На сегодняшний день в образовании произошли глобальные изменения: введены новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), принят Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Современный урок выступает как основная форма реализации требований ФГОС. В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Современный урок - это:
· урок с использованием техники;
· урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
· урок, содержащий разные виды деятельности;
· урок, на котором ученику должно быть комфортно;
· урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
· современный урок развивает у детей креативное мышление;
· современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
· урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Данная разработка урока показывает мой поиск своей системы проведения уроков «нового» типа. На уроке используются проектная технология и технология деятельностного обучения.
Класс: 8 а класс
Предмет: физика
Учитель : Гусева Е.В.
Тема: Виды соединения проводников. Последовательное соединение проводников.
Цель урока: закрепить знание закона Ома, познакомить учащихся с видами соединений проводников, исследовать закономерности, существующие в цепи с последовательным соединением проводников.
Задачи:
- обучающие: формирование умений составлять электрические цепи, проводить простейшие измерения, исследовать закономерностями, существующими в цепи с последовательным соединением проводников. Раскрыть назначение последовательного соединения, закрепить полученные знания путем решения задач.
-развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты
экспериментов, строить план эксперимента, делать выводы, развивать мышление, устную речь учащихся.
-воспитательные: формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, патриотизм, развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.
Формируемые УУД
Личностные:
· мыслообразование (Я должен посмотреть…)
· понимание причин успеха в учебе
· интерес к различным видам учебной деятельности
· осознание ответственности за общее дело
· интерес к различным видам учебной деятельности
· самооценка на основе критерия успешности
Познавательные:
· извлечение необходимой информации из текстов
· анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия
· использование знаково - символических средств
· выполнение действий по алгоритму
· контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
· волевая саморегуляция
· выполнять действия в устной форме
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
· осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя
· принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
· принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя
· контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные:
· планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
· выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
· аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
· стремиться к координации различных мнений в сотрудничестве
· использование критериев для обоснования своего суждения
· контролировать свои действия в коллективной работе
Наглядные пособия и оборудование:
· презентация;
· мультимедийный проектор;
· демонстрационные цепи с последовательно и параллельно соединёнными лампочками.
· Комплекты лабораторного оборудовании для работы в группах.
I.Организационный этап.
Учитель: Добрый день ребята. Присаживайтесь, пожалуйста. Сегодня мы с вами продолжаем наше увлекательное путешествие в мир электричества. Как ваше настроение сегодня.
Сегодня на уроке я хотела бы, что новый для вас материал, был изучен в процессе экспериментальной деятельности, потому что:
В любой науке,
в любом искусстве
лучший учитель - опыт...
(Мигель де Сервантес)
Час работы научит больше,
чем день объяснений (Руссо)
II. Этап целеполагания. Самоопределение к деятельности.
На экране – картинки с елочными гирляндами, над доской висит включенная гирлянда.
Учитель: Посмотрите ребята и ответьте , а что сейчас общего есть у нас с картинками.
Ученики: Гирлянды.
Учитель: Правильно. Как красиво, все сверкает. Где взять такое количество гирлянд.
Ученики: Купить.
Учитель: Правильно. А что для этого надо.
Ученики: Деньги.
Учитель: А если их нет? Возможен другой вариант?
Ученики: Собрать самим.
Учитель: А что для этого необходимо?
Ученики: Лампы, провода, знания.
Учитель: Как вы думаете, а хватит ли нам тех знаний, которые есть уже сейчас, чтобы собрать правило гирлянду? Какие вопросы вы должны себе задать, перед тем как начать собирать?
(Высказывание учеников класса о проблемах с ёлочной гирляндой.)
Учитель: Конечно: - сколько ламп нужно взять, потому что на каждой лампе написана сила тока, напряжение, на которое они рассчитаны. Если напряжение будет больше, то она сгорит, будет меньше – будет гореть слабо;
- как соединить;
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему если перегорела одна лампочка в елочной гирлянде, то она не работает, а если перегорела одна лампа в квартире, это ни как не отражается на работе остальных приборов?
В чем отличие соединения ламп?
Какие физические величины характеризуют электрическую цепь?
Чтобы вы смогли поставить для себя цель на сегодняшний урок, давайте поработаем с ключевыми словами на тему «Величины, характеризующие электрический ток».
Ученики называют слова, относящиеся к теме «Постоянный ток».
Ключевые слова: сила тока, сопротивление, амперметр, вольтметр, последовательное соединение, напряжение, параллельное соединение, Вольт, Ом, Ампер, омметр.
Учитель вывешивает слова на доску.
Задание: «Собери пазл»
Ученики, объединяя слова в группы, стараются выстроить цепочки, построенные ими в процессе работы с ключевыми словами.
Пример: сила тока – I – Ампер – амперметр – последовательное соединение
Напряжение – U - Вольт- вольтметр – параллельное соединение
Сопротивление – R - Ом - омметр
Давайте проверим свои знания. Ответьте на вопрос верное или неверное утверждение. Ученики сначала самостоятельно в тетради красной пастой и синей отмечают венное или неверное утверждение. Затем устно проверяют, объясняя почему они так считают.
1. Через алюминиевый провод пропускают электрический ток. Если увеличить напряжение на проводнике в 3 раза, то сопротивление провода увеличится в 3 раза. (неверно)
2. К медному проводнику приложили некоторое постоянное напряжение. Если увеличить сопротивление в 2 раза, сила тока увеличится в 2 раза. (неверно)
3. Если заменить медную спираль на нихромовую, то сопротивление спирали увеличится. (верно)
4. Электрический ток направлен от положительного полюса источника тока к отрицательному полюсу. (верно)
5. Электрический ток это направленное движение молекул. (неверно)
6. Имеются две проволоки одинаковых размеров: первая изготовлена из вольфрама, а другая из константана. Сопротивление константановой проволоки больше. (верно)
7. В лампе накаливания используется химическое действие тока. (неверно)
8. Амперметр включают параллельно тому участку цепи на котором ,необходимо измерить силу тока, а вольтметр – последовательно. (неверно)
9. Если проволоку сделать вдвое короче, то сопротивление уменьшиться. (верно)
10. Через железный проводник пропускают электрический ток. Если напряжение увеличить в 3 раза, то сила тока увеличится в 3 раза.(верно)
11. По закону Ома сила тока прямо пропорциональна сопротивлению и обратно пропорциональна напряжению.(неверно)
12. Если электрическую гирлянду подключить к источнику постоянного напряжения 42 В, то она должна состоять из 8 ламп.
Учитель: Чтобы ответить на последний вопрос нам чего не хватает.
Ученики: рассуждают и приходят в выводу, что необходимо знать, как распределяются сила тока, напряжение и сопротивление при разных соединениях.
Учитель: Итак наша цель?
Ученики формулируют цель: законы последовательного соединения.
Учитель: Для выяснения закономерностей для указанных соединений, я предлагаю вам сегодня провести маленькое исследование в группах. Каждая группа сейчас получит карточку с заданием. 1и 3 ряд будут работать практически, а 2 ряд - обрабатывать предложенные им результаты экспериментов.
Работа в группах
1 ряд: исследует зависимость напряжения в цепи с последовательным соединением 2 проводников.
3 ряд исследует зависимость силы тока с последовательным соединением 2 проводников.
2 ряд на основе представленных результатов эксперимента вычисляет сопротивление первого проводника, второго и общего сопротивления участка цепи, состоящего из 2 проводников.
Затем все вместе делают вывод.
Задание: расставить правильно знаки между столбиками внутри строки.
I1 |
I2 |
I общее |
U1 |
U2 |
U общее |
R1 |
R2 |
R общее |
Находим законы в учебнике, зачитываем и проверяем, совпали с нашими выводами или нет.
Учитель. Оцените свою работу на уроке.
· Все ли верные утверждения я нашел.
· Все ли неверные утверждения я нашел.
· Получилась ли у меня правильная цепочка (1,2,3)
· Я смог собрать электрическую цепь без посторонней помощи.
· Я правильно снял показания с приборов.
· Правильно сделал вывод.
Задание: решить устно
1. Дан участок электрической цепи. Чему равно общее сопротивление этих резисторов?
Чему равна сила тока во 2 резисторе, если сила тока на первом 5 А?
Чему равно напряжение на первом и втором резисторах, а также общее напряжение.
2. Определите показания амперметра и общее сопротивление в электрической цепи, если R1 = 5 Ом, R2 = 3 Ом.
3. Каковы показания амперметра и общее сопротивление электрической цепи, если R1 = 10 Ом, R2 = 2 Ом?
Рефлексия
• Что нового вы узнали на уроке?
• Трудно ли вам было выполнять задания?
• Пригодятся ли эти знания в дальнейшем?
• ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ ОЦЕНКУ ЗА УРОК!
Исследование
3 ряд.
4. Собери цепь по схеме №1.
5. Сними показания силы тока. I1=
6. Собери цепь по схеме №2.
7. Сними показания силы тока. I2=
8. Собери цепь по схеме №3.
9. Сними показания силы тока. Iобщая =
10. Сделайте вывод.
1ряд.
1. Собери цепь по схеме №1.
2. Сними показания напряжения. U1 =
3. Собери цепь по схеме №2.
4. Сними показания напряжения. U2 =
5. Собери цепь по схеме №3.
6. Сними показания напряжения. Uобщее =
7. Найди сумму U1 + U2 =
8. Сравните сумму напряжений с общим напряжением.
9. Сделайте вывод.
2 ряд.
1. Используя показания силы тока 3 ряда и напряжения первого ряда, рассчитайте сопротивление первого проводника.
2. Используя показания силы тока 3 ряда и напряжения первого ряда, рассчитайте сопротивление второго проводника.
3. Используя показания силы тока 3 ряда и напряжения первого ряда, рассчитайте общее сопротивление проводников.
4. Сделайте вывод.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.