Конспект урока в 9 классе «Циклы в Паскале»
Оценка 4.9

Конспект урока в 9 классе «Циклы в Паскале»

Оценка 4.9
docx
20.04.2020
Конспект урока в 9 классе «Циклы в Паскале»
konspekt_uroka_0.docx

Конспект урока в 9 классе

«Циклы в Паскале»

Тип урока:Урок постановки учебной задачи.

Цели урока: сформулировать тему урока путём анализа примеров, создать условия для осознания термина «цикл»; формировать у учащихся  представления о видах цикла, умение сопоставлять блок – схему с фрагментом программы; путём выполнения практической работы сформировать навыки по построению блок – схем и их реализации с помощью языка программирования, по отладке и тестированию программы; организовать совместную работу для развития коммуникативных навыков; создать условия для формирования логического и алгоритмического  мышления,безопасные условия работы в информационной среде.

Оборудование: автоматизированное место учителя (ПК, медиапроектор, экран, колонки, интерактивная доска),раздаточный материал, плакат шкала успеха.

1.Организационный момент. Приветственное слово учителя.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся

Учитель: Здравствуйте, ребята. Какую связь можно установить между картинкой и  блок – схемой, представленными на слайде?(слайд 1)

Дети: На них изображена реализация линейного алгоритма

Учитель: Кто знает что такое докучные сказки?

Дети:Это сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Учитель: Давайте прочтём  несколько примеров таких сказок.(читают сказки).(слайд 2,3)

Учитель:Каким словом можно назвать повторение одного и того же действия?

Дети:Цикл.

Учитель:Сталкиваетесь ли вы с циклами в повседневной жизни?(примеры детей)Как вы думаете о чем будет сегодня идти речь на уроке?

Дети: О циклах.

Учитель: Предлагаю вам сформулировать цели и задачи нашего урока.(один из учеников записывает цели, сформулированные учащимися, на пустом слайде)(слайд 3).

3.Изучение нового материала

Учитель:Как Вы думаете,  сколько раз должно выполнится действие, чтобы цикл завершился? Может ли цикл повторяться бесконечно?

Дети: Пока не выполнится условие. Может,  если нет условия.

Учитель: Какие алгоритмические конструкции понадобятся нам для реализации конструкции цикл.

Дети: Линейная и конструкция выбор.

Учитель:Согласны ли Вы с фразой: « цикл = повторяющееся действие + условие».(слайд 4)

 

Дети: Да, согласны.

 Учитель: Попробуйте построить блок – схему, реализующую, цикл.( работа у доски, неудачные попытки учащихся).

Учитель:Цикл в  переводе с греческого – круг.Алгоритм циклической структуры – это алгоритм, в котором предусмотрено неоднократное выполнение одной и той же последовательности действий. Многократное повторение последовательности действий называется циклом, а многократно повторяющиеся действия – телом цикла. Существует три формы циклов :цикл с параметром, цикл с предусловием, цикл с постусловием (Слайд5)

Учитель: Ребята, давайте попробуем вместе с вами сформулировать определения для каждого из видов цикла.

Оапределение1 - Цикл с параметром – это цикл, в котором тело цикла выполняется заранее известное количество раз, т.е. известен диапазон изменения параметра. Параметр – это переменная целого типа, которая либо увеличивается, либо уменьшается на единицу.

Цикл реализуется следующим образом:

1) параметру присваивается начальное значение;

2) если значение входит в заданный диапазон, то выполняется тело цикла, параметр изменяется на единицу и выполняется пункт 2;

3) если значение не входит в заданный диапазон, то выполнение цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла может не выполниться ни разу, если начальное и конечное значение цикла образуют пустой диапазон.

Определение 2 - Цикл с предусловием – это цикл, в котором тело цикла выполняется только в случае выполнения условия. Если условие становится неверным, то работа цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла может не выполниться ни разу, если условие цикла сразу задано неверным.

Определение 3 - Цикл с постусловием – это цикл, в котором тело цикла выполняется до тех пор, пока условие, заданное после тела цикла не станет верным. Если условие становится верным, то работа цикла прекращается и управление передаётся команде, следующей сразу за циклом.

При такой организации цикла тело цикла обязательно выполниться хотя бы один раз, даже если условие цикла сразу задано верным.

Учитель:Теперь перейдем к рассмотрению реализации этих циклов в Паскале и попробуем установить соответствие между видом цикла и его блок- схемой.(Представляются циклы, реализованные с помощью языка Pascal. Дети должны установить соответствие с блок –схемой).

Общий вид  цикла for

- for<параметр>:= <начальное значение>to<конечное значение>do<тело цикла> ; ( цикл с шагом +1).

- for параметр:= <начальное значение>downto<конечное значение>do<тело цикла> ; ( цикл с шагом -1).(слайд 7)

Непустой диапазон будет в том случае, если начальное значение > конечного значения.

Общий вид циклаwhile:while условие do тело цикла .

Общий вид команды: repeat тело цикла until условие .(слайд 8)

Учитель:Давайте рассмотрим правила, необходимые для дальнейшей работы.(слайды 9-12)

Правило 1.      Цикл ”for” применяется в том случае, если надо выполнять одну и ту же последовательность команд, в которых есть изменяющийся на единицу параметр.

Правило 2.      Циклы ”while” и ”repeat” применяются для записи любой задачи, в которой есть повторяющиеся действия.

Правило 3.      Запись команды повторения, в которой параметр увеличивается на единицу:

            а)  for  i : = iнач   to   iкон   do  команда ;

            б)  for  i : = iнач    to   iкон    do  begin  команды  end ;

             в)  i := iнач ; while  i<= iкон  do begin  команды; i := i + 1;  end ;

             г) i := iнач;  repeat  команды; i := i + 1; until  i>iкон ;

 Правило 4.   Запись команды повторения, в которой параметр уменьшается на единицу:

           а) for  i : = iнач  downto  iкон   do  команда ;

           б) for  i : = iнач  downto  iкон   do  begin  команды  end ;

           в) i := iнач ;  while  i>= iкон  do begin команды; i := i - 1;  end ;

           г) i := iнач;  repeat  команды; i := i - 1; until  i<iкон ;

 

 

Правило5. Если тело цикла в цикле for или в цикле while состоит из нескольких команд (больше одной), то тело цикла должно быть обозначено begin – end.(слайд 12)

Физкульминутка(проводится учителем)

Гимнастика для глаз(слайд 13)

Упражнения  для улучшения мозгового кровообращения

Упражнение 1. Выполняется сидя на стуле или стоя. На счёт «раз, два» - выполнить круговое движение правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. На счёт «три, четыре» - выполнить круговое движение левой рукой назад с поворотом туловища и головы налево. Упражнение повторить 4-6 раз в медленном темпе.

Упражнение 2. Выполняется сидя на стуле или стоя, руки в стороны, ладони вперёд, пальцы разведены. На счёт «раз» - обхватить себя за плечи как можно крепче. На счёт «два» - занять исходное положение. Упражнение повторить 4-6 раз в быстром темпе.

Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле, руки на поясе. На счёт «раз» - повернуть голову направо. На счёт «два» - исходное положение. На счёт «три» - повторить то же налево. Повторить 6-8 раз в медленном темпе.

Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить практическую работу. Примечание. Используется модель решения задачи, рекомендованная автором. Работа осуществляется в парах. На каждой парте лежит таблица с задачей, учащимся необходимо решить её с помощью одного из циклов, проверить правильность решения в среде Паскаль. Опыт показывает, что дети выбирают тот цикл, который им более понятен. Анализируя работы учащихся,  учитель имеет возможность понять какие виды циклов наиболее понятны, а какие нет, выстроить траекторию дальнейшей работы.(слайд 14)

Задача. Вычислить факториал числа N.

 

Домашнее задание. Решить задачу с использованием таблицы. Задача:Вычислить сумму ряда чисел 1/12 + 1/22 + 1/32 + … + 1/n2, где n определяется пользователем.

Рефлексия.Ребята давайте подведём итого нашего урока, для этого попрошу вас ответить на мои вопросы: Что нового Вы сегодня узнали? Чему сегодня научились? Какие знания, полученные ранее, помогли разобраться с новой темой? Какой из видов цикла вам наиболее понятен? Какие трудности возникли в ходе заполнения таблицы? Как Вы думаете, над чем мы будем работать на следующий урок?

Ребята, прошу вас оценить свою работу и отношение к уроку с помощью смайликов.(учащиеся приклеивают смайлики в таблицу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок понравился, у меня всё получилось, узнал много интересного.

Урок  оставил меня равнодушным, у меня не всё получилось.

Урок не понравился, у меня ничего не получилось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.      Воскресная компьютерная школа [Электронный ресурс] / Система программиованияPascal ABC. – Режим доступа: http://sunschool.math.rsu.ru;

2.      Дергачёва Л.М. Осуществление анализа алгоритма построения последовательности при решении задач ЕГЭ[Текст]/ Л.НМ.Дергачёва// Информатика и образование.-2011.-№1.-С.-28-39;

3.      Еремин, О.Ф. Методическое пособие по программированию на языке Pascal ABC [Текс]/ О. Ф. Еремин. – М.: Моздок, 2009. – 49 с.;

4.      Ушаков, Д.М. Паскаль для школьников [Текст]/ Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова. – СПб.: Питер, 2010. – 256 с.;

5.      Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] / «Алгоритмизация и программирование» в базовом курсе школы. – Режим доступа: http://festival.1september.ru;

 

 

 

 

 

 


 

Конспект урока в 9 классе «Циклы в

Конспект урока в 9 классе «Циклы в

Учитель: Каким словом можно назвать повторение одного и того же действия?

Учитель: Каким словом можно назвать повторение одного и того же действия?

Учитель: Попробуйте построить блок – схему, реализующую, цикл

Учитель: Попробуйте построить блок – схему, реализующую, цикл

При такой организации цикла тело цикла может не выполниться ни разу, если условие цикла сразу задано неверным

При такой организации цикла тело цикла может не выполниться ни разу, если условие цикла сразу задано неверным

Правило 1. Цикл ”for” применяется в том случае, если надо выполнять одну и ту же последовательность команд, в которых есть изменяющийся на единицу параметр

Правило 1. Цикл ”for” применяется в том случае, если надо выполнять одну и ту же последовательность команд, в которых есть изменяющийся на единицу параметр

Правило5. Если тело цикла в цикле for или в цикле while состоит из нескольких команд (больше одной), то тело цикла должно быть обозначено begin –…

Правило5. Если тело цикла в цикле for или в цикле while состоит из нескольких команд (больше одной), то тело цикла должно быть обозначено begin –…

На счёт «два» - занять исходное положение

На счёт «два» - занять исходное положение

Ребята, прошу вас оценить свою работу и отношение к уроку с помощью смайликов

Ребята, прошу вас оценить свою работу и отношение к уроку с помощью смайликов

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020