Тема: «Не обижайте малышей»
Цель: раскрыть понятия «Вспыльчивость», «Несдержанность», «Обида». Помочь детям осознать чувство обиды и действия, связанные с ним.
Задачи:
Обучающие: объяснить влияние обиды на отношения.
Развивающие: развивать умение анализировать свои и чужие поступки.
Воспитательные: воспитывать умение прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
Оборудование:
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- Я рада видеть вас на занятии.
- Ребята, ответьте мне пожалуйста на вопросы:
Кто любит шутки?
Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
Кто не любит, когда над ним подшучивают?
Кто получал прозвища?
Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?
Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?
Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?
Кто на злобные слова отвечает шуткой?
Кто прощал, когда его обижали?
2. Основная часть.
- Сегодняшнее занятие я хотела бы начать с притчи.
-Кто знает, что такое притча? Если не знаете, я подскажу.
- Послушайте её внимательно и подумайте, о чем мы будем сегодня говорить?
Притча о гвоздях
Жил - был очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. Потом он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда юноша сообщил отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается в душе такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься, - шрам останется.
-Кто понял, о чем будет идти речь? (Речь будет идти о вспыльчивости, несдержанности, обиде.
-Ребята, почему отец не объяснил сыну словами, что значит обидеть человека, а дал ему гвозди?(Ребята рассуждают, спорят, приходят к единому мнению, делают вывод)
-Какие слова самые главные в притче? (Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.)
- Что значит обидеть человека?(Сделать ему больно, оставить в душе шрам)
-А, как можно обидеть? (Обидеть можно поступками, физической силой, словом можно даже убить человека)
-А, что значит, извиниться перед человеком? (значит признать свою вину и осознать, что этого больше не произойдёт, дать человеку честное слово, глядя прямо в глаза).
- Если ты не сдержал слово?(значит ты солгал, струсил, не осознал своей ошибки)
- Как вы думаете, почему некоторые люди не хотят извиниться перед человеком, которого они обидели?( Наверно, он трус, неуверенный в себе человек, не осознающий своих поступков)
-Ребята, а с вами случалось такое?
(Учащиеся рассказывают ситуации, в которые они попадали и как смогли выйти из них)
Физ. минутка.
А сейчас давайте поиграем. я буду говорить вам команды, а выполнять вы будете только те, в которых есть вежливые слова. Будьте внимательны.
-встаньте, пожалуйста,
-поднимите руки,
-подпрыгните, пожалуйста,
-будьте добры, похлопайте в ладоши,
-потопайте,
-будьте так любезны, потопайте ногами,
-тихо сядьте,
-тихо сядьте, пожалуйста.
- А можно ли обижать малышей? Почему?
- Какие чувства переживает человек которого обидели?
-Какой вывод из этого? (Прежде, чем обидеть человека- сто раз подумай, осознай, сумей сдержать себя, свой пыл).
У каждого человека всегда есть выбор как ему поступить. Назовите антонимы к словам, которые я зачитаю:
Плохо
- хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь – правда
Предательство - преданность
- Ребята, в период обучения в школе у вас будут ситуации, результатом которых окажутся сказанные вам обидные слова, упреки, споры.
- А как вы думаете, во что может перерасти обида? (в драку, конфликт) и что бы этого не случалось, послушайте ещё одну притчу:
Притча о картошке и обиде
Ученик
спросил учителя:
- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и
мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный
пакет.
-
Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, - сказал учитель, - то
возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя
человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
- И это всё? - недоумённо спросил ученик.
-
Нет, - ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый
раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик
согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и
стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К
тому же тот картофель, что он положил в самом начале, стал портиться. Он
покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал
издавать резкий неприятный запах.
Ученик
пришёл к учителю и сказал:
- Это уже невозможно носить с собой. Во-первых, пакет слишком тяжёлый, а
во-вторых, картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.
Но
учитель ответил: - То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты на
кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень.
Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки
превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные
пороки. И об этом грузе очень нелегко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы
носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот
процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот,
обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
- Мы все разные у каждого есть свои особенности, не говоря о внутреннем
мире. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что все мы
люди. У нас есть различия, но каждый из нас неповторим и нужен остальным.
3.Заключительная часть.
- Давайте, вспомним правила, которые помогут людям преодолеть такие качества, как вспыльчивость, несдержанность, желание обидеть человека.
Правила для несдержанных и вспыльчивых людей:
Сдерживай свои эмоции
Не капризничай, не ворчи, не порти настроение другим
Будь всегда приветлив, не груби, не кричи
Здоровайся при встрече
Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Сказал – сделай.
Не уверен – не обещай
Ошибся – признай свою вину, извинись
Пообещал, но забыл сделать – попроси прощения
Сначала подумай, потом говори
Не можешь сказать правду – объясни, почему;
-А какие правила доброты вы знаете? (Ребята предлагают свои варианты, обсуждают
1.Добро можно делать всегда и везде, оно нужно всем!
2.Не хвастай сделанным добром.
3.Надо делать добро бескорыстно, не ожидая наград и благодарности.
4.Делай добро вовремя и незаметно.
5. Добра никогда не бывает много! Твори!
-Чтобы преодолеть свои недостатки, надо стать чуточку добрей. В этом вам помогут ваши друзья, родители, учителя, а главное – книги.
-Спешите делать добро!
Алёна Токарева:
Подойди, загляни в глаза
И плечо его тихо тронь.
На щеке у него слеза
И обиды в душе огонь.
Его боль раздели на двоих,
Помоги ему, он – твой друг.
На ладонь положи звезду
И звезду эту другу дай.
Пусть она его вместе с тобой
Поведет в прекрасную даль.
Итог:
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
- Благодарю всех за активное участие. Вижу, что наш разговор оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение к друг другу, взаимопонимание, терпимость на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Дополнительный материал.
ОСЕЕВА. ОБИДЧИКИ
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
- Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
- Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
- Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
- Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из темного пролета лестницы весело донеслось:
- Вы-хо-ди!..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.