Конспект урока в 4 классе " Искусство древней Руси. Соборы"
Оценка 4.6

Конспект урока в 4 классе " Искусство древней Руси. Соборы"

Оценка 4.6
docx
16.06.2020
Конспект урока  в 4 классе " Искусство древней Руси. Соборы"
Конспект урока Иск. Др.Руси . Соборы.docx

Конспект урока «Искусство Древней Руси . Соборы»

Учитель гимназии №125 Хабибуллина Зухра Рахибовна

Цели урока:

- знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма, его конструкцией, символикой;                                                                                                                        - учиться приемам моделирования из бумаги;                                                                                                                   - формировать понятия симметрия, пропорции;                                                                                                                    - раскрывать значимость и красоту духовного наследия нашего государства;   -пробуждать интерес к духовным ценностям культуры.

Оборудование:                                                                                                                                                                    1. образцы работ, выполненные в изучаемой технике;                                                                                                                2. зрительный ряд – презентация «Древние соборы»;                                                                                                     3. компьютер.

Материалы для работы: цветная бумага и/или картон, белая бумага, ножницы, клей.

План урока.                                                                                                                                                                                  1. Орг. момент;                                                                                                                                                                                        2. Объяснение нового материала (беседа);                                                                                                                       3. Инструктаж к практической работе;                                                                                                                              4. Практическая работа (моделирование из бумаги);                                                                                                   5. Подведение итогов (выставка работ).

Ход урока.

1. Орг. момент. (Цель: настрой на работу).                                                                                                                     У.: Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку, все ли материалы лежат на своих местах. Занимайте свои места, приготовьтесь внимательно слушать и выполнять очень интересную работу.

2. Объяснение нового материала. (Цель: знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма, его конструкцией, символикой; знакомство с памятниками архитектуры Руси).

Беседа «Древние соборы» (используется презентация- зрительный ряд «Древние соборы»)

У.: Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие во времени. Мы говорили на протяжении нескольких уроков о деревянном зодчестве, а сегодня продолжим разговор о развитии архитектуры Древнерусского государства. Я покажу вам несколько изображений, а вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока.

Слайд 1. Древние соборы.                                                                                                                                                                  У.: Да. Сегодня мы будем говорить о соборах и храмах. Но не о современных, а самых древних, сохранившихся до наших времен. Итак, в путь. - 3 - Вместе с православием на Русь пришли и православные книги, церковные обряды, архитектура, первые священники. Началось строительство православных храмов. Какой материал для строительства пришел на смену дереву и почему? (камень) Соборы и храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Слайд 2. Крестово-купольные храмы. Православные храмы, которые стали строить сначала приглашенные, а затем и свои мастера, имели в плане крест, а наверху – купол или несколько куполов. Поэтому этот тип храмов называется крестово-купольный. Что символизирует крест? (силу Бога, которая помогает верующим) Что символизирует купол? (пылающую свечу, пламенность молитвы).

Слайд 3. Софийский собор в Киеве. Одним из первых православных храмов стал Софийский собор в Киеве (начало 11 века) и Софийский собор в Великом Новгороде (начало 12 века).

Слайд 4. Софийский собор в Великом Новгороде.

Слайд 5. Во Владимире - белокаменный Успенский собор, возведённый в XII веке на месте крепостных зданий построенных Владимиром Мономахом.

Слайд 6. Церковь покрова на Нерли (Владимирская область).

Слайд 7. Город Смоленск славен своими соборами и храмами. Некоторые из них, построенные в 12 веке, сохранились до нашего времени, реставрированные или отстроенные заново, они хранят нашу историю. Это Успенский собор. Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) – кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609-1611 годов на месте одноимённого собора XII века.

Слайд 8. Церковь Петра и Павла. Другим выдающимся образцом храмового зодчества XII века является церковь Петра и Павла. Каменный храм в честь апостолов Петра и Павла построен в 1146 году при Ростиславе Мстиславовиче, князе Смоленском.

Слайд 9. Церковь Архангела Михаила (Свирская) является одним из уникальных, дошедших до нас во всей своей красе, архитектурных памятников XII века. Каменный храм в честь Архангела Михаила возведен Давидом Ростиславовичем, князем Смоленским во время его правления в 1180-1197 годах.

Слайд 10. Коллаж.

3. Инструктаж к практической работе

 (Цель: определение последовательности этапов работы).                                                                                            Сегодня на уроке мы попробуем передать в своих работах красоту русских соборов. Работать будем с бумагой. Нам понадобятся 2 цвета. Один для фона вы выберете сами, второй цвет белый. Почему? Белый цвет – это свет. Он означает мир, тишину, чистоту. В белые одежды одеваются служители православной церкви. Белая окраска у православных храмов. Белый цвет объединяет все цвета радуги.                                                                                                                                                                               Рассмотрим работы и ответим на вопрос: - Что объединяет все эти работы? (тема – храмы, 2 цвета в работе, симметрия конструкции храма). Эти моменты вы должны будете отразить в своей работе. Самое сложное - это передать пропорции и симметрию конструкции. Начнем работу с самого сложного.

1.  Складываем лист белой бумаги пополам. IMG_20171106_150931.jpgНамечаем контур храма (нарисуем только половину)     и      тех частей, которые необходимо будет вырезать.

 

 

 

2.  Аккуратно вырезаем по намеченному контуру

3.Разворачиваем. Изображение храма готово.

IMG_20171106_151056.jpg

4.Выбираем фон        

5.Красиво располагаем все детали на листе  фона,    IMG_20171106_151510.jpg соблюдая правила композиции

6.Наклеиваем детали на фон.

 

4. Практическая работа ( (Индивидуальная работа детей)

5. Подведение итогов (Выставка работ)

 

Список источников: http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://road-stories.livejournal.com/ http://www.smolensk-travel.ru http://stud.ibi.spb.ru http://speak-russian.cie.ru http://stranamasterov.ru


 

Конспект урока «Искусство Древней

Конспект урока «Искусство Древней

Древнерусского государства. Я покажу вам несколько изображений, а вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока

Древнерусского государства. Я покажу вам несколько изображений, а вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока

Петра и Павла построен в 1146 году при

Петра и Павла построен в 1146 году при

Аккуратно вырезаем по намеченному контуру 3

Аккуратно вырезаем по намеченному контуру 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2020