Конспект урока в 4 классе по теме: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»
Структура урока по теме: «Приют, спокойствия, трудов и вдохновенья…»
1. Вводный этап: ( 1 слайд: заставка на ней чернильница с пером, кисть с палитрой, музыкальные предметы)
Ребята, меня зовут Ангелина Владимировна, и я сегодня проведу у вас урок музыки. Я очень рада встречи с вами, в ходе урока мы с вами познакомимся ближе. Скажите, как ваше настроение? Готовы к новым приключениям в стране музыки? Давайте по приветствуем друг друга, а поможет нам в этом музыка. Текст на экране, слушаем вступление, поём со мной.
Звучит музыкальное приветствие:
Колокольчик нам поёт
Всех на музыку зовёт,
Слышишь звонкий голосок
Начинается урок:
Динь- дон, динь- дон
Здравствуйте.
2. Проблемная ситуация, выход на тему: (3 слайд:
Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебная корзина, давайте посмотрим, что в ней: корзинка наша волшебная, она нам поможет определить: О ком и о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке
Достаю 1 картинку:
… Идет на право песнь заводит
Налево сказку говорит,
Там чудеса, там леший бродит
Русалка на ветвях сидит…
Вешаю на доску первого героя. Показываю 2 картинку:
… Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи,
Я ль на свете всех милее
Всех румяней и белее…
Вешаю на доску второго героя. Показываю 3 картинку: …
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-куку!
Царствуй лежа на боку!»…
Вешаю на доску третью картинку
Показываю 4 картинку: … Вешаю на доску четвертого картинку.
Показываю 5 картинку: …
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Кучки ровные кладёт
И с присвисточкой поёт….
Итак, ребята, догадались, кто же автор этих замечательных строк?
(4слайд: портрет А.С. Пушкина)
- Автор этих прекрасных сказок и многих других замечательных произведений и стихов А. С. Пушкин. Но о сказке мы будем поговорим позже, а сейчас мы отправимся в родовое имение поэта- село Михайловское, где ждёт нас приют спокойствия трудов и вдохновенья. Это и будет тема нашего урока. (открывается доска с портретом Пушкина, с обозначенной темой;
5 слайд : картины села Михайловского); на доске появляется картина села Михайловского
Приветствую тебя пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов, и вдохновенья.
Так называл Александр Сергеевич Пушкин в своих стихах село Михайловское.
Беседа с ребятами:
-Ребята, как вы понимаете, что такое приют? ( место, где поэт находился,
жил определенное время…)
- А что значит спокойствие? ( значит отдыхал вдали от суеты…)
- какое время года навевает нам спокойствие? ( осень, природа готовится к
долгому зимнему сну, … человек закончил полевые работы, собран урожай в
садах, огородах, ночи становятся длинными…)
- А почему приют трудов? Как вы это понимаете? ( значит много трудился,
писал произведения, думал, строил творческие планы…)
- Что значит, вдохновение? Что его вдохновляло на создание его
замечательных произведений и стихов? ( желание что- делать, творить…;
помогала спокойная природа; тишина, покой сельской местности, красота
природы, которая окружала поэта…)
Итак, нам предстоит сегодня выяснить:
- Почему же А.С. Пушкин так поэтично назвал этот уголок- село Михайловское- приютом спокойствия, труда и вдохновенья, какое настроение, какие чувства способствовали созданию многих произведений, стихов, сказок в этот период.
- Познакомимся с авторами живописи и музыки, которые отразили именно этот период творчества поэта.
- И конечно же и музыкальные минутки помогут нам вспомнить ранее изученный материал и усвоить новый.
Обратите внимание, у вас на столах листы- помощники «Лестница познаний» с заданиями и подсказками.
Мы вместе будем создавать сегодня тематическое панно на доске.
Итак, отправляемся в село Михайловское- приют спокойствия, трудов и
вдохновенья…
3. Работа с картиной Виктора Попкова «Осенние дожди» в учебнике стр.
42
- Какое время года у нас за окном?
А вы любите осень? Почему?
Какое чувство, настроение навевает осень?
-Пребывание поэта в родовом имении селе Михайловском нашло отражение в творчестве многих русских художников. Такой картиной является картина русского художника Виктора Попкова, помещенная на странице 42 нашего учебника, откройте, пожалуйста, и давай рассмотрим её внимательно и попытаемся составить небольшой рассказ, выполним первое задание.
задание № 1: Вам предстоит восстановить деформированный текст, который поможет нам увидеть картину, почувствовать душевное состояние поэта.
Ваша задача, подобрать необходимые слова и выражения к данным предложениям.
Дети работают с текстом, в это время звучит «Осень» Г. Свиридова.
1. А.С. Пушкин изображен на ступеньках… 2. Он погружен… 3. Вдали небольшие озёра, реки, холмы с… 4. Животные пасутся на… 5. Листья на деревьях… 6. Небо низкое… 7. Деревья гнутся под… |
А) мысли и раздумья
Б) извилистыми дорогами и тропинками В)Родительского дома Г) пожелтели Д) просторных лугах Е) порывами ветра Ж) серое, дождливое |
- Какое настроение передаёт художник? 9состояние тишины, покоя сельской местности)
В процессе выполнения работы звучал отрывок из произведения Г. Свиридова «Пастораль», это определение есть у вас в словарике .
- Природа здесь не яркая, не броская, но именно она когда- то очаровала поэта, а он очаровал ею нас в своих стихах.
- Какое время года вы увидели на картине? (осень)
- Александр Сергеевич Пушкин больше всех времен года любил осень.
- А теперь давайте послушайте, как же поэт передаёт своё отношение к
осени. Текст стихотворения у вас в рабочих листах.
4. Слушание чтение в записи: «Унылая пора! Очей очарованье!»
- Какое первое впечатление от услышанного прочтения стихотворения? Что
почувствовали?
( тихое, печальное, не радостное, минорное, на душе мрачно, тоскливо, одиноко)
- Так ли все печально, грустно, тоскливо как кажется на первый взгляд?
Давайте попробуем в этом разобраться. Читаем по цепочке текст стихотворения: первая строка – какое настроение вызывает (грусть, тоска, печаль)
- А вторая строка? ( радость, восхищение, любование красотой природы)
- А как в музыке называется передача настроение? (обращаемся к словарику)
Задание №2: Анализ стих. А. С. Пушкин « Осень», выполняем второе задание найти сроки в стихотворении, созвучные минору и мажору.
Задание №2: Анализ стих. А. С. Пушкин « Осень», выполняем второе задание найти сроки в стихотворении, созвучные минору и мажору.
Унылая пора! Очей очарованье! Мажор
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье, Минор
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Вывод: Слушая стихи Пушкин, наше воображение рисует осенний лес, полный богатых красочных оттенков. Поэт не раз восхищался красотой осенних лесов, бодрящим свежим воздухом осени.
Каждая строка у Пушкина звучит какой- то своей, особой удивительно прекрасной мелодией…
Какой она будет?...
Слушание произведения П. И. Чайковского.
Сейчас мы услышим пьесу из сборника «Времена года» П.И. Чайковского.
-Созвучна ли будет музыка стихам А.С. Пушкина?
-Какими чувствами наполнил её автор?
- Какую осень увидел композитор?
Анализ произведения:
Осень: тихая, печальная, дождливая…
Чувства: одиночества, тоски, грусти…
Смена настроения была: с грустного, пасмурного на более светлое, радостное.
Передача чувств, собственных переживаний автора в музыке, поэзии,
называют лирикой.
Как композитор «подчеркнул» это в музыке:
звучание стало более яркое, темп оживленней, появилось движение в музыке.
Усиление звучания звука в музыке называется- как? (крещендо)
А можно выполнить цветовое крещендо?
- Вернемся к любимому времени года поэта? Какое? (осень)
- как осень вступает в свои «права»? (постепенно, от зеленного к желтому)
- а теперь давайте пропоем « Цветовое крещендо», используя попевку, текст которой есть у вас в рабочих листах.
Динамическая пауза:
А не отправится ли нам на прогулку в осенний лес, полюбоваться
красотой осеннего леса, послушать звуки природы.
Ансамбль «Звуки осени» ( достаем из корзины предметы)
-Так хорошо в осеннем лесу, какая же прогулка без песни?
Карточка 8
Разучивание песни: «Осень в лесу»
Поём с детьми, текст в рабочих листах
Итог урока:
Итак, нам пора возвращаться в класс.
Что же мы сегодня с вами узнали, давайте вспомним:
1) Что называл поэт в своих стихах «приютом, спокойствия и вдохновения»? (село Михайловское)
2) Почему же Пушкин так поэтично назвал этот уголок?
3) А что вдохновило его на создание лучших произведений, написанных здесь? (природа, спокойствие, тишина, покой)
4 ) Какое отражение нашли произведения Пушкина в творчестве художников и композиторов?
5) Картину какого художника рассмотрели?
6) Какое музыкальное произведение прозвучало на уроке и кто автор?
Творческое задание с персонажем сказок А.С. Пушкина
Сегодня в начале урока мы познакомились с персонажами сказок А. С. Пушкина.
Как мы уже знаем, поэт создал огромное количество стихов, сказок, поэм.
Вам творческое задание в группах: к картине подобрать название произведения А.С. Пушкина и соответственно одного из персонажей.
Более подробно со сказками А.С. Пушкина мы познакомимся на следующих уроках, и вы должны помочь в этом.
Д/З : Творческое задание ( по желанию)
1. В «Сказке о царе Салтане» есть три чуда. Нужно прочитать и найти эти три чуда; (можно это изобразить в рисунках);
2. Выучить наизусть любое стихотворение А.С. Пушкина, созвучное теме: «Осень», продекламировать в классе;
3. Традиционное прочитать стр. 42-43 учебника.
Пусть эта осень станет для вас самой не забываемой!
Желаю всем хорошего настроения, здоровья, радости, тепла!
Урок окончен! Спасибо за работу! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.