РАССМОТРЕНО на методическом совете МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки Протокол №__ от «__»_______________ 20 г.
|
СОГЛАСОВАНО Руководитель РЦПМК педагогов дополнительного образования _______ «__»_______________ 201 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОАУ ДО ЦДО с.Возжаевки __________О.А. Малитцкая «__»_______________ 201 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ДОШКОЛЯРИК»
выездного районного консультационного центра «Дошкольник»
конспекты занятий
Возраст обучающихся: 2-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор:
Меньшикова Елена Геннадьевна
педагог дополнительного образования
МОАУ ДО ЦДО с. Возжаевки
высшей квалификационной категории
Возжаевка, 2019
2.Конспект занятия
Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математическими навыками, декоративно- прикладным и музыкальным творчеством.
В царстве Берендея «Лес полон тайн и чудес».
Задачи
Обогатить представление детей о значении леса в жизни человека.
Развивать память, внимание, мышление, слуховое восприятие через звуки природы; двигательную согласованность речи и движения.
Воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту родной природы.
Речевая работа
Совершенствовать речь, расширять и активизировать словарь по теме.
Предварительная работа
1. Экскурсия по территории.
2. Наблюдение за деревьями на территории учреждения.
3. Чтение детской литературы о лесе: «Приметы осени» - стихи, рассказы, сказки; «Четыре желания», К.Ушинский; «Лесные картинки», И.Соколов-Микитов.
4. Дидактические игры и упражнения.
5. Выполнение игровых заданий «Мы едим в лес»
Оборудование
Оформление выставки даров леса, поделок из природного материала; пиктограммы (правила поведения в лесу); аудиозапись звуков живой природы; музыкальные инструменты.
Ход занятия
педагог. Дети, давайте поприветствуем друг друга.
Исполняется «Боаностеккер»
Дети двигаются по залу кругом, затем, слушая его, приветствуют друг друга жестом и словом (здравствуйте, привет, доброе утро).
Во второй части один из детей импровизирует, в ритме музыки звучащими жестами.
Остальные дети повторяют за ним. Движения повторяются до тех пор, пока все приветствия не закончатся.
педагог.
Дети, вы видели
Когда-нибудь лес?
Вы видели солнце
На теплых полянах?
Деревья могучие,
Полные тайн?
Росу на веселых зеленых
Кустах?
Ведь все это можно увидеть только в лесу.
Педагог. А вы хотите побывать в таком лесу?
Дети. ДА.
Педагог. Закрываем глазки и выходит Берендей. Я Берендей
– я сказочный лесной царь. Я охраняю лес и забочусь о своих подопечных:
животных и растениях. Лес-это сказочный мир доброго царя Берендея. Он полон
загадок и тайн. В лесу живут деревья, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А
сколько в нём ягод и грибов? Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы.
Они приглашают нас вдохнуть чистый и добрый лесной воздух, познакомиться с его
обитателями.
Лес человеку – щедрый друг. Он даёт материал для застройки домов, для
изготовления мебели. Деревья используют при изготовлении бумаги, из многих
растений делают лекарства. Лес нас согревает, лечит, питает. А всегда ли
человек платит за это добром? Ни для кого не секрет, что сегодня лес вокруг
населенных пунктов представляет собой жалкое зрелище. Повсюду мусор, сломанные
деревья. Чтобы лес долго жил, радовал нас своими дарами, надо его охранять и
беречь.
Во время нашего занятия, ребята, мы узнаем, насколько вы любите природу, хорошо
ли вам известны названия лесных растений, знаете ли вы правила поведения в
лесу. Пройдет совсем немного времени, и деревья покроются снегом, на лугах и
полянах станет желтой трава.. И всей этой красотой круглый год правит царь
Берендей.
А теперь давайте представим, что мы пришли в берендеевы владения - в осенний
лес.
Педагог Берендей. Мы должны помнить ; лес- наш друг и помощник. И относиться к нему надо, как к другу, бережно и внимательно. А что значит – бережно относится к лесу?
Педагог
Берендей. Скажите,
ребята, а что нельзя делать в лесу? Ответы:
Нельзя разорять муравейники.
Нельзя ловить насекомых.
Нельзя рвать паутину и уничтожать пауков, потому что они полезны – ловят
вредителей.
Нельзя подходить близко к птичьим гнездам и брать на руки птенцов.
Нельзя ловить диких животных и уносить их домой
Нельзя убивать лягушек.
Нельзя ломать ветки деревьев.
Нельзя повреждать кору деревьев.
Нельзя рвать с корнем ягодные кустики и повреждать их.
Нельзя рвать
цветы в природе, для букетов цветы выращивают специально. Лесные цветы долго не
стоят в вазе, через несколько часов они обязательно завянут. Нектар цветов – пища
для многих насекомых.
Нельзя сбивать ногами несъедобные грибы. Они нужны лесу.
Нельзя шуметь в лесу, включать громко музыку.
Нельзя оставлять после себя мусор. Всё, что принес с собой, нужно унести.)
это и есть- Правила друзей природы.
педагог Берендей читает и разучивает стихи с ребятами.
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь
они нам – не враги.
Помоги лесным зверушкам, приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверёк – будь то ласка иль хорёк, ёж лесной, речная рыба –
скажет «Ты – мой друг! Спасибо!». Очень
хорошо, что вы теперь знаете правила поведения в лесу.
И так ребята.
Сегодня мы отправились в лес не за грибами , не за ягодами, а за чудесами.
Педагог Берендей. Мы пойдем узкими тропинками, между деревьями.. Давайте вспомним какие деревья растут в нашем лесу. (Дети перечисляют названия деревьев.) Ель, сосна, дуб, осина, береза, липа, тополь. Будьте внимательны, чтобы не заблудиться.
Звучит спокойная инструментальная музыка. Дети двигаются по залу змейкой, парами , четверками, по одному и разворачиваются в круг.
педагог. Вот мы с вами в лесу. Давайте присядем , послушаем голоса леса и попробуем их отгадать.
Дети садятся на ковер, слушают звуки леса (шум дождя, шелест листьев, вой ветра, пение птиц) и отгадывают их.
педагог. Я предлагаю вам изобразить голосом шелест листьев, а руками – их движения.
Дети берут разноцветные листья на полу .
Смотрите, смотрите,
Падает лист,
А воздух осенний
Прозрачен и чист.
Произнося звук (ш), дети руками изображают падание листьев.
Смотрите, смотрите,
падает лист,
Желтый, сухой, он совсем неказист.
Игра со звуками.
Листья писали мелками теней
Портреты июльских солнечных дней.
Рисуют в воздухе.
Смотрите, смотрите падает лист,
И лес опустевший не так голосист.
Игра со звуками.
Деревья уснули и спят до весны.
И смотрят лесные зеленые сны.
Дети присаживаются и засыпают.
Педагог. Молодцы! А вы слышали как ветер поет в лесу? Давайте изобразим голосом ветерок, который забрался на верхушку дерева.
Распивают по В.Емельянову. Дети распевают гласную ( у), глиссандируя по полутонам, одновременно показывая рукой направление звука вверх и вниз.
Педагог. Дети , а вы помните каким красивым бывает лес осенью?
Педагог. И сейчас мы изобразим звуки леса с помощью музыкальных инструментов (звучит оркестровая зарисовка).
Осенней листвы разговор еле слышен…
Ребенок. Мы с кленов (звучит дудочка)
Ребенок. Мы с яблонь ( колокольчик)
Ребенок. Мы с вязов (треугольник)
Ребенок. Мы с вишен (бубенчики)
Ребенок. С осинки (хрустальные бокальчики)
Ребенок. С черемухи (трещотка)
Ребенок. С дуба (шуршащие бумагой)
Ребенок. С березы (маракас с семенами)
Педагог. Везде листопад, на пороге морозы.
педагог. Какие пословицы и поговорки вы знаете?
Дети называют их и объясняют.
Педагог. А еще люди говорят: «Лес – это наше богатство». Как вы думаете, почему так говорят о лесе? (ответы детей). Приглашаю вас на нашу выставку «Дары леса». Давайте рассмотрим экспонаты выставки (бесцветные рисунки ягод и грибов).
Беседа по вопросам:
-Что вы здесь видите?
- Объясните пожалуйста , почему на выставки оказались, карандаши, бумага?
- Здесь находятся лекарственные травы, ягоды, грибы? Педагог просит ребят посмотреть, ознакомится найти ягоды, грибы съедобные и не съедобные, их посчитать и конечно же придать им цвет , при помощи цветных карандашей.
Педагог. Как вы видите лес людей, и кормит, и поит, и лечит, и обогревает. А еще он радует нас своей красотой; летом-щебетанием птиц, пышной зеленью, ранней осенью – золотой листвой, шуршанием листьев, а зимой он необыкновенно красив в белом пушистом снежном наряде.
педагог. Дети , вспомните пожалуйста , как называют осень, когда все деревья стоят голые, идет дождь и снег?
Дети. Поздняя осень.
педагог. Давайте представим, что мы – деревья поздней осенью, на которых остались последние листочки и ветер-озорник вот - вот их сдует.
Миниатюра «Осенние деревья»
Звучит вальс «Осенний сон» А.Джойс. Дети импровизируют под музыку. В конце музыки замирают в образе дерева.
Педагог.
Вот и мороз, застыла осень.
Застыл, затих осенний лес.
Деревья спят, одежды сбросив.
И царство Берендеево прощаться с вами просит. До скорой встречи детвора. Пока. Пока. Пока. Пока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.