Конспект внеурочного занятия по русскому языку в 4 классе на тему "90 лет детскому журналу "Мурзилка""

  • docx
  • 18.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мурзилка.docx

 министерсво образования, науки и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

 

Технологическая карта

внеурочного занятия по русскому языку

 

Студентки 331 группы

школьного отделения

Пантюховой Марии Андреевны

Место проведения урока:

Школа № 16 , класс 4 «б»

Дата проведения урока: 03.12.2019

Начало урока:

ФИО учителя школы:

___________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

Суровцева Нина Александровна

Допуск к проведению урока:

 

____________________, дата ________

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                                                                                                                                                ___________________ дата _______                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 (Подпись учителя)                                                                    

 

 

 

 

 

 

Тема внеурочного занятия. 90 лет детскому журналу «Мурзилка».

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

4 «б»

Цели урока:

Деятельностная: создать условия для формирования УУД.

Содержательная: познакомить учащихся с детским журналом «Мурзилка», дополнить и закрепить знания о журнале.

Технологии, методы:

ПДО

Основные понятия, термины:

Журнал

Тип урока:

ОНЗ

Планируемый результат:

Предметный

·         Знают, что такое журнал, журналист

·         Умеют различать и находить рубрики в журнале.

·         Умеют выражать свою собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения,

·         Знают, кто такой Мурзилка.

·         Знают историю детского журнала «Мурзилка».

 

 

Личностные:

·         Замотивированы к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы.

Метапредметные:

·         Умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.)

·         Умеют проводить рефлексию собственной деятельности (Р.)

·         Умеют  формулировать тему занятия (Р.)

·         Умеют продуктивно сотрудничают в паре по решению поставленных задач (К.)

·         Умеют строить простые рассуждения (К.)

·         Умеют проводить самооценку собственной деятельности (Р.)

·         Совершенствуют  смысловое чтение (П.)

·         Умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.)

·         Осуществляют сравнение, сопоставление (П.)

 

 

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

·         Фронтальная

·         Индивидуальная

·         Парная

Ресурсы:

·         Мультимедийная презентация.

·         Раздаточные материалы

 

 

 

Этапы урока.

Задачи урока.

Наглядность, оформление доски.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивация к

учебной

деятельности

 

-        Замотивировать

учащихся к учебной деятельности. (Л.)

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать.»

Дени Дидро

 -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Андреевна.

Сегодня я у вас проведу внеурочное занятие по русскому языку. Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем и откроем что-то новое для себя.

 

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд

-А.., прочти громко и выразительно высказывание на слайде для всего класса.

-Ребята, вы согласны с этим высказыванием?

-Почему?

 

-Верно, ребята. Я с вами согласна. Книги действительно расширяют наш кругозор. Из них мы получаем знания, учимся здраво мыслить и рассуждать. Читая, человек мыслит, думает, а значит развивается.

-Вы хотите получить новые знания на нашем занятии?

-Значит, давайте на нашем занятии хорошо поработаем,

чтобы получить новые знания и уметь ими пользоваться в

жизни.

-Я хотела бы вас попросить быть уважительными друг к

другу, слушать друг друга и отвечать по поднятой руке.

 

-А сейчас пора за работу. Сели красиво, спинки прямые.

Приветствуют учителя.

 

 

 

-чтение высказывания

 

-да

-книги расширяют наш кругозор, мы получаем много новых знаний при чтении

 

-да

Постановка темы и задач занятия.

-        Умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.)

-        Учить понимать и формулировать возникшую проблему  (П.)

-  Ребята, обратите внимание на доску, что вы видите?

-  Верно. Здесь представлены разные детские журналы по интересным, познавательным темам и названиям.

-  Ребята, кто-нибудь из вас читает какие либо журналы и какие?

-  Кто догадался о чем мы сегодня будем говорить?

 

-  Верно. Ребята, как вы думаете, мы будем говорить обо всех детских журналах или о каком-то одном??

-  Чтобы понять какой именно журнал будет темой нашего занятия вы должны будете отгадать ребус.

-  Кто отгадал слово?

-  Объясни, как отгадал

 

 

 

-  Молодец. Так о каком же журнале мы будем говорить?

 

-  Что нового сегодня мы можем узнать об этом журнале?

-различные журналы

 

-ответы детей

 

-о детских журналах

 

-об одном

 

 

-Мурзилка

-М находится у Р, в слове вилка заменяем 1 букву на 3

-о детском журнале «Мурзилка»

-историю журнала, какие странички есть, разделы, почему так назван и тд.

Знакомство с журналом «Мурзилка»

§  Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.)

§  Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.)

§  Углублять и расширять знания учащихся о журнале «Мурзилка» (П.)

 

 

Журнал – периодическое издание в виде книжки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы

1. Для какого возраста предназначен журнал?

2. Периодичность журнала.

3.  В каком году напечатан журнал?

4.  Какие герои изображены?

5. О чем, примерно, будет говориться?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стук, стук, стук в стекло… Отворил окошко,

Вижу – вдруг влетает очень странный гость.

Ростом с ноготочек, юркий тонконожка

И в своей ручонке крепко держит трость…

Был тот гость во фраке с фалдами-концами,

В шелковом цилиндре, с стеклышком в глазу,

в сапогах изящных с длинными носками

И похож глазами был на стрекозу…

 

Маленькие лесные человечки

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Галерея искусств Мурзилки

Приключения Мурзилки

Игродром

 

План характеристики рубрик

1. О чем рубрика? Что в ней представлено?

2. Расскажите об интересных заданиях

 

- Ребята, но прежде чем начать узнавать о самом журнале, нужно нам узнать само значение слова «журнал»? О чем он? Может у него есть разделы, специальные странички?

-  Куда нужно заглянуть, чтобы узнать правильное значение слова?

-  К…, прочитай, что такое журнал.

-  Ребята, как понять слово периодическое, по другому периодичность?

-  То есть, журнал выпускается по периодам, например, раз в неделю, 2 раза в месяц и так далее.

 

1.      Работа с обложкой.

-  Ребята, сейчас вы получите специальное задание для журналистов. Вам нужно будет разделить на небольшие группы по 4 человека. (1 парта поворачивается ко второй парте)

-   Каждая группа получит один из выпусков журнала «Мурзилка» и лист с вопросами, на которые вы должны будете найти ответы. Внимание, ответы на вопросы вы будете искать не в самом журнале, а только по его обложке. Открывать сам журнал во время выполнения задания нельзя. Ответы на вопросы можно записывать на отдельный лист, который лежит у вас на партах.

-  В конце выполнения задания, вам нужно будет определиться, кто выйдет к доске с журналом и ответит на вопросы.

-  Но прежде, чем вы начнете выполнять задание, повторим правила работы в группах. Как нужно себя вести?

 

 

 

 

-  Начинаем выполнение задания.

-  Выходит журналист первой группы. Остальные внимательно слушают и дополняют.

-  Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

 

2.      История «Мурзилки»

-  Ребята, а вы заметили, каждый раз, когда группы озвучивали ответ на 4 вопрос, озвучивался среди других героев один и тот же персонаж. Как вы считаете, что это за персонаж?

-  Верно, ребята, это и есть персонаж, по которому назван сам журнал «Мурзилка».

-  А кто-нибудь из вас знает почему именно такой персонаж и почему такое необычное имя?

-  На самом деле все довольно просто.

Однажды, очень много лет назад, собрались вместе писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Стали сочинять стихи, рассказы, загадки, интересные задания. Придумали очень много разнообразных страничек, но все никак не могли придумать название. И вдруг кто-то вспомнил о старых-старых книжках, в которых говорилось о веселых приключениях маленьких лесных человечков, среди которых и был озорник и проказник по имени Мурзилка. Но выглядел он не так, как наш современный желтый и пушистый мурзилка. Сначала писатели представили его совсем по-другому, что доказывает стихотворение.

-        А.., прочти стихотворение на слайде громко и выразительно для всего класса.

-Позже Мурзилка опять поменялся, только теперь он был не странным человечком а собачкой, у которой был свой маленький хозяин Петя. И только через несколько лет появился художник, который нарисовал нашего Мурзилку, желтого и забавного, в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.

(на доске, по ходу рассказа появлялись карточки с опорными словами)

 

-Ребята, кто сейчас по опорным словам на доске попробует сам рассказать историю Мурзилки?

 

 

 

 

 

3.      Рубрики журнала.

-Ребята, Мурзилка- является неотъемлемой частью журнала и знает все его странички, как свои 5 пальцев. В журнале есть очень много рубрик. Давайте познакомимся с самыми интересными из них.

-В журнале есть очень интересная рубрика, которая называется «Галерея искусств». Вам нужно будет постараться найти эту рубрику в журнале, который лежит у вас на партах и по плану дать характеристику этой рубрики. Работать вы можете в парах.

-Но прежде, чем вы начнете выполнять задание, давайте обговорим работу в парах. Как нужно работать?

-Начинаем выполнение задания.

-Кто ответит на 1 вопрос плана?

-Кто ответит на второй вопрос плана?

 

- В журнале есть еще одна рубрика, которая называется «Приключения Мурзилки», постарайтесь найти ее и охарактеризовать.

-Кто ответит на 1 вопрос плана?

-Кто ответит на второй вопрос плана?

 

-Найдите рубрику, которая называется «Игродром» и дайте ей характеристику.

-Кто ответит на 1 вопрос плана?

-Кто ответит на второй вопрос плана?

-Ребята, выберите 1 интересное задание из этой рубрики, прочитайте условия, правила, как нужно играть и в паре поиграйте.

-Даю вам минутку.

 

-Ребята, в журнале помимо этих рубрик есть еще и множество других. Например, «Прогулка со словами», где представлены различные стихотворения и небольшие рассказы, сказки детских писателей. Рубрики «Веселая математика», «Зеленый мир», где даются непростые задачки и задания, часто в стихотворной форме, также по середине журнала всегда есть интересные задания- это кроссворды, игры, самоделки, выкройки, раскраски и многое другое.

 

 

-Да

 

 

-в словарь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-не шуметь, не спорить, давать высказываться всем, слушать друг друга

 

-выполняют задание в группах

 

 

 

 

 

-предположения/ Мурзилка

 

 

 

 

 

-предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-читает стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

-рассказывают по опорным словам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-сообща, не ругаться, слушать друг друга, не перебивать

Воспроизведение новых знаний

·         Добиться запоминания знаний о журнале «Мурзилка» (Пр.)

·         Учить слушать и понимать речь других; (К.)

 

Журнал «Мурзилка»

1. Как разделен журнал?

а) по частям  б)по разделам  в) по играм  г) по рубрикам

2. Сколько обложек у журнала?

  а)1    б)2   в)3    г)4

3. Для какого возраста предназначен журнал?

 а)5+   б)6+   в)7+   г)14+

4. Какова периодичность журнала?

 а) раз в год б) раз в месяц в) раз в 2 недели г) раз в неделю

5. Сколько раз менялся образ Мурзилки в журнале?

 а)4  б)3  в)1  г)6

6. Первоначальный образ «Мурзилки»- это?

 а)собачка  б)желтое и пушистое существо   в)лесной человечек  г)мальчик Петя

7. Выберите рубрику, которой не существует

  а) Галерея искусств Мурзилки

б) Веселая математика в) Игродром г) Красный мир

 

8. Как называется рубрика, в которой представлены картины знаменитых художников?

 а)Игродром  б)Приключения Мурзилки  в)Галлерея искусств Мурзилки  г)Прогулка со словами

 

 

-      Ребята, давайте проверим насколько хорошо вы познакомились с детским журналом «мурзилка».

-      Я вам сейчас раздам листочки, на которых предложен тест по журналу. Вам нужно будет из 8 вопросов выбрать и подчеркнуть только один правильный вариант. Работаем самостоятельно. После того, как вы закончите тест, мы его проверим.

 

-      Ребята, посмотрите на слайд. Сверьте свои ответы со слайдом, неверные исправьте.

-      Поднимите руку те, у кого не было ни одной ошибки. Опустите.

-      Поднимите руку те, у кого была 1, 2 ошибки. Опустите.

-      Поднимите руку те, у кого более 3 ошибок. Опустите.

 

 

Журнал «Мурзилка»

1. Как разделен журнал?

а) по частям  б)по разделам  в) по играм  г) по рубрикам

2. Сколько обложек у журнала?

  а)1    б)2   в)3    г)4

3. Для какого возраста предназначен журнал?

 а)5+   б)6+   в)7+   г)14+

4. Какова периодичность журнала?

 а) раз в год б) раз в месяц в) раз в 2 недели г) раз в неделю

5. Сколько раз менялся образ Мурзилки в журнале?

 а)3  б)4  в)1  г)6

6. Первоначальный образ «Мурзилки»- это?

 а)собачка  б)желтое и пушистое существо   в)лесной человечек  г)мальчик Петя

7. Выберите рубрику, которой не существует

  а) Галерея искусств Мурзилки

б) Веселая математика в) Игродром г) Красный мир

 

8. Как называется рубрика, в которой представлены картины знаменитых художников?

 а)Игродром  б)Приключения Мурзилки  в)Галлерея искусств Мурзилки  г)Прогулка со словами

 

 

 

Промежуточная

рефлексия

·         Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.)

 

 

 

- Чему же мы будем учиться дальше?

 

 

 

 

 

- выполнять интересные задания из журнала, узнаем интересные факты.

Выполнение заданий из журнала «Мурзилка»

·         Учить применять полученные умения на практике.

·         Совершенствовать умения подбирать подходящие по смыслу слова.(П.)

·         Совершенствовать мыслительные операции (П.)

·         Учить выразительному чтению (Пр.)

·         Учить само- и взаимооценке. (Р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОСОК - НОС + НОЖ - Ж =

 

НОСОК - НОС + НОЖ - Ж = ОКНО.

Грамматическое сложение и вычитание

 

 

По горизонтали:

1. ЩИТ - ЩИ + ПОРТ - П
2. ЗАЛ - Л + БОР
3. СЛОН - СОН + ИКОТА - КОТ + ХНА - Х
4. МАСЛЁНКА - ЛЁН
5. ЛЕВ - В + ЖЕРЕБЁНОК - РЕБЁНОК + БОК + А
6. РЫЦАРЬ - ЦАРЬ + БАК

 

1. Озвучивание интересных заданий детьми.

 

- Ребята, сейчас вы можете работать в парах, полистать вместе журнал и найти понравившиеся вам задания или стихотворения, все, что вас заинтересует в журнале и рассказать об этом всему классу.

-Но прежде, чем вы начнете искать задания, давайте повторим работу в парах. Как нужно себя вести?

 

-Верно. Можете приступить к выполнению задания.

 

-О.., что в журнале тебе понравилось больше всего?

-Почему?

-Молодцы, ребята, вы уже достаточно хорошо изучили журнал.

2. Кроссворды.

 

- Ребята, ко мне перед занятием прибегал Мурзилка и оставил для вас небольшие, но очень интересные задания. Давайте попробуем решить одно из них.

-У каждого на столе лежит карточка с кроссвордами.

- Вам нужно путем сложения и вычитание слов и частей слов получить новое слово.

-Давайте разберем пример.

-Обратите внимание на доску.

-Если из слова носок вычтем слово нос, то что получим?

-Верно. К ок прибавим нож, получим?

-Из окнож вычтем букву ж получим слово?

-Молодцы.

- Вам нужно будет решить кроссворд самостоятельно. После выполнения задания мы проверим, насколько вы были правы.

-Можете приступить к заданию.

-Какое первое, 2, 3…слово?

- Если прочтем по вертикали, то какое слово получим?

-Какая смешная фраза получится?

 

-Давайте проверим, верно ли вы решили кроссворд.

-Сверьте свои ответы со слайдом. У кого неправильно, исправьте.

 

-Молодцы, ребята, вы справились с заданием.

 

 

 

 

-не шуметь, не перебивать друг друга, уважительно относится, прислушиваться, предлагать идеи.

-выбирают понравившиеся задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-ок

-окнож

-окно

 

Рефлексия и итоги

·         Учить анализировать свою работу. (Р.)

·         Учить рефлексии деятельности (Р.)

 

-Я вам предлагаю оценить вашу работу на уроке. Под первой ступенькой лесенки запишите свое самое запомнившееся знание по новой теме, на второй ступеньке, что поняли, а на третьей, чему научились. Вы можете заполнять не все ступеньки.

Понимаю ____________________

 

Знаю ____________________

 
-Ребята, урок окончен.

Умею  ______________