министерсво образования, НАУКИ и молодёжной политики республики коми
Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение
«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»
Технологическая карта
внеурочного занятия по русскому языку
Студентки 331 группы
школьного отделения
Пантюховой Марии Андреевны
Место проведения урока:
Школа №18, класс 4,
Дата проведения урока: 19.11.2019
Начало урока:
ФИО учителя школы:
ФИО преподавателя-консультанта:
Допуск к проведению урока:
____________________, дата ________
(Подпись преподавателя)
___________________ дата _______ (Подпись учителя)
Тема внеурочного занятия. Магия слова: как запомнить словарные слова?
Учебный предмет: Класс: |
Русский язык 4 |
||
Цели урока: |
Деятельностная: создать условия для формирования УУД. Содержательная: создать условия для формирования у детей простейших знаний о запоминании трудных слов |
||
Технологии, методы: |
ПДО |
||
Основные понятия, термины: |
Трудные слова, ассоциации, происхождение слова, стихотворения, ребусы, текс-сочинение |
||
Тип урока: |
ОНЗ |
||
Планируемый результат: |
|||
Предметный · Знают о некоторых приемах запоминания словарных слов · Владеют умением использовать приемы в жизни, выражать свою собственную точку зрения в процессе коллективного обсуждения, · Развит творческий потенциал детей, интеллект, речь; · Закреплены написания ранее изученных словарных слов
|
Личностные: · Замотивированы к учебной деятельности с целью осознания ими важности предстоящей работы. Метапредметные: · Умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.) · Умеют проводить рефлексию собственной деятельности (Р.) · Умеют формулировать тему занятия (Р.) · Умеют продуктивно сотрудничают в паре по решению поставленных задач (К.) · Умеют строить простые рассуждения (К.) · Умеют проводить самооценку собственной деятельности (Р.) · Совершенствуют смысловое чтение (П.) · Умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) · Осуществляют сравнение, сопоставление (П.) · Умеют решать ребус (П)
|
||
Организация пространства: |
|||
Формы работы по организации деятельности детей: · Фронтальная · Индивидуальная · Парная |
Ресурсы: · Раздаточные материалы |
||
Этапы урока. Задачи урока. |
Наглядность, оформление доски. |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащихся |
|||
Мотивация к учебной деятельности
· Замотивировать учащихся к учебной деятельности. (Л.) · Совершенствовать умение анализировать. (Л)
|
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский ) |
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Андреевна и сегодняшнее внеурочное занятие по русскому языку у вас проведу я. Надеюсь, мы с вами сегодня хорошо поработаем и узнаем что-то новое.
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. -А., прочти громко и выразительно высказывание на доске для всего класса.
-Ребята, почему Константин Паустовский называет русский язык богатым?
- Верно, в русском языке действительно множество различных, прекрасных и уникальных слов. - Почему Константин Георгиевич называет русский язык метким? - Правильно, ребята. Так как русский язык очень богат в своем содержании, то можно найти слово для описания любого события, причем такое слово, которое будет четко и ясно характеризовать его. -Почему русский язык является могучим? - Ребята, а разве русский язык может быть волшебным? Почему? -Вы хотите узнать на сегодняшнем уроке, почему Константин Паустовский назвал русский язык волшебным? -Значит, наша цель на сегодня это – получение новых знаний. - Как мы можем добиться своей цели? Как нужно работать, чтобы достичь цель? -Значит, давайте на нашем занятии хорошо поработаем, чтобы получить новые знания и уметь ими пользоваться в жизни. -Я хотела бы вас попросить быть уважительными друг к другу, слушать друг друга и отвечать по поднятой руке. -А сейчас пора за работу. Сели красиво, спинки прямые. |
Приветствуют учителя
Читает
-потому что в русском языке много красивых, разнообразных слов
-разными словами можно описать 1 событие, четко и метко - так как в русском языке много значений слов -(затрудняются ответить) -да
-усердно, не отвлекаться, не шуметь, слушать учителя, поднимать руку, чтобы ответить на вопрос |
|||
Постановка темы и задач урока. · Совершенствуют смысловое чтение (П.) · Умеют делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) · Учить понимать и формулировать возникшую проблему (П.) |
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. (К. Г. Паустовский )
|
-Ребята, посмотрите на доску, что интересного вы заметили?
-Верно. Как вы думаете, какое задание я вам дам?
- Ребята, вам нужно будет подобрать однокоренные слова к слову «богатый», но только такие, которые будут проверять букву «О». -Кто напомнит, что такое однокоренные слова?
-Верно. Даю минутку, чтобы подумать, какие же однокоренные слова можно подобрать к слову «богатый». - К.., какие слова ты подобрал? Кто-нибудь смог подобрать однокоренное слово? - Ребята, как называются слова, к которым нельзя подобрать однокоренные слова? - Верно, слова, к которым нельзя подобрать проверочное слово, называются непроверяемыми словами или по- другому словарными. - Где мы можем посмотреть правильное написание таких слов? - Правильно. Такой орфографический словарь у вас есть в конце учебника. - Ребята, а может кто-нибудь из вас знает как можно запомнить словарные слова?
-Как вы думаете, о чем мы сегодня на занятии будем говорить? -Да, верно, сегодня мы поговорим о различных приемах запоминания словарных слов.
-Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?
|
- в слове богатый выделена буква «о», и стоит ударение над буквой «а» - (предположения)
-слова близкие по смыслу и которые имеют общую часть
-нет
-непроверяемые слова
- в орфографическом словаре
-нет, да (предположения)
-Как запоминать словарные слова
-какие приемы бывают, какой из них самый лучший, учиться применять приемы в жизни. |
|||
Открытие нового знания. · Учить строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (К.) · Учить строить простые рассуждения (К.) · Учить делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (Р.) · Углублять и расширять знания учащихся о приемах запоминания словарных слов(П.) · Осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам (П.) · Познакомить учащихся с приемами запоминания словарных слов.(Пр)
|
«Ассоциация (соединение)- связь между явлениями, предметами»
Ябл к М роз Завт
завт
Б*реза
(словарь в конце конспекта)
Трудные учить слова Помогает нам игра. Петуха назвали «Петя» – Петь он любит на рассвете.
А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед, Лиса-лисица, посмотри, Очень любит букву... (и)
Запах, запад и закат Пишем, дети, с буквой «А».
И не прокисло м*л*ко, Мы оба этих дружных слова Напишем в корне с буквой *.
1.Мы пошли в б бл отеку, По пути зашли в аптеку. Вместе с тетушкой Галиной Мы купили в тамины. Слово, как ни говори, Мы напишем с буквой « ».
2.Давным-давно М л ко, к мпот, м роз И к рова, и к лхоз, Б р да, тец, к рона, К лесо, к вер, к лонна. И к рзина, и к нфеты, Гол с, юм р и к тлеты, И к мар, и кр кодил, Б гатырь и к ллектив. Их уже давным-давно Пишут люди с буквой « ».
|
- Ребята, наше изучение приемов будет происходить в необычной форме, по станциям. Каждая станция- это один прием. В конце прохождения станции вам нужно будет оценить свою работу на ней с помощью карточки. 1. «Ассоциации» -Итак, начнем наше изучение с первой станции. -А.., прочти как она называется? -Ребята, у кого-нибудь есть предположения, чем мы будем заниматься на этой станции? Что нового узнаем? -Ребята, почему вы не можете ответить на мой вопрос?
-Чтобы узнать значение слова, куда нужно посмотреть? -Верно. Давайте вместе заглянем в словарь и узнаем, что такое ассоциация. -В…, прочти значение этого слова. -Ребята, по другому, ассоциация-это то, что вы связываете какое-то определение с другим, похожим по значению. Например, слово «Зима» у меня ассоциируется со словами- «холод», «снеговик», «новый год», «снежки» и тд. -Ребята, попробуйте подобрать ассоциацию к слову «школа»
-Молодцы, ребята, вы справились с заданием. -Обратите внимание на доску. Что необычного вы заметили в этих словах?
-Вместо каких букв нарисованы картинки?
-Верно. Давайте рассмотрим первое слово с картинкой. -С.., прочти слово. - Почему вместо буквы о нарисовано колесо? Какая ассоциация получилась у автора? -Колесо похоже на букву о? - Какой можем сделать вывод? - Давайте разберем следующее слово. Кто знает, что такое аллея? -Аллея- это дорожка, обычно в парке, по бокам которой растут деревья. - Почему автор заменил буквы л двумя елками?
-Рассмотрим последнее слово. Какая ассоциация у вас возникла со словом товарищ? -Верно. Что нарисовано вместо буквы о?
-Ребята, какой вывод мы можем сделать? Как мы должны рисовать картинку, форма картинки на что должна быть похожа? - Значение слова должно быть схожим с картинкой?
-Ребята, обратите внимание на слайд. Здесь представлены еще примеры ассоциаций, рассмотрите их.
-Ребята, у вас на столах лежат карточки со словарными словами. Вместо пропусков вам нужно будет нарисовать картинку, которая у вас ассоциируется с этим словом и при этом схожа с формой буквы. Рисовать можно простым карандашом или ручкой. Начинаем выполнять задание.
-О.., какой рисунок ты нарисовала вместо о в первом слове? -У всех так получилось? Кто нарисовал что-то другое? -Почему ты нарисовала именно яблоки?
-М.., что ты нарисовала в слове мороз вместо буквы о? -Почему ты выбрала именно такой рисунок?
-Вот пример, как можно было сделать.
2. «Происхождение слова» -Ребята, вы справились с заданием и поэтому мы переходим на следующую станцию, которая называется «Происхождение слова» -Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься на этой станции?
- Правильно. Словарные слова можно запомнить не только приемом ассоциаций, но и узнав происхождение слова, т. Е. от какого слова изначально произошло само словарное слово. Разберем этот прием на примере словарного слова. -Чтобы узнать , что это за слово, вам нужно отгадать загадку:
«В белом сарафане Встала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы».
-Что это за слово? (На слайде появляется картинка) -Верно. Ребята. Посмотрите внимательно на слайд и назовите признак, который отличает березу от других деревьев. - Чтобы узнать какая буква пишется в слове береза, узнаем почему это дерево так назвали - Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый», «ясный», «белый», от которого и образовалось сначала слово «берза», а впоследствии – «береза».
- Итак, слово «береза» образовано от того же корня, что и слово «белый», и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву нужно вписать в слово?
-Верно. Сейчас вы будете работать в парах, попробуйте по словарю узнать, как пишется слово. Для того, чтобы узнать про происхождения слов у вас на партах лежит листок, на котором дано само слово и его происхождение. Обратите внимание, непроверяемая буква в словарном слове не написана, вам нужно по происхождению понять какую букву ставить и написать ее в само слово. Каждая колонка получит по 2 слова. -Но, прежде чем начать работу, давайте повторим правила работы в паре. Как нужно себя вести? - Ребята, как нужно искать нужное вам слово в словаре?
-Хорошо. 1 колонка ищет слова- рябина, картина 2 колонка- снегирь, билет 3 колонка- вокзал, земляника. - Напоминаю, что вы работаете в парах. Приступаем к работе. -Какую букву пишем в слове рябина, картина, снегирь, билет, вокзал, земляника. Почему?
Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием. Но такой прием подходит не для всех словарных слов, поэтому мы переходим на следующую станцию, которая называется
3. «Стихотворения» - Ребята, для запоминания словарные слов существует еще один прием, который заключается в написании детскими поэтами небольших шутливых стихотворений. -Давайте рассмотрим некоторые из них. -П.., прочти стихотворение на слайде четко, выразительно и громко для всего класса. - Какое словарное слово автор употребляет в первом четверостишие? -Как автор называет петуха? -Что любит делать Петя? -Какие слова помогут нам запомнить слово «петух»? -Верно. Какие словарные слова автор употребляет во втором четверостишие? - Что любит медведь? -Поможет нам слово мед запомнить словарное слово медведь? - Что любит лиса?
-Верно. Прочти К.., следующее стихотворение громко и выразительно. -Ребята, замените последнюю букву а в стихотворении на букву о и прочтите его. -Подходит буква о под рифму? -значит с какой буквой мы должны писать слова запах, запад и закат? -Н.., прочти громко и выразительно следующее стихотворение. -Какую букву мы напишем? -Правильно. Почему не напишем букву а? Буква а подходит в рифму?
-Верно, ребята. Теперь сами постарайтесь правильно вставить букву в стихотворения, которые лежат у вас на партах. Работаем самостоятельно.
-Какую букву написали в 1 стихотворении? -Какую букву написали во 2 стихотворении? |
-«Ассоциации» -не знаем (предположения) -потому что мы не знаем значение слова -В толковый словарь
-учитель, уроки, книги, знания и тд. -вместо букв нарисованы картинки -непроверяемых
-быстро - ассоциация со словом «машина» -да -картинка должна быть похожа на форму буквы -(предположения)
-потому что это деревья, которые могут расти в аллеи и они похожи на л -друг, приятель, человек -лицо человека, голова -форма должна быть похожа на саму букву -да
-яблоки
-форма яблок похожа на форму буквы и подходит по смыслу -снежки, снежинка, голова снеговика
-узнавать происхождение словарных слов
-береза -береза-дерево с белым стволом
-е
-(говорят правила работы в паре) -в алфавитном порядке
-(объясняют по словарю)
-(читает стихотворение) -петух
-Петя -петь Петя, петь -медведь, лиса-лисица -мед
-да Букву и
-нет -с буквой а
-букву о -нет, правильно писать букву о
-и -о |
|||
Воспроизведение новых знаний Приём: · Закрепить знание о понятии: · Учить слушать и понимать речь других; (К.) |
Запоминание словарных слов
Ассоциации Происхождение слова Стихотворения |
Составление схемы
-Ребята, давайте мы с вами вместе попробуем составить схему. -Посмотрите, какие слова у нас уже есть? -Сколько стрелок идут от этого слова? -Верно. Мы сейчас с вами туда запишем, какие приемы только что изучили -Кто мне скажет, как называется первый прием? -Верно. Какой второй прием? -Хорошо. И третий прием? |
-Запоминание словарных слов -3
-Ассоциации -Происхождение слова -Стихотворения
|
|||
Промежуточная рефлексия · Учить производить самоконтроль своих знаний. (Л.) |
|
- Какую же тему мы изучали?
- Где пригодится нам это знание?
- Чему же мы будем учиться дальше? -Какой прием вам понравился больше всего?
|
-Запоминание словарных слов - для тренировки памяти, когда будем писать словарный диктант - упражняться в приемах запоминания словарных слов |
|||
Упражнения в применении нового знания. · Учить применять полученные умения на практике · Совершенствовать умения подбирать подходящие по смыслу слова.(П.) · Совершенствовать мыслительные операции (П.) · Учить решать ребусы (П.) |
5
Я- ракета Я обожаю свою работу, потому что помогаю людям увидеть космос! Люди находятся внутри, а я снаружи, поэтому я вижу и чувствую больше них.
Осина, пшеница, самолет, поэт, пенал, машина, ворона, ветер, картина |
-Ребята, мы изучали с вами некоторые приемы запоминания словарных слов. Но, чтобы еще грамотней и без ошибок писать словарные слова существуют различные упражнения. - Например, одно из них называется
1. «Ребусы» - Если вы знаете и умеете правильно решать ребусы, для вас не составит труда запомнить то или иное словарное слово. - Давайте потренируемся в решении ребусов
-Что получилось в 1 ребусе? - Кто может объяснить его решение?
-Что получилось во 2 ребусе? - Кто может объяснить его решение? -Что получилось в 3 ребусе? - Кто может объяснить его решение?
-Что получилось в 4 ребусе? (муравей) - Кто может объяснить его решение? (в ноте ми букву и меняем на у, в слове равно убираем последние 2 буквы, в слове лейка убираем 1 и 2 последние буквы)
-Молодцы, ребята. Вы справились с решением ребусов. - У вас на столах лежат карточки с ребусами, решите их в парах, напишите слово в отведенную для этого строку.
- Что получилось в 1, 2 ребусе? Почему?
-Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Кроме упражнений с ребусами существует еще одно очень интересное упражнение, которое называется
2. «Представь себе» - Ребята, представьте себе, что вы кто-то или что-то. Например, воробей, газета, костер, лопата, шоссе, пуговица, … -Попробуйте представить себе, чем бы вы занимались, если бы были этими предметами - Что чувствовали? Какое бы у вас было настроение? Оно всегда одинаковое? Если разное, то почему? -Что бы вас огорчало, удивляло, радовало? Что смешило или тревожило? Может быть, вы с кем-нибудь хотели бы подружиться? - Один ученик, чтобы поупражняться в запоминании словарного слова представил, что он ракета. -Давайте посмотрим, что же у него получилось -Получилось у ученика составить рассказ о ракете?
-Попробуйте теперь и вы рассказать о каком-либо словарном слове. Не забудьте, кем вы являетесь! -Обратите внимание на доску. Здесь представлены словарные слова, какими вы можете быть. -Приступаем к работе.
-П.., прочти какой рассказ ты составил? -Какое словарное слово у П..? |
-(объясняют решения ребусов, если затрудняются, то учитель помогает с ответом) -заяц -за буквой я находится буква ц (за я ц) -сток -сто букв к -корабль -после картинки кот стоит запятая, значит убираем т, в слове краб берем только 2 и 3 буквы (ра), б, в слове ель убираем 1 букву
-(решают ребусы
-опять, песок
-да
|
|||
Рефлексия и итоги · Учить анализировать свою работу. (Р.) · Учить рефлексии деятельности (Р.)
|
|
-Давайте подведем итоги урока. -Какая у нас сегодня была тема?
-Сколько приемов мы изучили? -Какие?
-А чему мы сегодня научились?
-Какой прием вам показался самым легким и почему? -Какой самым трудным?
-У каждого на партах лежат кружочки, возьмите их.
- Сейчас вы будете «зажигать» цветные огоньки в них. -Если работа на занятии прошла успешно, вы активно работали, не испытывал трудностей, все задания были понятны, то рисуете зеленый кружок: «Можно двигаться дальше». -Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то рисуется желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». -Если были значительные затруднения, не смогли самостоятельно справиться с новой задачей, то рисуете красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!» -Сейчас поднимите все вверх и покажите мне. -Ребята, у кого зеленые кружки, расскажите, что вам понравилось в этой работе? -А у кого желтый кружок, что у вас не получилось? -А у кого красный у вас что не получилось? -Хорошо. -Наше занятие подошло к концу, до новых встреч!
|
-Приемы запоминания трудных слов -3 -«Ассоциации» «Найди меня» «Много слов»
|
Словарь происхождения словарных слов
1. Б лет – староитальянское «bulla» значило «предписание с подвесной печатью»; уменьшительное «буле́тта» имело значение «записочка», «справка». Французы сделали из этого «булетта» свое «billet» («бийе́») — «записка».
2. Б седа – обратимся к древнерусскому языку. Слово «безъ» обозначало «снаружи», «вне», а «сда» - именовало «сидение». И «беседка» в те времена – это «скамейка вне дома, на воздухе», устроившись на которой, люди вели разговоры.
3. В кзал – своё начало это слово берёт от Воксхолл (Vauxhall) – так называется старинное поместье под Лондоном, южнее Темзы.
4. Гв здика – это слово не случайно созвучно существительному гвоздь, ведь листики этого цветка, в особенности если их высушить, точь-в-точь — маленькие деревянные гвозди. Любопытно, что в немецком языке слово, называющее этот цветок — Nelke — родственно существительному Nagel — «гвоздь».
5. Д ректор – слово заимствовано из латинского языка через немецкий в конце XVII – начале XVIII в. и означает «руководитель»- человек, который руководит, «управляющий».
6. Ж лтый – основа жел- встречается в диалектах жалкнуть «желтеть», желуница «желтуха».
7. З мл ника – созрев, эти ягоды почти ложатся на землю, за что и получили свое название. Образовано это слово от словосочетания земляная ягода. Любопытно, что в немецком языке тоже находим Erdbeere, в буквальном переводе означающее «земляная ягода».
8. К ртина – от "карта" (бумага) - бумага с изображением. Мы заимствовали в 18 веке из немецкого, они из итальянского. В нем. яз. это была игральная карта и географическая. В итальянском - из латыни - бумага для письма, папирус. Картон - толстая бумага.
9. Л пата - в древности оно звучало «лопта́». Если точнее, оно происходит от слова лоп, которое означало широкий/плоский.
10. Р бина – обычно объясняется от общеславянского *erębъ «бурый», орябина. Того же корня, что рябой, рябчик.
11. Сн гирь - это древнерусское слово, образованное от слова "снег". Птица была названа так потому, что прилетает в наши края с севера вместе с первым снегом, заморозками.
12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.