МУНИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТ-ЦЫ ТЕМИРГОЕВСКОЙ
Конспект занятия
« Воздух и его свойства»
Педагог дополнительного образования
Федорцова Елена Петровна
ст-ца Темиргоевская,2023 год
Конспект занятия « Воздух и его свойства»
Цель:
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать представление о том, что воздух-условие жизни всех живых существ на Земле. Учить детей путем экспериментирования самостоятельно делать выводы. Воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах: прозрачный, без запаха, без цвета, без вкуса.
Развивающие:
- развивать интерес к исследовательской деятельности; развивать мышление и воображение; устанавливать простейшие связи; делать выводы; учить устанавливать закономерности на основе выявленных свойств.
Воспитательные:
-воспитывать любознательность и интерес к окружающему миру.
Методические приемы: игровые; наглядные с использованием
демонстрационного материала (ИКТ); словесный (указания, вопросы, напоминания).
Оборудование: проектор, ноутбук.
Раздаточные материалы: стаканы с водой, полиэтиленовый пакет, кусочек мела, соломинки.
Демонстрационный материалы: коробка, воздушные шары.
Ход занятия.
Педагог вносит в группу коробочку
П. Ребята ,сегодня ,придя на занятие, у двери я обнаружила вот эту коробочку.
П. Сейчас посмотрим что же здесь.
П. Она пуста! Что бы это могло значить?
Выслушивает мнения детей, потом сообщает, что догадывается, в чём здесь дело, даёт загадку-подсказку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый но всё же
Без него мы жить не сможем
Он нам нужен, чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас (воздух)
(Слайд 1.,2.)
П. Воздух окружает нашу планету образуя воздушною оболочку – Атмосферу. Атмосферу называют голубой рубашкой планеты. Воздух сохраняет тепло поэтому он спасает нашу планету от перегревания и переохлаждения. Атмосфера как «боевая кольчуга» защищает нашу планету от падающих космических камней – метеоритов. Атмосфера тормозит их падение. Метеориты разогреваются и сгорают, не успев упасть на поверхность земли.
П.А как вы думаете без воздуха мы сможем выжить?
П. Давайте проведём опыт.
Опыт №1 Можно ли прожить без воздуха (Слайд 3.)
Содержание: зажмите нос пальчиками. Сколько мы можем не дышать?
(несколько мгновений)
Вывод: без еды человек проживёт около месяца, без воды не более трёх дней, а без воздуха – только несколько мгновений.
О жизненно важном всегда говорят «Необходим как воздух»
П. Ребята, а как вы думаете кому нужен воздух?
П. Да вы правы. Воздух необходим человеку, животным, растениям – все дышат воздухом. Спускаясь в глубины морей, или улетая в космос, человек берёт с собой баллоны с воздухом , и он помогает им дышать далеко от земли.
П. Ребята, я приглашаю вас в лабораторию. Давайте с вами попробуем понять, что такое воздух и узнаем каковы его свойства.
Опыт №2. Определение цвета воздуха (Слайд 4.)
П. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
П. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
П. Это значит ,что воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.
Вывод: воздух прозрачный
П. Ребята, а как вы думаете. Имеет ли воздух запах? А вот сейчас и определим кто прав, а кто ошибается.
Опыт №3. Определяем запах воздуха.(Слайд 5.)
Содержание: открываем баночку с чесноком и даём понюхать детям.
П. Что это? Чем пахнет?
П. Да вы правы пахнет чесноком. (тоже повторяем с апельсином)
П. Как вы думаете имеет ли воздух запах?
Вывод: Воздух не имеет своего запаха. Вы чувствовали запах того вещества которое я вам предлагала понюхать. Таким образом воздух приобретает запах того вещества которым пахнет в комнате. (Слайд 6.)
Физкультминутка:
Мы сидели, мы устали,
воздух дружно изучали,
а теперь пришла пора отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись,
хлопнули в ладоши и друг к другу повернулись.
Всем друзьям мы улыбнулись,
наклонились, раз и два, чтобы не болела голова.
И закончили зарядку тихо, тихо сев за парту.
Опыт №4. Образование пузырей в воде,
П. Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
Д. Выходят пузырьки.
П. Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
Ответы
Вывод: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. (Слайд 7.)
Опыт №5. Создаем ветер
П. ребята ,а теперь давайте с вами вдохнем воздух и попробуем этим воздухом надуть шарики ,которые лежат перед вами.
Надули ,а теперь попробуем выпустить воздух из шарика себе на лицо.
Что мы чувствуем?
Ответы
П. Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
Д. Можно подуть себе на руку.
Опять дует ветерок
П.А что такое ветер?
Ответы
Вывод .Ветер-это движение воздуха.(Слайд 8.)
Из исследования воздуха мы пришли к выводу:(Слайд 9.)
-воздух невидимый;
-бесцветный;
-безвкусный;
-без запаха;
-он есть везде;
-И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.
П. Без воздуха ничто живое не может жить.
П. Легко и свободно дышится, когда воздух чистый, но воздух может загрязняться вредными веществами, и тогда таким воздухом дышать вредно. В результате, болеют люди, желтеют и опадают листья, сохнут деревья.
П. Что же приводит к загрязнению воздуха?
П. Как же человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист?
Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними;
Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли;
Не бросать мусор;
Водители должны следить, чтобы машины били исправны и не выделяли много вредной копоти. (Слайд 10.)
На заводах ставить очистительные сооружения, на трубах - фильтры.
П: Ребята, а чем вы любите рисовать? Да мы с вами рисуем карандашами, красками, фломастерами, мелками. Я вам предлагаю сегодня порисовать кляксой при помощи воздуха.
(дети рисуют кляксой с помощью трубочки).
Итог занятия.
П. Ребята, что вам понравилось? О чем мы говорили? Что мы узнали нового о воздухе? А какой опыт для вас был самым интересным? Возможна ли жизнь на земле без воздуха? (Ответы).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.