Конспект внеурочного занятия.
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Вид внеурочной деятельности: познавательная деятельность
Класс: 2
Тема: Животный мир Удмуртии
Цель – создание условий для знакомства с животным миром Удмуртии.
Задачи:
1. Познакомить с многообразием животных Удмуртии. Расширять кругозор и знания о природе.
2. Развивать внимательность, воображение, наблюдательность; развивать логическое мышление на основе отработки логических операций; развивать умение узнавать животных по картине и описывать их; развивать и обогащать речь учащихся.
3. Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе.
Форма проведения: познавательная беседа
Вид планируемых УУД |
Формируемые УУД |
Планируемый уровень достижения воспитательных результатов |
Личностные УУД |
- выражение бережного отношения к окружающей среде - проявление дисциплинированности, точности и внимательности при работе. |
1 уровень – приобретение знаний о животном мире Удмуртии. |
Регулятивные УУД |
- умение планировать собственную деятельность, определять цель внеурочного занятия; - умение отбирать необходимые материалы для работы; - умение планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления; - умение работать по плану; - умение осуществлять самоконтроль собственной деятельности; - умение адекватно оценивать свою деятельность. |
|
Познавательные УУД |
- умение отвечать на вопросы; - умение делать выводы в результате совместной работы с учителем и одноклассниками; - умение открывать новые знания и умения; - умение сравнивать и анализировать информацию; - умение самостоятельно создавать алгоритм действий; - умение обобщать полученные знания; |
|
Коммуникативные УУД |
- умение выражать свои мысли по данной теме; – умение слушать, вступать в диалог; – умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли. |
|
Предметные УУД |
- умение называть группы животных; - умение называть группы растений; - умение называть лекарственные растения; - умение отгадывать загадки; - умение называть характерные особенности животных; - умение делать вывод по теме занятия. |
Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, проектор
Наглядный материал: мультимедийная презентация, карточки на соединение животного с жилищем.
Ход занятия
Этап |
Время |
Содержание занятия |
Методические указания |
I |
00 |
Организационный
момент - Меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас занятие. - Наше занятие будет во многом зависеть от вас. Вы готовы дружно работать? - Будете мне во всём помогать? - Очень замечательно! Тогда приступаем. - Начнём наше занятие с мимической гимнастики. - Пожмите друг другу руку, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе замечательного настроения!» - Я желаю вам, ребята, счастья, успехов, радости и благополучия. |
|
II
|
01 |
Вводный этап - Ребята, сейчас я вам предлагаю отгадать слово. Перед вами анаграмма. - Что заметили? (Буквы перепутаны) - Верно, ваша задача – расставить буквы так, чтобы получилось слово. Приступайте. - Что получилось? (Удмуртия) - Что такое Удмуртия? Что вы знаете про Удмуртию? (Удмуртия – удивительный край с многовековой историей, многонациональная республика, где проживают удмурты, русские, татары, марийцы, а также уникальная группа финно-угорских народов – бесермяне, проживающая на северо-западе края.) - Давайте вспомним, о чём вы говорили на прошлом занятии. - Растительный мир Удмуртии. - Вспомним, какие деревья растут в лесах Удмуртии. (Сосна, осина, дуб, берёза, липа, ель, лиственница, рябина и др.) - На сколько групп делятся растения? Какие это группы? - Верно, теперь предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Деревья, кустарники и травы». - Попрошу вас встать. Я буду называть деревья, кустарники, травы. Если услышите название дерева, руки поднимайте вверх; если назову кустарник, руки опускайте, если услышите название трав, приседайте. Готовы? - Береза, малина, клевер, сосна, смородина, колокольчик, липа, подорожник, пихта, сирень, осина. - Молодцы, садитесь. Наш край богат также и лекарственными растениями. Давайте, вспомним и про эти растения. - Ребята, чем полезна ромашка? - Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля. - Это растение растет везде. Его прикладывают к ранам и порезам. Что за растение я загадала? (Подорожник) - Ребята, а это растение можно встретить повсюду: под каждым забором, в канаве, у дороги. А людей простоватых, которых ничего не стоит обмануть, так и называют… (Лопух) - Для чего людям лопух? Лопух используют для отваров, в народной медицине используются как корни, так и листья этого растения. - Кроме того, существуют также зверобой, чистотел. Слышали про такие растения? Они также являются лекарственными. - Ребята, а почему многие растения нашего края стали редкими и исчезающими? (Люди не оберегают, а наоборот вредят природе) - Такие растения заносятся в Красную книгу. Почему у нее такое название? О чём говорит красный цвет? (Символизирует тревогу, как на светофоре красный свет, сигнал осторожно) - Ребята, посмотрите на экран. Вы знаете, как называется этот цветок? - Это Италмас. Он является символом нашей Республики, а также этот удивительный, красивый цветок занесён в Красную книгу. - На что похож цветок? - Цветок этот - словно золотоволосая девушка в ярко - зеленом платье. Но, к сожалению, их становится всё меньше и меньше. Поэтому, ребята, нужно как можно меньше их рвать, а лучше просто ими любоваться, когда они цветут. - Отлично, сейчас я предлагаю вам узнать тему нашего занятия. - Говорить сегодня мы будем об Удмуртии, а о чём именно
вы узнаете, отгадав загадки, которые я вам приготовила. - Как будет звучать цель нашего занятия? (Познакомиться с животным миром Удмуртии) - Верно. Чтобы поскорее её выполнить, предлагаю вам отправиться в путешествие. |
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 |
III 1) |
08 |
- А куда мы совершим путешествие, догадайтесь сами: Есть у ребят зелёный друг, Весёлый друг, хороший друг, Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (Лес) - Верно, это лес. Путешествовать мы сегодня с вами будем по разным уголкам леса. - Что нам дает лес? (Чистый воздух, хорошее настроение, дом для животных и растений, строительный материал для людей) - Вспомним, что лес – наш друг, а значит, к нему надо бережно относиться. - Прежде чем мы отправимся в путешествие, скажите мне, какие правила поведения в лесу вы знаете? - Полетим мы с вами на самолёте. Крылья наши приготовим и отправимся в полёт. - Вот мы и на месте. Посмотрите мы в лесу. А это название остановки, только оно перемешалось. Давайте составим верное название. - Кто тут живёт? (Белка) - Правильно, мы с вами находимся в гостях у белки. - Что вы знаете о белках? - Посмотрите на иллюстрацию. Опишите мне, пожалуйста, белку. Какая она? - Белка – это хлопотливый, шустрый и веселый зверек. Шерстка у белки густая и пушистая. Тельце маленькое, кругленькое, а хвост длинный и пушистый. Мордочка красивая, а ушки стоят торчком. - Чем питаются белки? - Белочка питается желудями, орехами, личинками и грибами. - Зимой белки ведут подвижный образ жизни, а летом запасают корм на зиму. Какой корм они запасают и где они его прячут? (Белки запасают сушеные грибы собственного изготовления. Они нанизывают грибные шляпки на сухие сучки, а ножки грибов вешают на веточки. Белки прячут свои запасы в дуплах) - Кто – то из вас когда – нибудь кормил белку? - С белкой познакомились. Понравилось вам в гостях у белки? - Летим дальше. Расправляем крылья. Полетели. Все крылья можно вновь сложить, мы на месте. - Итак, ребята, эта остановка носит очень интересное название: «Кошка, гуляющая сама по себе». - Интересно, к кому в гости мы попали? Разве кошки живут в лесу? - Сейчас я вам загадаю загадку, и вы всё поймёте. - Меньше тигра, Больше кошки, на ушах кисточки – рожки. С виду кроток, но не верь. Страшен в гневе этот зверь. (Рысь) - Давайте рассмотрим иллюстрацию. Опишите мне большую кошку. - Рысь редкое животное в наших лесах. Она очень похожа на кошку. Только крупнее. Мех у неё густой и мягкий, и очень пушистый. На концах ушей - чёрные кисточки. Как вы думаете, зачем ей эти кисточки, для украшения? - На самом деле, благодаря кисточкам рысь имеет тончайший слух и может услышать жертву за несколько километров. - Рысь превосходно бегает и ползает. За ночь может уйти очень и очень далеко. Рысь очень хорошо лазает по деревьям и плавает. Охотится она, в основном, ночью. В день рысь съедает около 2 – х кг мяса. Остроту зубов и когтей рыси можно сравнить с лезвием. - На кого охотится рысь, как вы думаете? (Рысь охотится на зайцев, белок, мышей и даже птиц) - В остальное время рысь с удовольствием греется и потягивается на солнышке, точно наша домашняя Мурка. Но как только увидит зайца, тотчас напрягается, притаивается и, совершив прыжок, нападает на свою добычу. Вот такова эта кошка! - Ребята, к сожалению, эта замечательная, большая кошка, с которой мы познакомились, занесена в Красную книгу. Как вы думаете, по какой причине? (Из –за охоты) - Поедем дальше, ребята. Заводим наши самолётики, крылья расправим, летим. Попрошу посадить самолёты, остановка «Логово». - Что означает слово «логово»? - Логово – жилище большого зверя. - Чтобы нам узнать, чей это дом, расшифруем слово с помощью алфавита и цифр. - Что получилось? (Волк) - Верно, мы в гостях у волка. - Обратите внимание на экран. Вот так выглядит волк. По каким внешним признакам мы можем узнать волка? Опишите его по иллюстрации. На кого волк похож? На рысь похож? Чем? - Волк – это хищное животное. Учёные уверяют, что волки живут на Земле уже очень давно. Мех у волка серый. Зимой он гуще и теплее, чем летом. - Как вы думаете почему? - Это животное очень хорошо приспосабливается к окружающей среде. Оружие волка – это зубы. Их у него 42. - Волки улавливают запахи на очень большом расстоянии. Охотятся они ночью. И питаются любыми животными. Хищник очень прожорлив. За сутки он может съесть 10 кг мяса. - Волков называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему? - Верно, они уничтожают больных животных. - Волки держатся поодиночке или живут семейными группами. Иногда объединяются в стаи по 10-12 волков. Пары у волков образуются на всю жизнь. Весной у них рождается 4-6 маленьких волчат. - В сказках волк всегда отрицательный персонаж, который пытается съесть то поросят, то козлят, то Красную Шапочку. Но на самом деле волк очень умное и красивое животное, хотя и, в некоторых случаях, опасное. - Не стоит задерживаться. Полетели дальше. - Остановка «Хитрая кума» - Кто же тут живёт? Какие знаете сказки про лису? Какая она в сказках, добрая? - Посмотрите, вот она, хитрая плутовка. Опишите её, как она выглядит? На какое животное, похожа лиса? - Лиса – это маленькое пушистое животное, имеющее рыжий окрас. У лисы четыре коротенькие лапы, а тело вытянутое. Ее отличает длинный пушистый хвост и вытянутая мордочка, похожая на собачью. Лисы – дальние родственники собак. При общении со своими сородичами они тявкают и лают подобно псам. - Посмотрите, ребята, какой красивый, пушистый хвост у лисы. Как вы думаете, зачем он ей? (Хвост нужен лисе для того, чтобы не замерзнуть зимой. Также хвост помогает лисе держать равновесие во время ходьбы и бега.) - Чем питаются лисички? (Лисы питаются маленькими травоядными животными, например, зайцами, мышками, и даже ежами) - Вы знаете, как охотится зимой лиса? - Посмотрите на экран. В зимнее время лиса подпрыгивает и падает мордочкой в сугроб, после чего начинает быстро грести лапками. Она слышит, где под снегом может прятаться добыча и, с помощью острых когтей, легко добывает ее. - Чаще всего лисы охотятся ночью. |
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
|
|
23 |
Физкультминутка - Предлагаю отдохнуть, ножки, ручки размять. По
родному краю |
|
2) |
24 |
- Летим на следующую остановку. Сегодня нам надо облететь весь лес, чтобы погостить у всех его обитателей. Прилетели. - Чтобы нам открылось название остановки, необходимо вспомнить математику и решить несколько примеров. - Давайте, откроем первую букву. 36 – 11 = 25 - Первая буква у нас есть, следующий пример 95 + 5 = 100 - Молодцы! Давайте решим ещё. 67 – 19 = 48 - Отлично. Следующий: 42 + 30 = 72 - Просто прекрасно. Ещё один: 98 – 51 = 47 - Такие вы ребята умные! Решим ещё немного: 33 + 18 = 51 - Финишная прямая. Последний пример: 45 – 22 = 23 - Вы большие молодцы! Как называется остановка? (Берлога) - Кто в ней живёт? (Медведь) - Совершенно верно, мы в гостях у медведя. Посмотрите на иллюстрацию. - Что вы знаете про медведя, ребята? - Медведь занимает первое место по своей огромной силе, неустрашимости. Его боятся все животные, кроме лося и кабана. Медведь – очень красивый зверь. Шерсть у него бурого цвета, пушистая, мягкая, длинная. Медведь – один из крупных животных Удмуртии, второй по величине. - Какие вы знаете сказки про медведя? Каким он изображается в сказках? - Знали ли вы, что, на самом деле, медведь только внешне такой неуклюжий. Оказывается медведи очень подвижные и ловкие: могут быстро бегать, делать прыжки, влезают на деревья и прекрасно плавают. - Кто знает, как называют медведя в народе? (Косолапый медведь) - Почему медведя называют косолапым? (При передвижении медведь ставит лапы немного внутрь) - Медведи очень много едят. За сутки один такой мишка может съесть 20 – 30 кг. Это много, как вы думаете? - Чем питаются медведи? (Основу питания представляет растительная пища. Ягоды, орехи, желуди, корни, стебли растений. Реже питаются мясом, рыбой) - Правильно, за лето-осень медведь жиреет до 100кг. А что же он делает зимой? (Впадает в спячку) - Медведи зимой спят в берлоге. Делают они её у корня упавшего дерева, или выкапывают. А внутри из мха делает себе мишка постель. Но, если медведь летом не наелся, то всю зиму голодный, худой и злой бродит по лесу. - В январе-феврале у медведицы рождается 2-3 крошечных медвежонка. Они слепые, голые, беспомощные. Потом медвежата подрастают, становятся толсенькими, смешными, как дети, играют между собой. Мать купает медвежат в ручьях и озёрах, опуская каждого по очереди медвежонка в воду, ухватив его зубами за загривок. Вот посмотрите. - Сейчас медведей становится мало и их надо охранять. Многие виды медведей занесены в «Красную книгу». Проводятся различные мероприятия по восстановлению численности медведей. Какие это мероприятия? (охота в определённое время, заказники, заповедники) - Молодцы. Кому понравилось в гостях у медведя? Полетим дальше? - Приземляемся, крылья складываем. - Вот и наша последняя на сегодня остановка. Называется она «Самое крупное животное Удмуртии». - Чтобы узнать, кто это отгадайте мою загадку. - Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) - Совершенно верно, это лось. Обратите внимание на экран. Взгляните, какой он красивый. - Лось - самое крупное животное нашего края. Внешность лося оригинальна. Рога самцов лопатообразные (похожи на лопату) с отростками и похожи на ладонь человека с раздвинутыми пальцами. Уши у лося очень большие. Они достигают длины 25 см. Двигая ушами в разные стороны, лось быстро улавливает шорохи леса и, услышав подозрительный шум, уходит в заросли. - Кто знает, чем питаются лоси? - Летом лоси питаются сочными растениями и их корневищами, а также листвой молодых деревьев. Зимой же, когда эта пища бывает под снегом, едят ветки деревьев (особенно осины, ивы), кору и немного хвою. - А кто знает, как зимуют лоси? - Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда собирается больше. - При нападении они обороняются сильным ударом рогами вперёд. Этим приёмом лосю удаётся убивать наповал волка и отогнать медведя. Лоси могут защищаться и ударами копыт и способны даже убить не только волка, но и медведя. Посмотрите на экран. - Когда-то лосей было очень-очень много, но они стали исчезать. Как вы думаете из – за чего? (В результате охоты) § - Именно поэтому сейчас проводятся различные мероприятия по восстановлению численности лосей. |
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14 |
4) |
32 |
- Ребята, вот мы с вами и посетили всех обитателей леса. - Но, домой нам с вами не улететь, очень вы понравились лисичке, она нас с вами не отпустит, пока мы не выполним задания её хитрые задания. - Ей интересно, запомнили ли вы кто, чем питается. - Давайте ей докажем, что вы запомнили. - Чем питается белка? (Белочка питается желудями, орехами, личинками и грибами) - Чем питается рысь? (Рысь охотится на зайцев, белок, мышей и даже птиц) - А волк? (Питается любыми животными) - Чем питается сама лисичка? (Лисы питаются маленькими травоядными животными, например, зайцами, мышками, и даже ежами) - Чем питается медведь? (Основу питания представляет растительная пища. Ягоды, орехи, желуди, корни, стебли растений. Реже питаются мясом, рыбой) - А лось чем питается? (Лоси питаются сочными растениями и их корневищами, а также листвой молодых деревьев, корой) - Вот видишь лисичка, ребятки все запомнили. - Лиса, хочет узнать, кто, где живёт. - Назовите дом белки – дупло, дом волка – логово, дом лисы – нора, дом медведя – берлога. - Ребята, лиса приготовила нам карточки. Выполним задание на них. Соедините жилище и его обитателя. Соединяйте только тех, про которых мы проговорили. Работайте в парах. Как работаем в парах? - Лиса нас хочет запутать ребята. Посмотрите, на карточках есть животные, про которых мы с вами сегодня не говорили. Давайте вместе найдем им жилище. - Жилище барсука это нора, жилище ежа – кусты, мышки живут в норках, а зайцы в норках. - Теперь лиса хочет проверить, запомнили ли вы как выглядит каждый зверь. - Поиграем в игру «Угадай по описанию». Я читаю, вы угадываете и сразу же рассказываете, что нового и интересного узнали про этого представителя. - Бурый, косолапый, неуклюжий. Это? (Медведь) - Что узнали про медведя сегодня? - Хитрая, рыжая, ловкая. Это? (Лиса) - Что узнали про рыжую плутовку? - Серый, злой, голодный. Это? (Волк) - Проворная, запасливая, окрас рыжий или серый. Это кто? (Белка) - У него ветви на голове. Это? (Лось) - Большая кошка, на концах ушек – черные кисточки. Это? (Рысь) - Что сегодня вы узнали про рысь? - Последнее задание лисы. Вспомним правила. - Я буду называть правило, а вы если согласны – хлопайте в ладоши, если не согласны – топайте ногами. Проверим, насколько хорошо вы знаете правила охраны окружающей среды. - не рвать листья и ветки для гербария, лучше сохранить их в живой природе - не разжигать костер в лесу - нужно громко кричать в лесу - не ломать ветви, не выдирать кустарники, не повреждать кору - нужно разрушать гнезда птиц - нужно ловить детенышей лесных животных - не оставлять мусор на природе и не бросать его на улицах - можно приносить диких животных к себе домой - нельзя рушить любые жилища лесных жителей - прокладывать дорогу через лес - можно убивать ядовитых, жалящих и некрасивых животных - не трогай жилища животных и детёнышей - разоряй муравейники, их и так очень много - Вот ребята, вы молодцы! Лиса отпускает нас домой. Расправляем крылья и летим. - Прилетели, крылья складываем. - Все ли животные важны? Почему вы так думаете? - А растения? - Каким должен быть друг природы? - Отлично. Так вот, ребята, друг должен быть добрым, понимающим, верным, отзывчивым, весёлым, преданным, честным и бескорыстным. |
|
IV |
38 |
Заключительный этап - Ну вот, ребята, с темой нашего занятия мы познакомились. - Давайте вспомним, какая была тема занятия? (Животный мир Удмуртии) - А как вы считаете, достигли ли мы цель, которую поставили на это занятие? - Ребята, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше занятие? - Что именно вам понравилось? - Обратите внимание на слайд. - Дополните две фразу из предложенных. Сегодня я узнал(а)…. Мне было интересно … Я захотел(а)… Было трудно … Было легко… - Замечательно! |
Слайд 15
|
V |
40 |
Итог
занятия - Нас солнца луч смешит и дразнит. Нам нынче весело с утра. Позанимались мы отлично Теперь нам отдыхать пора! - Дорогие ребята, мне очень понравилось с вами сегодня работать! - Спасибо за занятие! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.