7 класс
Обществознание
Учитель Болгарова Раиля Раисовна
Тема «Защита Отечества»
Тип урока: урок-практикум
Цель: раскрыть содержание конституционной обязанности граждан по защите Отечества через организацию групповой работы с правовыми источниками.
Цели:
Образовательная: создать условия для формирования у учащихся знания содержания понятий конституционная обязанность и воинский долг, основных обязанностей военнослужащего, роли армии в развитии государства и общества, научиться работать с текстом закона.
Развивающая: продолжить работу по совершенствованию метапредметных универсальных учебных умений: коммуникативных (развития устной речи, ведения диалога), регулятивных (умение получать информацию из различных источников, отбирать и систематизировать информацию в виде таблицы), способствовать развитию ключевых компетентностей учеников (практическое использование знаний, навыков мышления: анализа, сравнения, оценки, обобщения и др.)
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к закону, российской армии, формирование чувства патриотизма и гражданственности на примере исполнения воинского долга, способствовать формированию комуникативности, толерантности, гуманности.
Методы обучения:
1. Метод проблемного изложения материала;
2. Диалоговые методы обучения;
3. Личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении.
Формы организации познавательной деятельности:
1. Фронтальная беседа;
2. Групповая работа, работа с источником
3. Оценка своей и чужой деятельности.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения урока ученики смогут:
- определить основное содержание понятий воинский долг и конституционная обязанность, познакомиться с основными положениями законодательства о воинской службе, понять важность исполнения обязанности защищать Отечество как морального долга каждого гражданина;
- проанализировать извлечения из текстов законов, обобщать материал и делать выводы, проводить сравнительный анализ содержания документов;
-принять участие в групповой работе, обсуждении, отборе информации; правильно распределять время работы над заданиями, выступать публично, презентуя результаты работы, оценивать свою работу на уроке
-занять собственную аргументированную позицию при анализе информации об исполнении воинского долга выпускниками гимназии, участвовавших в военных действиях
ХОД УРОКА
I. Мотивационный блок.
На экране - иллюстрации памятников в честь военных подвигов, названия памятников указаны. (Приложение 1)
Ученики должны сказать, что объединяет эти памятники (все они связаны с военными событиями, подвигами российского народа, исполнением воинского долга) и чем они отличаются (соотносятся с разными периодами в истории нашей страны). Определяется тема урока.
II. Основная часть урока
1. Постановка проблемы: В Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью? На материале урока необходимо ответить на этот вопрос. В решении проблемы нам помогут правовые источники и умение извлекать из них нужную информацию.
2. Ознакомление с инструкцией.
1. Прочитайте название закона. О чем он, каким общественным отношениям посвящен. Помните, что название – это мысль, которая выражает основное содержание закона.
2. Внимательно прочитайте весь текст закона (извлечения из закона).
3. Выделите в каждой статье главную мысль, предложение. 4. Проговорите (а лучше -кратко запишите) вопросы, на которые надо ответить.
4. Внимательно прочитайте еще раз каждый раздел закона, но теперь:
А) отмечайте карандашом готовые ответы на вопрос или те места в тексте, которые помогут на него ответить.
Б) подчеркните (или выпишите) непонятные слова, встречающиеся в тексте.
5. Выясните при помощи словаря значение непонятных слов.
6. Сформулируйте ответ по предложенным вопросам, если надо - запишите.
3. Рассмотрение проблемы.
Деление на группы: Для деления на группы можно перед уроком дать каждому ученику карточку с датой (1918, 1812, 1945, 21 век.), а затем предложить учащимся занять место у того памятника (иллюстрации), событие которого соответствует дате на карточке.
Работа в малых группах. Сопроводительные материалы: раздаточные материалы - извлечения из текстов законов РФ (Приложение 2). В ходе работы возможно обращение к учебникам в случае возникновения затруднений при сравнении. Итогом работы групп станет заполнение таблиц или ответ на вопрос. Вопросы и задания соответствуют записям в рабочей тетради. По ходу работы каждая группа готовит выступление на 2-3 мин. Класс заполняет определенный блок в тетради.
III. Заключительная часть урока. Аналитический блок
Представление работы группы:
1 группа: Каждый гражданин обязан готовиться к службе в армии, встать на воинский учет и пройти службу по призыву.
служба по призыву
служба по контракту
Возраст 18-27 лет
Обязательно
Срок службы 12 месяцев
Возраст 18-40 лет
Добровольно
Срок определяется контрактом
2 группа: называет основные обязанности воина, вывешивает перечень качеств:
Мужество Честь
Храбрость Дисциплинированность
Инициативность Честность
Патриотизм Взаимопомощь
Доброта Понимание
Вывод: воинская обязанность предусматривает не просто ее исполнение (служить, соблюдать устав и т.д.), но делать это сознательно, т.е с чувством долга, основываясь на вышеперечисленных ценностях.
3 группа:
Подготовка к исполнению воинского долга
Примеры
Обязательная
Уроки ОБЖ
Участие в военно-патриотических мероприятиях (смотр строя и песни, парад Победы, помоги ветерану и т.д.)
Добровольная
Спортивные секции
Поступление в Суворовское училище
Учеба на военной кафедре в институте
4 группа: За уклонение от воинской обязанности – уголовная ответственность. Преступления – общественно опасные деяния, если никто не будет защищать Отечество, опасность возникнет для всех людей, поэтому уклонение от службы в армии - преступление.
IV. РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК
1. Подведение общих итогов.
В Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». Почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью? Ученикам предлагается высказать свою точку зрения по основной проблеме урока.
2. Возвращение к ожидаемым результатам.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.