Внеклассное занятие
Разработала: Королькова Л.Н.
Тема занятия: «Добро и зло в сказках»
Цель: Формирование у
учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, воспитывать
культуру общения.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у
которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость,
учить совершать благие дела.
Формирование УУД:
Личностные: самостоятельно определять и называть самые простые, общие для всех людей правила поведения;
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на занятии, делать выводы вместе с учителем;
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, работать в паре, группе.
Оборудование: презентация
Ход
занятия:
1. Организационный момент.
1.Сообщение темы и цели.
А у нас еще гости. Узнали кто это? Откуда они пришли? Как вы думаете , кто из них злой персонаж, а кто добрый ? А какие сказки вы знаете с этими персонажами? ( «Волшебница», «Золушка», «Спящая красавица». Бажов «Каменный цветок», «Морозко», «Царевна-лягушка», «Баба-Яга и Иван царевич»)
Слайд 2. Вы уже, наверное, догадались, что мы сегодня поговорим о сказках. О добре и зле в сказках. Какая тема занятия?
– А любите ли вы сказки? Много сказок знаете? Сегодня я проверю, как хорошо вы знаете сказки.
2.Беседа.
Давайте с вами поразмышляем, что значит «добро»? (все положительное, хорошее, очень нужное людям и животным)
СЛАЙД 3 Добро – все положительное, хорошее, полезное.
-Сейчас ребята прочитают стихотворение, а вы дополните его.
Ученики
1.Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
2.Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
3.И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что
это?
Сердец ….(ДОБРОТА).
СЛАЙД 4 С.И.Ожегов «Доброта-отзывчивость, душевное расположение к людям. Стремление делать добро другим»
- Что значит «зло» ?
СЛАЙД 5 С.И.Ожегов «Зло-нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость.
- В сказках добро всегда побеждает зло. Очень хотелось бы, чтобы и в жизни так было всегда.
Как вы думаете, какого героя в сказках называют «добрым»?
Добрый герой – это герой, который помогает в трудную минуту жизни, не требуя платы. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.
- Предлагаю сыграть в игру "Доскажи словечко".
(учитель читает, дети заканчивают предложения.)
СЛАЙД 6
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…. (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят … (до свидания)
Каких героев в сказках называют злыми?
Злой герой - это который совершает гадости; злые, плохие поступки.
-Сегодня мы совершим путешествие по сказкам, вспомним некоторые из них.
-В конце занятия вы мне скажете, согласны ли вы, что «Добро побеждает зло».
3.Основная часть. Путешествие по сказкам.
Из какой сказки:
1) Отгадай сказку . 2) Где добро, а где зло? Чему учит сказка?
1. “ Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, в красных сапогах, несу косу на плечах: хочу лису посечи! Слезай, лиса, с печи! Поди, лиса, вон!”.
СЛАЙД 7 Сказка “Лиса и заяц ”
Мораль: не завидуй другим, не делай другим зла. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту.
2. — Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
СЛАЙД 8 «Волк и семеро козлят»
Мораль: не верь красивым словам, верь делам. Нужно слушаться родителей
3. Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.
СЛАЙД 9 «Гуси - лебеди»
Мораль «Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Делай людям добро, и оно вернется к тебе. Учит помогать нуждающим.
4. Стоит
в поле теремок.
Увидел теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
СЛАЙД 10 «Теремок»
Мораль. Если есть истинные друзья, то всей честной компании все будет по плечу. Взаимопомощь, это всегда благое дело.
-Молодцы, хорошо справились с заданием.
4 .Игра- физминутка
Сейчас мы поиграем. Я называю героя сказки, если герой добрый - хлопаем, если злой – топает ногами.
Буратино, Баба-Яга, Золушка, Кощей Бессмертный, Кот в сапогах, Волк, Дюймовочка, Снежная королева, Крокодил Гена, Лиса, Винни-пух, Бармалей, Карлсон, Змей Горыныч, Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Лиса, Морозко, Илья Муромец, Снегурочка, Леший, Гуси-лебеди,
- На доске сказочные герои. На какие группы можно разделить этих героев? (добрые и злые)
5. Характеристика героев.
Добрых и злых героев сказок вы знаете. А теперь охарактеризуйте злых и добрых героев. (карточки)
1 –группа выбирает те слова, которые подходят злым героям.
2- группа выбирает те слова, которые подходят добрым героям.
–храбрый, смелый, отважный, добрый, отзывчивый
- подлый, трусливый, завистливый, жадный, лживый
6. Работа с пословицами.
- Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными. Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему.
-Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о добре?
«Жизнь дана на добрые дела»
«От добра добра не ищут»
«Доброе слово-тоже помощь.
-Соедините начало и конец пословиц.
СЛАЙД 11-12
«Добро помни, а зло забывай»
«За добро – добром плати»
«Худо тому, кто добра не делает никому»
«Добро побеждает зло»
-Вернёмся к проблеме, которую я вам поставила в начале занятия, кто помнит?
-Вы согласны, с тем что «Добро побеждает зло»?
-Докажем это ещё раз на добрых поступках сказочных героев.
– Героиня этой сказки очень любит свою бабушку, которая живет за лесом. Она заботится о ней и часто носит ей пирожки. (Красная Шапочка) слайд 13
- Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит) слайд 14
- В трудную минуту он всегда был рядом со своим хозяином. Ради его счастья ему пришлось съесть Людоеда, правда, перед этим, уговорив его превратиться в мышку. (Кот в сапогах) слайд 15
–Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька) слайд 16
- Несмотря на свой рост в дюйм, она спасла ласточку. (Дюймовочка) слайд17
- Эта девочка оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда) слайд 18
- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки и их героев.
- Есть очень много детских книг о доброте, о добрых делах. Вы бы хотели их прочесть? (знакомство с выставкой книг)
– Все в наших руках. Стоит только захотеть, и мир вокруг нас можно изменить к лучшему.
7. Подведение итогов.
-О чем было наше занятие?
- Что понравилось больше всего?
-А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)
Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых, а Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
Мы много говорили о добрых поступках сказочных героев. А теперь я хочу послушать, какие добрые дела можете сделать и вы.
8. Рефлексия.
СЛАЙД 19 Помните сказку, в которой девочка Женя, благодаря сказочному
цветку, смогла исполнить свои заветные желания. В.Катаева «Цветик-семицветик».
– Я предлагаю вам сейчас побывать в роли волшебников и попробовать загадать желание
для близких вам людей, а все
ваши желания вместе помогут распуститься на нашей доске волшебному цветку.
Наше занятие подходит к концу. Вы еще дети и хочется верить, что вы вырастите настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это очень хорошо.
СЛАЙД 20
Дети поют песню «Дорога добра»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.