Тема: «Уважение к старшим.»
Цели: воспитывать уважение к старшим.
Задачи:
Обучающие: дать понятие о том, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать.
Развивающие: развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.
Воспитательные: воспитание уважения, чуткости, внимательного отношения к пожилым людям.
Оборудование: мультфильм серия 42 «Невежи» из сериала «ЛУНТИК», компьютер, раздаточный материал, аудиозапись В. Осеевой «Печенье».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- Я рада видеть вас на нашем очередном занятии.
2. Основная часть.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости. А что – же такое уважение?
(Уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств).
- Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, помочь в чем-либо и т. д.).
- Ребята, а как вы назовете человека, который уважает старших, знает и правильно употребляет вежливые слова?
- Вежливый.
- А человека, который не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны? Посмотрите мультфильм «Лунтик» и вы узнаете, как называют людей, которые не умеет вести себя в обществе, на улице и в своей речи употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его с отрицательной стороны.
-Как же называют человека, который не умеет себя вести в обществе? (Невежа)
-Верно, человек-невежа не умеет вести себя в обществе. В своей речи невежа употребляет такие слова и выражения, которые характеризуют его отрицательные стороны.
- А всегда ли вы сами вежливы? Сейчас мы это узнаем.
Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?
Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.
Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?
(Встать и поздороваться.)
Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?
Ответ. Поздороваться первым.
Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?
Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.
Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (На «вы».)
Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?
(Добиться соответствующего ответа.)
Вопрос. К вам домой пришли гости, что вы должны сделать?
Ответ. Попросить раздеться, получить от них пальто и повесить, при уходе помочь одеться и проводить, не вмешиваться в разговор старших.
Физкультминутка
Когда тебя окружают вежливые люди, то и настроение радостное. Давайте улыбнемся друг - другу и выполним упражнение «Солнышко».
Солнце выглянуло рано.
Улыбнитесь, встаньте прямо,
Раз – хлопок и два – хлопок!
А теперь присядь, дружок!
И на месте покружись!
Руки к солнцу протяни и на месте замри!
- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту любовь к добру они выражали в пословицах и поговорках.
- Давайте прочитаем одну из них постараемся объяснить её смысл.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Мы знаем, что в казачьей семье было принято заботиться друг о друге, помогать, утешать и радоваться вместе. Если в семье спокойствие, мир и лад, то такая семья очень крепкая.
- Семья - это опора любого человека в жизни, это настоящие друзья, которые придут всегда тебе на помощь, это уют и тепло, это то место, куда мы всегда спешим, потому, что здесь нас любят и ждут.
Самыми близкими людьми для вас являются папа и мама. Но признайтесь честно, кто больше всего проводит с вами времени в детстве? Скорее всего, это дедушка и бабушка.
А сейчас послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» (АУДИОЗАПИСЬ)
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.
— Дели по одному, — строго сказал Миша. Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
— Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами две кучки.
— Ровно. Бабушка, налей нам чаю! Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она опустила голову.
Вопросы для обсуждения:
— Почему мама и бабушка расстроились?
— Что мальчики сделали неправильно?
- Мальчики проявили равнодушие к маме и бабушке, и им стало обидно. А ведь это самые близкие люди, которые бескорыстно любят своих детей и внуков, заботятся о них.
- Почему нужно бережно относиться к бабушкам?
3. Заключительная часть.
Упражнение «Копилка добрых дел»
- Давайте поработаем в парах и постараемся собрать «копилку добрых дел».
(На доске )
( Работа в парах. У каждой пары на столе лежит листочек, на которых написаны выражения. Дети читают их и размышляют, в какую копилку необходимо поместить это выражение. Парами выходят и размещают.)
Мы можем...
Помочь бабушке или маме помыть посуду;
Прочитать газету;
Сказать ласковые слова;
Просто поговорить...
Уступить место в транспорте
При встрече здороваться
Нельзя
Огорчать старших
Обижать девочку, девушку, маму
Бездельничать
Пререкаться с взрослыми
- Внуки должны уважать бабушек и заботиться о них, как в рассказе Л. Толстого «Бабушка и внучка».
Чтение и обсуждение рассказа.
У бабки была внучка; прежде внучка была мала и все спала, а бабка сама пекла хлебы, мела избу, мыла, шила, пряла и ткала на внучку; а после бабка стала стара и легла на печку и все спала. И внучка пекла, мыла, шила, ткала и пряла на бабку.
Вопросы для обсуждения:
— Что мы можем сделать для наших бабушек?
— Почему внучка работала на бабку?
Итог:
- Какой вывод мы можем сделать? (Старших надо уважать, заботиться о них. Их опыт и знания помогают в разных ситуациях.)
- А сейчас я раздам вам памятки, которые помогут вам в жизни.
Приложение
Правила почитания и уважения старших
Нельзя:
- огорчать старших, родителей непослушанием, плохими словами и поступками;
- бездельничать, когда все вокруг трудятся, плохо предаваться праздности;
- смеяться над старостью и старыми людьми – это величайшее святотатство; в болезни, печали, скорби близких необходимо спешить приходить на помощь, утешать, помогать;
- вступать в споры, пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми;
- выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи, игрушки, лакомства; от своих родителей ты не имеешь права требовать ничего;
- допускать, чтобы мать давала тебе то, что она не дает себе: лучшую конфету, угощение, а если и дает, то обязательно нужно делиться; делать то, что запрещают старшие;
- оставлять старшего, больного, слабого в одиночестве, если у него никого нет, кроме тебя;
- обижать девочку, девушку, маму.
Правила вежливости
- Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
- Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся, за помощь и заботу благодари, уходя, не забудь попрощаться.
- Старшим, больным и усталым уступай место в транспорте; постарайся делать это не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место.
- Упавшему помоги встать. Старшему, слабому, слепому помоги перейти через дорогу. Делай это сердечно, от души, любезно, не смущаясь.
- Никогда и никуда не опаздывай. Всегда приходи в назначенный час, минутка в минутку – береги время других людей.
- Не заставляй волноваться о себе. Уходишь из дома – скажи куда пошел, когда вернешься и старайся не опаздывать.
- Не капризничай. Твой каприз может испортить настроение другим, причинить им беспокойство.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.