Тема: Страна Фантазия. Н.Н. Носов «Фантазёры».
Цель:
1. Познакомить учащихся с рассказом Н. Носова « Фантазёры», совершенствовать умения детей анализировать текст рассказа.
2. Развивать устную речь учащихся, фантазию, воображение. Стимулировать учащихся к активной мыслительной деятельности, составлению предвидений, умению различать и синтезировать информацию.
3. Воспитывать чувство юмора.
Оборудование: табличка «Девиз урока», иллюстрации с изображением облаков, иллюстрации к рассказу, портрет Н. Носова, выставка его книг, карточки «Моё настроение», страница из рабочей тетради (Приложение 1).
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Вид урока: урок внеклассного чтения с использованием технологии развития критического мышления.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Проверить готовность к уроку.
2. Эмоциональный настрой на урок:
Девиз урока:
Я - ученик.
Я - личность творческая.
Я думаю и мыслю.
Я анализирую и делаю выводы.
Мы хотим всё знать.
Учитель:
- Покажите мне карточкой ваше настроение на данный момент начала урока.
( Дети показывают карточки)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Метод 5-ти минутное «Эссэ» (работа в группах).
Игра «Мы – фантазёры».
Группам дана тема для фантазирования. Дети обсуждают эту ситуацию, выбирают ответственного за воспроизведение составленного.
- Представьте, что коровы имеют крылья и придумайте, как пасти этих коров, собирать их для дойки, предостеречь их от столкновения с самолётом.
(От каждой группы выступает один представитель).
Развитие воображения (работа в группах).
- Я покажу вам рисунки с изображением облаков, Внимательно посмотрите на эти рисунки. На что они похожи?
( Дети обсуждают в группах и представляют свои проекты).
- Объясните, почему вы так думаете?
- Что помогает вам распознавать в обычном облаке например, какое - то животное?
III. Мотивация учебной деятельности.
1. Чтение учителем стихотворения - шутки Н. Кончаловской «Про овощи».
Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена-
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от холодной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули, и все закричали;
- Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огурбузы росли
Помидыни росли,
Редисвёклы , чеслук и репуста.
IV. Мотивация учебной деятельности.
- Какие удивительные овощи росли на огороде?
- Это выдумка или правда?
- Могут ли на самом деле вырасти такие овощи?
-Скажите, как можно назвать людей, которые придумывают такие стихотворения?
V. Сообщение темы и цели урока.
- И вот сегодня на уроке мы с вами будем говорить о таком понятии, как «фантазия»,
познакомившись с рассказом Н. Носова «Фантазёры». Будем анализировать, делать
выводы, доказывать. И в конце урока сделаем вывод, чем отличаются между собой
фантазёры и лгуны.
VI. Восприятие и осознание нового материала.
1. Беседа о Н.Н. Носове.
- Кто такой Н. Носов?
- О чём он писал свои рассказы?
- Какие из его рассказов вы читали ранее?
- Чем вам они понравились?
(демонстрация выставки книг Н. Носова)
VII. Физминутка.
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
На зарядку, на зарядку,
На зарядку становись!
Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - всем присесть,
Семь, восемь - встать попросим,
Девять, десять - тихо сесть.
2. Чтение рассказа « Фантазёры» хорошо читающими учениками.
3. Вопросы о прочитанном (одна группа задаёт вопросы другой группе).
4. Работа с динамическим наглядным пособием.
(на доске висят иллюстрации к рассказу, их порядок нарушен).
- Поставьте иллюстрации в таком порядке, в котором происходят действия в рассказе.
(От каждой группы вызывается по одному ученику).
5. Выборочное чтение по иллюстрациям (каждая группа ищет текст к своей иллюстрации).
VIII. Обобщение и систематизация.
1. Беседа по прочитанному рассказу:
-Понравились ли вам ребята из рассказа Н. Носова?
-Что выдумали ребята?
-Могло ли это произойти на самом деле?
-Кто эти ребята -
обманщики и лгуны или выдумщики и фантазёры?
2. Рефлексия. Стратегия «Дневник двойных пометок (работа в группах).
- Запишите своё определение к данным словам.
(Один представитель от группы аргументирует ответы).
Лгун |
Фантазёр |
|
|
3. Стратегия «Диаграмма Вена» (работа в тетради в группах).
- Найти различия и общее в этих двух понятиях.
(Один представитель от группы аргументирует ответы).
IX. Итог урока.
1. Беседа:
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Игра «Сердечко» ( дети передают друг - другу сердечко и говорят за что именно этому ребёнку дано оно).
2. Самооценивание и оценивание работы детей в своей группе.
3. Оценивание работы детей учителем.
X. Домашнее задание.
Самостоятельно придумать фантастический рассказ, творчески оформив его на альбомном листе бумаги.
Приложение 1.
Урок
№ 8.
Тема урока: Страна Фантазия. Н.Н. Носов «Фантазёры».
Задания.
1. Стратегия «1 минутное «Эссэ».
За 1 минуту напишите 1-2 предложения к ситуации: «Представь, что коровы имеют крылья, как их пасти, собирать для дойки, предостеречь от столкновения с самолётом?»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Стратегия «Дневник двойных пометок».
Лгун |
Фантазёр |
|
|
3.
Метод «Диаграмма Вена».
Фантазёры. Н.Н. Носов
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
"Ловко придумал!" - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
- Ну, это что! - сказал он. - Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
- Вот так соврал! - рассмеялся Мишутка.
- Вовсе нет.
- Почему же ты теперь живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец говорит:
- Один раз я шел по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
- Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это.
- Ничего подобного. Я не про это.
- Ну ладно. Ври дальше.
- Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - раз! - и раздавил в лепешку.
- Ха-ха-ха! Вот это враки!
- А вот и не враки!
- Как же ты мог раздавить автобус?
- Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на веревочке тащил.
- Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.
- Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.
- Не веришь? Честное слово!
- На чем же ты летал?
- На ракете. На чем еще на Луну летают? Будто не знаешь сам!
- Что же ты там на Луне видел?
- Ну, что... - замялся Стасик. - Что я там видел? Ничего и не видел.
- Ха-ха-ха! - рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!
- Конечно, летал.
- Почему же ничего не видел?
- А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно... Летел, летел, а потом бряк о землю... ну и проснулся...
- А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.
Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
- Вот врут-то! И вам не стыдно?
- А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, - сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
- Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!
- А ты думаешь, легко выдумывать!
- Чего проще!
- Ну, выдумай чего-нибудь.
- Сейчас... - сказал Игорь. - Пожалуйста.
Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
- Сейчас, - повторил Игорь. - Э-э-э... гм... кхм... э-э-э...
- Ну, что ты все "э" да "э"!
- Сейчас! Дайте подумать.
- Ну, думай, думай!
- Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо. - Сейчас, сейчас... э-э-э...
- Ну, чего же ты не выдумываешь? Говорил - чего проще!
- Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
- Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.
- Ничего. Как было, так и рассказал.
- А говорил - выдумывать мастер!
- Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы все врете, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
- Какая польза?
- А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: "Кто варенье съел?" Я говорю: "Ира". Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама еще варенья дала. Вот и польза.
- Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.
- А тебе что?
- Мне ничего. А вот ты этот, как это называется... Брехун! Вот!
- Сами вы брехуны!
- Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
- Я и сам не стану с вами сидеть.
Игорь встал и ушел. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
- Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь.
Продавщица дала им мороженое на палочке.
- Пойдем домой, - говорит Мишутка, - разрежем ножом, чтоб было точно.
- Пойдем.
На лестнице они встретили Иру. Глаза у нее были заплаканные.
- А ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
- Меня мама гулять не пускала.
- За что?
- За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
- Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдем, я тебе свою пол порцию мороженого дам, - сказал Мишутка.
- И я тебе свою пол порцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.
- А вы разве не хотите сами?
- Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.
- Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.
- Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь.
Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
- Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
- Ну, ты выдумываешь все! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
- Так оно ведь совсем маленькое было, ведрышко! Такое бумажное, не больше стакана.
Самооценка своей работы на уроке и работы своих товарищей по группе.
1. Представь, что это
пирог, который нужно разделить на всех членов группы, учитывая какой величины
кусок заработал каждый член твоей группы на уроке. Раздели пирог на части и в
каждой части подпиши имя того, кому этот кусок предназначается.
2. На шкале оценок обведи кружком оценку, которую, как ты считаешь, заработал ты на уроке:
1 2 3 4 5
3. В кружочке нарисуй
мордашку, показывающую твоё настроение в конце урока.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.