Конспект выступления на родительском собрании по теме "Самооценка ребёнка и школьная отметка"
Оценка 4.9

Конспект выступления на родительском собрании по теме "Самооценка ребёнка и школьная отметка"

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
детская психология +2
12.05.2023
Конспект выступления на родительском собрании по теме "Самооценка ребёнка и школьная отметка"
Родительское собрание.docx

Конспект родительского собрания

Возраст детей: 8 -9 лет

Направление воспитания: познавательное

Тема: Самооценка ребёнка и школьная отметка

·         Цель: Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка; выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

·         Подготовительная работа: провести тест «Лесенка» у детей

Наглядный материал: результаты детских тестов, анкеты для родителей, ситуации для разбора в группах,  памятки для родителей

Оборудование: проектор, экран, компьютер, бумага, ручки

 

Этап

 

Время

Содержание выступления

Методические указания

I

00

Вводная часть

- Уважаемые родители, сегодня тема нашего родительского собрания – «Самооценка ребёнка и школьная отметка».

- Сегодня мы поговорим о том, как сделать так, чтобы наши отметки всегда были хорошими, и какую роль в этом играет подготовка к урокам.

- Главный вопрос: «Зачем учить уроки?»

- Наши дети – второклассники, а главный труд – труд в школе – учёба.

 

Слайд 1

II

01

Основная часть

- Обратим сначала внимание на особенности самооценки второклассников. Во второй класс дети приходят уже «бывалыми» школьниками.

- Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.
Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки.

- Она становится более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первоклассников, и вместе с тем более целостной. Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения.

- Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка.

- Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается.

- Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще достаточно ограничены, они еще только учатся этому сложному умению. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

- Уважаемые родители, перед вами результаты тестирования. Узнаем, какая самооценка у вашего ребенка.

- Посмотрите на данную лесенку. На самой высокой ступеньке стоит самый хороший человек, на самой низкой – самый плохой. Детям было предложено изобразить себя на той ступени, на которой они находятся по их мнению.

- Обратите внимание, на какой ступени находится ваш ребенок. Также, посмотрите, что означает каждая ступень.

- Как помочь ребенку достичь адекватной самооценки? Что необходимо предпринять с вашей стороны?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

Слайд 2

III

05

- В этой связи требует обсуждения проблема школьных оценок и отметок и отношения к ним детей и родителей.

- Оценка нетождественна отметке. 

Оценка - это процесс оценивания; отметка - результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.

- Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем как вывод из сказанного называет заслуженную отметку.
- Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь «объявлением» отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил пятерку, а сегодня - тройку.
- Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания.

- А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок и проанализировал переживания школьников при получении ими разных отметок. Их названия говорят сами за себя: «торжествующая пятерка», «обнадеживающая четверка», «равнодушная тройка», «угнетающая двойка», «уничтожающая единица».
- Рассмотрим так называемую «торжественную пятёрку».

- Это торжество, чувство собственной полноценности, укрепление уверенной позиции в глазах одноклассников и учителя. Радость для родителей и родственников.

- «Обнадёживающая четвёрка». Переживания школьника очень зависят от того, действительно ли эта четвёрка обнадёживающая, то есть является достижением ученика и заявкой на дальнейшие успехи. Если да, то последствия этой отметки такие же, как при «5». Но если эта «4» следует за пятёркой, то это воспринимается как снижение результата. Школьник испытывает чувство ущемленного самолюбия, родители тоже иногда прибегают к умеренным санкциям: приостанавливают исполнение данных ранее обещаний, лишают некоторых удовольствий.

- «Равнодушная тройка». Здесь нет переживания успеха. Нет и отрицательных переживаний. Эмоциональный фон нейтрален. Возникает безразличное отношение к учебе. Позиция в семье в основном нейтральная: говорить об учёбе там не принято, родители и дети взаимно этого избегают - радости такой разговор все равно никому не принесет, а отсутствие «2» позволяет спокойно уклониться от обсуждения школьных дел. Хвалить или ругать не за что. С течением времени это перерастает в привычку, а затем и в потребность заниматься учёбой настолько, чтобы обеспечить себе спокойное существование.

- Не будем говорить о двойке. Последствия не требуют комментариев.

- Родители должны помнить, что, связывая своё отношение к ребенку с его отметками (особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям), они затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.
- В учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

IV

08

Упражнение «Анализ картины»

- Картина И.Репина «Опять двойка»

1. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?

2. Хорошо ли ему живется в родном доме?

3. Как к нему относятся родные и близкие?

4. Как, по вашему мнению, закончится эта история?

 

Слайд 8

V

10

Анкета для родителей

1.      Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить. 0б

2.      Я так и знала. И в кого ты такой уродился? 2б

3.      Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза! 2б

4.      Ты ведь умница, и в следующий раз учительница в этом убе­дится. 0б

5.      Сколько можно тебе это объяснять! 2б

6.      Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно? 0б

7.      Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты? 2б

8.      Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден. 0б

9.      Вот так и будешь на двойках и тройках ехать! 2б

10.  Вот придет отец! Он тебе покажет за двойку! 2б

- Результаты.

0 - 2 баллов - вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности. Вы стараетесь во всем быть ему поддержкой и опорой. Благодаря вам, ребенок продвигается в учебе.

3 - 5 баллов - вам необходимо быть к ребенку повнимательней, где – то вы допускаете  незначительные ошибки. Вы пользуетесь у него авторитетом, но он нуждается в вашей помощи и понимании.

6 - 8 баллов – вам необходимо пересмотреть многие вещи. Постарайтесь не раздражаться, а понять ребенка. Не сравнивайте результаты своего ребенка с результатами других.

9 -10 баллов - вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути.

- Оказывается, не всегда нам нужно стремиться к тому, чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.

- Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только “5”.

- Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты. Например, когда после “5” вдруг полученная “4” вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы, если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда, пока еще едва заметные.

- Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, а иногда упрямым и грубым.

- Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе, прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

VI

13

Работа в группах

Ситуация 1.

Вы устали и плохо себя чувствуете, а ваш ребёнок не хочет учить уроки, к нему пришли друзья. Как вы поступите?

Ситуация 2.

Вы попросили дневник у ребёнка и обнаружили там двойку. Ваши действия?

Ситуация 3.

Сегодня кино в школе и ваш ребенок хочет туда пойти, но вы просите показать дневник, в котором классный руководитель выставил не хорошие оценки. Ваше решение?

 

Приложение 2

VII

15

Заключительная часть

Памятка для родителей. Как относится к отметкам ребенка.

1.      Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хо­чется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

2.      Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но ре­зультат его труда не высок. Объясните ему, что важен не толь­ко высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.

3.      Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.

4.      Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабли­ваться ради положительного результата в виде высокой от­метки.

5.      Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

6.      Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.

7.      Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надол­го и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

8.      Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

 

Слайд 10

 

Приложение 1

Тест ЛЕСЕНКА 

Для проведения тестирования понадобится нарисовать лестницу, состоящую из семи ступенек.

Скажите ребёнку: «Посмотри на эту лесенку. На самой высокой ступеньке стоит самый хороший человечек, а на самой нижней ступеньке самый плохой человечек. Где ты? Нарисуй точку».

 

тест на самооценку для детей

Ключ к тесту:

Ступенька 1 – завышенная самооценка

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

 

Приложение 2

 

Ситуация 1

Вы устали и плохо себя чувствуете, а ваш ребёнок не хочет учить уроки, к нему пришли друзья. Как вы поступите?

Ситуация 2

Вы попросили дневник у ребёнка и обнаружили там двойку. Ваши действия?

Ситуация 3

Сегодня кино в школе и ваш ребенок хочет туда пойти, но вы просите показать дневник, в котором классный руководитель выставил не хорошие оценки. Ваше решение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конспект родительского собрания

Конспект родительского собрания

III 05- В этой связи требует обсуждения проблема школьных оценок и отметок и отношения к ним детей и родителей

III 05- В этой связи требует обсуждения проблема школьных оценок и отметок и отношения к ним детей и родителей

Слайд 3

Слайд 3

VI 13 Работа в группах

VI 13 Работа в группах

Ступенька 1 – завышенная самооценка

Ступенька 1 – завышенная самооценка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023