоскость β разбивает пирамиду на две фигуры: пирамиду PB1B2…Bn  и многогранник. Многогранник, гранями которого являются n-угольники A1A2…An и B1B2…Bn, расположенные в параллельных плоскостях и n четырехугольников A1A2B2B1, A2A3B3B2,…, AnA1B1Bn называется усеченной пирамидой.

Вокруг нас много примеров усеченных пирамид. Вытяжка над кухонной плитой имеет форму усеченной пирамиды.клавиши клавиатуры и другие предметы.

N-угольники A1A2…An и B1B2…Bn называются соответственно верхним и нижним основанием. Четырехугольники A1A2B2B1, A2A3B3B2,…, AnA1B1Bn называются боковыми гранями.

Отрезки A1B1,…, AnBn называются боковыми рёбрами усеченной пирамиды.

Усеченную пирамиду обозначают так A1A2…AnB1B2…Bn. Возьмем на верхнем основании произвольную точку C и из этой точки опустим перпендикуляр на нижнее основание. Этот перпендикуляр называется высотой усеченной пирамиды.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image006.png

Теперь давайте докажем, что боковые грани усеченной пирамиды – это трапеции.

Для доказательства рассмотрим грань A1A2B2B1. Понятно, что для других боковых граней доказательство будет проводится аналогично.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image007.png

Поскольку секущая плоскость проводилась параллельно плоскости основания, то можно записать, что A1A2 параллельно B1B2. Очевидно, что две другие стороны четырехугольника A1A2B2B1 не параллельны (они пересекаются в точке P). Получаем, что этот четырехугольник – трапеция. Очевидно, что все остальные боковые грани тоже будут трапециями.

Как и в случае с пирамидой, усеченная пирамида тоже может быть правильной.

Усеченная пирамида называется правильной, если она получена сечением правильной пирамиды плоскостью, параллельной основанию.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image008.jpg

Основаниями усеченной пирамиды являются правильные многоугольники, а боковые грани – равнобедренные трапеции.

Высоты этих трапеций называются апофемами.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image009.png

Объединение боковых граней называется боковой поверхностью усеченной пирамиды, а объединение всех граней называется полной поверхностью усеченной пирамиды. Тогда площадью боковой поверхности пирамиды называется сумма площадей ее боковых граней.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image010.png

А площадью полной поверхности пирамиды называется сумма площадей всех ее граней.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image011.png

Теорема о площади боковой поверхности правильной усеченной пирамиды.

Площадь боковой поверхности правильной усеченной пирамиды равна произведению полусуммы периметров основания на апофему.

 

Ссылка 1, 2

Презентация к уроку.

 

Закрепление.

Задача 1. Стороны оснований правильной усеченной четырехугольной пирамиды https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image017.png равны https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image018.png и https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image019.png. Высота пирамиды равна https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image020.png. Найти площадь боковой поверхности.

Решение.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image021.pnghttps://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image022.png

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image023.png

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image024.png

Ответ. 120 см2

Задача 2. Правильная треугольная пирамида РАВС с высотой РН=8см  и стороной основания равной https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image029.png рассечена плоскостью А1В1С1 , проходящей через середину Н1  высоты РН параллельно основанию АВС . Найти площадь боковой поверхности полученной усеченной пирамиды.

Решение.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image034.pnghttps://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image035.png

Ответ. 135https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/geom10/28-usiechiennaia-piramida.files/image036.png см2.

 

Презентация

 

 

Конец урока

Рефлексия

Слайд

 

Домашнее задание:

1.      Написать конспект.

2.      Решить задачу.

3.      Подготовить сообщение «Пирамида в архитектуре».

Карточка-задание

          5.Рефлексия по занятию

Рефлексия «+, -, интересно».

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

      6. Домашнее задание

Оценочный лист:

Выполненное задание:

Баллы

1.       

Составить конспект.

30

2.       

Решить задачи.

30

3.       

Подготовить сообщение «Пирамида в архитектуре».

40

Задача.

В правильной четырехугольной усеченной пирамиде стороны оснований равны 24см и 8см, а высота-15см. Вычислите площадь полной поверхности пирамиды.

 

Подпись преподавателя________________________


 

Скачано с www.znanio.ru

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

КГУ «Индустриально-технологический колледж»

Оснащение занятия 3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы

Оснащение занятия 3.1 Учебно-методическое оснащение: дидактические материалы, справочно-инструктивные таблицы, карточки с заданиями, оценочные листы

Плоскость β разбивает пирамиду на две фигуры: пирамиду

Плоскость β разбивает пирамиду на две фигуры: пирамиду

Основаниями усеченной пирамиды являются правильные многоугольники, а боковые грани – равнобедренные трапеции

Основаниями усеченной пирамиды являются правильные многоугольники, а боковые грани – равнобедренные трапеции

Ответ. 120 см 2 Задача 2. Правильная треугольная пирамида

Ответ. 120 см 2 Задача 2. Правильная треугольная пирамида

Домашнее задание: 1.

Домашнее задание: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.06.2021