Конспект урока «Искусство Древней Руси . Соборы»
Учитель гимназии №125 Хабибуллина Зухра Рахибовна
Цели урока:
- знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма, его конструкцией, символикой; - учиться приемам моделирования из бумаги; - формировать понятия симметрия, пропорции; - раскрывать значимость и красоту духовного наследия нашего государства; -пробуждать интерес к духовным ценностям культуры.
Оборудование: 1. образцы работ, выполненные в изучаемой технике; 2. зрительный ряд – презентация «Древние соборы»; 3. компьютер.
Материалы для работы: цветная бумага и/или картон, белая бумага, ножницы, клей.
План урока. 1. Орг. момент; 2. Объяснение нового материала (беседа); 3. Инструктаж к практической работе; 4. Практическая работа (моделирование из бумаги); 5. Подведение итогов (выставка работ).
Ход урока.
1. Орг. момент. (Цель: настрой на работу). У.: Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку, все ли материалы лежат на своих местах. Занимайте свои места, приготовьтесь внимательно слушать и выполнять очень интересную работу.
2. Объяснение нового материала. (Цель: знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма, его конструкцией, символикой; знакомство с памятниками архитектуры Руси).
Беседа «Древние соборы» (используется презентация- зрительный ряд «Древние соборы»)
У.: Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие во времени. Мы говорили на протяжении нескольких уроков о деревянном зодчестве, а сегодня продолжим разговор о развитии архитектуры Древнерусского государства. Я покажу вам несколько изображений, а вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока.
Слайд 1. Древние соборы. У.: Да. Сегодня мы будем говорить о соборах и храмах. Но не о современных, а самых древних, сохранившихся до наших времен. Итак, в путь. - 3 - Вместе с православием на Русь пришли и православные книги, церковные обряды, архитектура, первые священники. Началось строительство православных храмов. Какой материал для строительства пришел на смену дереву и почему? (камень) Соборы и храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Слайд 2. Крестово-купольные храмы. Православные храмы, которые стали строить сначала приглашенные, а затем и свои мастера, имели в плане крест, а наверху – купол или несколько куполов. Поэтому этот тип храмов называется крестово-купольный. Что символизирует крест? (силу Бога, которая помогает верующим) Что символизирует купол? (пылающую свечу, пламенность молитвы).
Слайд 3. Софийский собор в Киеве. Одним из первых православных храмов стал Софийский собор в Киеве (начало 11 века) и Софийский собор в Великом Новгороде (начало 12 века).
Слайд 4. Софийский собор в Великом Новгороде.
Слайд 5. Во Владимире - белокаменный Успенский собор, возведённый в XII веке на месте крепостных зданий построенных Владимиром Мономахом.
Слайд 6. Церковь покрова на Нерли (Владимирская область).
Слайд 7. Город Смоленск славен своими соборами и храмами. Некоторые из них, построенные в 12 веке, сохранились до нашего времени, реставрированные или отстроенные заново, они хранят нашу историю. Это Успенский собор. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) – кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609-1611 годов на месте одноимённого собора XII века.
Слайд 8. Церковь Петра и Павла. Другим выдающимся образцом храмового зодчества XII века является церковь Петра и Павла. Каменный храм в честь апостолов Петра и Павла построен в 1146 году при Ростиславе Мстиславовиче, князе Смоленском.
Слайд 9. Церковь Архангела Михаила (Свирская) является одним из уникальных, дошедших до нас во всей своей красе, архитектурных памятников XII века. Каменный храм в честь Архангела Михаила возведен Давидом Ростиславовичем, князем Смоленским во время его правления в 1180-1197 годах.
Слайд 10. Коллаж.
3. Инструктаж к практической работе
(Цель: определение последовательности этапов работы). Сегодня на уроке мы попробуем передать в своих работах красоту русских соборов. Работать будем с бумагой. Нам понадобятся 2 цвета. Один для фона вы выберете сами, второй цвет белый. Почему? Белый цвет – это свет. Он означает мир, тишину, чистоту. В белые одежды одеваются служители православной церкви. Белая окраска у православных храмов. Белый цвет объединяет все цвета радуги. Рассмотрим работы и ответим на вопрос: - Что объединяет все эти работы? (тема – храмы, 2 цвета в работе, симметрия конструкции храма). Эти моменты вы должны будете отразить в своей работе. Самое сложное - это передать пропорции и симметрию конструкции. Начнем работу с самого сложного.
1. Складываем лист белой бумаги пополам. Намечаем контур храма (нарисуем только половину) и тех частей, которые необходимо будет вырезать.
2. Аккуратно вырезаем по намеченному контуру
3.Разворачиваем. Изображение храма готово.
4.Выбираем фон
5.Красиво располагаем все детали на листе фона, соблюдая правила композиции
6.Наклеиваем детали на фон.
4. Практическая работа ( (Индивидуальная работа детей)
5. Подведение итогов (Выставка работ)
Список источников: http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://road-stories.livejournal.com/ http://www.smolensk-travel.ru http://stud.ibi.spb.ru http://speak-russian.cie.ru http://stranamasterov.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.