конспект урока в 8 классе по теме "Обособление уточняющих и присоединительных членов предложения"

  • docx
  • 11.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта урока_6 класс.docx

Технологическая карта урока

Дата проведения: 09.04.2024 г.

Предмет

Русский язык

Учитель

Шакирова Финзира Галимзяновна

Школа

Татарская гимназия

Класс

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний.

Тема

Обособление уточняющих и присоединительных членов предложения.

Цель

 

Отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения

Задачи

Предметные: подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию темы Обособление уточняющих и присоединительных членов предложения.

Метапредметные: развивать речь, орфографическую зоркость, внимание; умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему; формировать умение определять уточняющие члены предложения; воспитывать чувство взаимопомощи, умение общаться.

Личностные: сформировать положительную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,

Основные понятия

Обособление уточняющих и присоединительных членов предложения.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- учебник (Русский язык. 8 класс:  учебник для общеобразоват. Учреждений)

-- презентация по теме «Обособление уточняющих и присоединительных членов предложения»

Планируемый результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формируемые УУД:

Личностные УУД: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам. Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, умение ориентироваться в предложенном задании, выделение и осознание полученных знаний, оценивание приобретенных знаний. Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например,  с выводом в рамке.

Познавательные УУД: совместная работа учителя и учеников в ходе овладения знаниями о разрядах количественных числительных и решения учебной задачи, выполнение задания с использованием таблиц, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД: взаимодействия ученика с учителем, ученика с  одноклассниками, группы с группой, учителя с группой. Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре.

Предметные умения:

- иметь представление о понятиях обособление уточняющих и присоединительных членов предложения.

 

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, групповая

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный этап

Приветствие: Добрый день, я рада приветствовать вас в этом классе! Девчонок, мальчишек и мудрых гостей! Пусть будет в этом классе сегодня светло, тепло и уютно, пусть будет нам всем легко. Сегодня урок русского языка у вас проведу я, меня зовут – Финзира Галимзяновна. Садитесь!

Будем отвечать активно, 
Хорошо себя вести, 
Чтобы гости дорогие. 
Захотели вновь прийти! 

Лингвистическая разминка.

Работа на уроке начинается с чтения и размышления над словами Д.С.Лихачёва

«Вернейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. О человеке нередко сначала судят по его лицу, походке, поведению и часто ошибаются. Язык - более точный показатель человеческих качеств и культуры».

- Учащиеся определяют главную мысль высказывания и приходят к выводу: человек должен стремиться овладеть орфоэпическими нормами, чтобы быть культурным и образованным.

2. А можем ли мы считать себя образованными людьми, давайте проверим.

Несколько учащихся поработают индивидуально по карточкам. Остальные ответят на мои вопросы.

Фронтальный опрос по пройденным темам из раздела «Обособление».

- Какие члены предложения называются обособленными?(выделенные второстепенные члены)

- Как выражается обособление на письме? В устной речи ? (на письме запятыми, в устной речи – интонационно).

- В каком случае обособляются определения ,приложения ?(Если стоят после определяемого слова, относятся к личному местоимению ,имеют дополнительное обстоятельственное значение ,относятся к имени собственному)

- Каковы правила обособления обстоятельств? (обособление обстоятельств , выраженных одиночным деепричастием или деепричастным оборотом)

- В каком случае не выделяются обособленные обстоятельства ( если являются устойчивым выражением(фразеологизмом) Например: Работать спустя рукава. Сломя голову, затаив дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге

II. Актуализация знаний, повторение изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найдите  соответствия. Работа в парах.

Назовите обособленные члены предложения, укажите  причину обособления.

(Предложения распечатаны для каждой парты) Работа в парах.

А) Сирень,  покрытая  росой, наполняла воздух нежным ароматом.

Б) Дождь, нудный и бесконечный, всё ещё лил и лил.

В) И ворон, птица умная, сидит на дереве у самого костра.

Г) Утомлённый утренней прогулкой, я медленно брёл по аллее сада.

Д) Несмотря на сильный ветер, катер продолжал двигаться вперед.

 

1. Определение имеет добавочное обстоятельственное значение.

2. Распространённое определение, стоящее после определяемого слова.

3. Два нераспространённых определения, стоящих после определяемого слова.

4. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

5. Приложение, стоящее после определяемого слова.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Девятое апреля

Классная работа

 

Участвуют работают в парах. Анализируют, делают выводы.

 

 

 

 

 

Записывают в тетради число.

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Подведение к теме. Целеполагание.

 

МЫ ПРОДОЛЖИМ ИЗУЧАТЬ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

На доске написаны предложения:

 

а) Завтра мы пойдем на экскурсию.( в 10 часов)

 

б) Золотая осень землю украшает.(с желтыми листьями)

 

в) Постепенно гаснут в небе звезды. (очень медленно)

 

- Попробуйте конкретизировать данные члены предложения, сделать их более точными, ясными.

 

Учащиеся приводят свои примеры уточнения.

 

- Попробуем сделать вывод. Какие слова обособляются в данных предложениях?

           

Обособляются слова и словосочетания, уточняющие смысл предшествующих слов.
Запишите тему нашего урока. Обособление уточняющих и присоединительных членов предложения.

1.      Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке?

2.      Чему мы можем научиться?

3.      Как мы можем эти знания применить на практике?

Наблюдают, анализируют лингвистический материал, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока, цель.

IV. Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Давайте обратимся к учебнику на  стр. 188 и прочитаем правило. Я читаю, а вы следите по учебнику.

Работа по учебнику

А теперь  выполним упр.398 Задание читает…

Записываем в тетради Упражнение 398

Изображение 398 К выделенным членам предложения подберите подходящие по смыслу уточняющие обстоятельства места или времени. Спишите, выделяя уточняющие члены запятыми. Прочитайте...

 

Наблюдают, анализируют, делают выводы.

 

Работают по учебнику, читают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Физкультминутка

Хорошо вы потрудились,

Теперь пора нам отдохнуть.

 

Выполняют физминутку вместе с учителем.

VI. Закрепление

Ребята,  сейчас мы с вами продолжим работу в группах.  Вы получите тексты, ваша задача выполнить к нему задание, которое предлагается после текста. Давайте для начала ознакомимся с текстом. Я читаю, вы следите за мной.

Из предложенных пар предложений выбрать только предложения с уточняющими членами.

 

А.1.Здесь, среди болот, проб...рается тоненький ручеек.

 

2.Вчера на хуторе произошло нечто странное.

Б.1.Войдя в юрту Макар подошел к камельку.

2.Сегодня ,в восемь часов вечера,мы поед...м в гости.

В. 1.Нутрия ,или водяная крыса ,ценит(т ,ть )ся своим мехом.

2.Письмо доставит мой брат или его товарищ.

Г. 1.Я ничего не слышал ,кроме шума листьев.

2.На севере ,слабо мерцая , подымались какие-то белесоватые облака.

Конструирование предложений. Работа в группах.

Учащимся предлагается «собрать» рассыпавшееся предложение .

а) Половодья , весной , сейчас ,с , опасением ,мы, ранней, ждем.

Сейчас , ранней весной , мы с опасением ждем половодья .

б) Сидели , дети , дома , около , скамейке , на .

Около дома , на скамейке , сидели дети.

в) Изучаем , то есть , мы , предложения ,науку , о , словосочетании , предложении , и.

Мы изучаем синтаксис , то есть , науку о словосочетании и предложении.

Итак, приступили. Время на выполнение 3 мин.

-А теперь давайте проверим. Какая группа готова? Читаем задание и отвечаем.

-Ребята, кто считает что эта группа справилась успешно, поаплодируйте. Давайте поддержим!

Молодцы!

Вспоминают правила работы в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, сегодня на уроке мы много узнали, хорошо поработали. Теперь наступило время оценить индивидуальные знания каждого из вас.

 Время истекло.

Далее на экране вы видите критерии оценивания:

Критерии   оценивания
                теста:
 «5» – 5 правильных ответов  
 «4» – 4  правильных ответа  
 «3» – 3  правильных ответа  
 «2» – 2  правильных ответа  

-Работы собираем

Ребята выполняют тест на листочках, обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку

VII. Домашнее задание.

 

Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас огромный потенциал и хороший запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь легко. Запишем домашнее задание.

Выполнить упр. 401, 402, стр. 190  

 

Слушают задание, записывают в дневник.

VIII.Рефлексия.

 

– Наш урок подходит к концу.

1)      Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2)      Чему научились?

3)      Где вы можете применить эти знания?

Если вам понравился урок, покажите лайк правой рукой, а если не понравился покажите левой-дизлайк.

За вашу продуктивную работу я хочу угостить вас яблоками.

До свидания! До новых встреч!

 

Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы.

Имена числительные

 

количественные

 

 

порядковые

целые

одно…

 

дробные

одна вторая, ноль целых пять десятых…

 

собирательные

трое…

 

 

Разряды количественных

числительных

 


моего кота зовут барсик он любит много поесть спать и играть у него день рождение 27 сентября


 

Посмотрите также