Тема: «Жизнь дана на добрые дела.»
Цель: обобщить представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
Задачи:
Обучающие: раскрыть сущность понятий "добро", "доброта", "добрые поступки".
Развивающие: способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умения анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку.
Воспитательные: воспитывать стремление совершать добрые дела, проявлять доброту к окружающим.
Оборудование: плакат с пословицами, плакат с темой занятия.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
- Я рада видеть, вас на нашем занятии.
- Человек почти всегда знает, хорошо он поступает или плохо. Всю свою жизнь с самого детства, человек познает, «Что такое хорошо и что такое плохо».
- А вы, ребята, различаете, как вы поступаете? Не просто правильно оценить. У нас есть хороший помощник - наша совесть. Она подсказывает, что есть добро и зло, удерживает нас от злых поступков и поощряет - добрые. Совесть предостерегает нас от зла и направляет на путь добра.
- Соберите пословицу, которая и будет сопровождать нас и являться нашей темой «Жизнь дана на добрые дела». (Кто догадался, выходит и собирает в единое предложение. Вывешивается на доску в виде заголовка).
2.Основная часть
- Что вам представляется, когда вы слышите слово добро?
- Представьте, что солнце и доброта одно и то же. Что было бы с миром, если бы солнце перестало светить?
- А чтобы произошло, если бы в мире исчезла доброта?
(Все кругом стали бы злыми)
- С чем возможно сравнить зло?
(Со взрывом, ураганом, пожаром…) Со всем, что приносит людям и всему живому вред.
На доску вывешивается определение добра и зла по толковому словарю
А сейчас послушайте небольшой рассказ "Красота сердца".
На одной планете жили обыкновенные люди. Но один человек был не такой, как
все. Он во всём искал доброту и постоянно задавал себе вопрос:
- Для чего я живу?
Однажды, наблюдая за тем, как солнышко ласково посылает свои лучи на землю, он
обратился к нему:
- Солнышко, почему ты так ярко светишь?
- Я отдаю тепло всем людям и всех согреваю, - ответило солнце.
Тогда человек понял, для чего он живёт. Оказывается, он тоже может греть и
давать людям доброту своего сердца. Ведь сердце – это солнце в человеке. И это
так прекрасно!
Так в чём же заключается красота сердца? (ответы обучающихся)
Приложите свои ручки к сердцу. Что слышите? (стук)
- Скажите, а что хочется сделать, когда мы слышим стук в дверь? (открыть
её)
- Так же и с сердцем…Мы его должны чаще открывать друг для друга, делиться
добротой, делая добрые дела, проявляя богатство своей души.
А что это такое богатство души?
Честность Чуткость
Доброта Внимание к людям
Отзывчивость Веселый нрав
- Да, потому что нет ничего дороже богатства души человека. Оно проявляется в его отношении к людям, к делу. (Дети по очереди берут карточки с качествами и прикрепляют к доске)
Физкультминутка (я называю качества присущие доброму и вежливому человеку: если вы со мной согласны хлопаете в ладошки, если нет, то топаете):
- быть вежливым
- быть грубым
- быть честным
- быть добрым
- быть жестоким
- быть равнодушным
- быть безответственным
- быть внимательным
- быть веселым
- А какие добрые дела совершаете вы?
- Вам нужно угадать сказочных героев, которые делали добрые дела.
1) - Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2) - Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) -Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4) -Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – стучите ладошками по столу.
(Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба-яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
- Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. А сейчас попробуйте сами собрать пословицы из слов.
Доброе слово и кошке приятно.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
Не ищи красоты, ищи доброты.
3. Заключительная часть.
- Какой человек может быть добрым? Доброта: душевность, добросердечность, сострадание, милосердие, отзывчивость, добрый человек всегда учитывает интересы других людей, бескорыстность.
- Что значит бескорыстие? Бескорыстный человек?
Совершая доброе деяние
Не жди добра в ответ
Сведет такое ожиданье
Добро твое на нет.
Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика сходить ей в аптеку за лекарствами, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
Итог:
- Какие добрые дела мы можем совершить в классе, на улице, в транспорте? (вопрос по кругу).
- А для чего их нужно совершать? (чтобы в мире стало радостней, теплей, веселей, чтобы все дружили, чтобы не было зла …).
Не стой в стороне равнодушно.
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.