Цель:
создание условий для формирования у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.
Задачи:
Образовательная:
дать представления о самом почитаемом дереве в России – березке, расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и детском изобразительном творчестве.
Развивающая:
память, мышление, речь, познавательные и коммуникативные навыки.
Воспитательная:
воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение к природе, уважение к русским традициям.
Предварительная работа:
1. Знакомство с березой.
2. Хоровод «Березка».
3. Заучивание стихов о березе.
4. Презентация «Береза».
5. Прослушивание музыкальных произведений о березе, рассматривание картин c березкой.
Материал и оборудование: ИКТ, иллюстрации с изображением березы в разные времена года, разрезанные картинки с изображением символов России, платочки для девочек, изделия из бересты, березовые дрова, деготь, лучина.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, мы с вами поговорим…
Чтение стихотворения В. Орлова
Я узнал, что у меня есть огромная семья
И тропинка, и лесок
В поле каждый колосок
Речка, небо голубое –
Это все мое родное
Это Родина моя
Всех люблю на свете я!
Воспитатель: Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель:
А сейчас мы с вами вспомним, какие символы России мы уже знаем.
На столах дидактическая игра: «Собери символы» (разрезанные картинки с изображением символов России)
Дети собирают их и называют.
Воспитатель: Мы живем в России. Наша страна очень большая. В ней много рек, полей, лесов. Воспитатель: Лес, реки и горы, поля. Все это наша с вами страна, наша родина. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет свое, очень - очень родное. И оказалось, что многие люди думают знаете о чём? Угадайте загадку, тогда сразу поймёте.
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
Дети: Береза.
А сейчас мы с вами окажемся на минуточку в березовой роще.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, какой свежий воздух в березовой роще. Как пахнут листья. Медленно выдыхайте. Еще раз вдохните. Задержите дыхание. Сделайте медленный выдох.
Воспитатель: И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же белая береза – это символ России.
(Стук в дверь)
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Аленушка, я пришла к вам из далекой деревни, чтобы поведать вам о нашей красавице – белоствольной березоньке.
Берёза любимое дерево всех русских людей.
Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали.
Из березовых почек и листьев готовили отвары, мази которыми лечили людей.
банный веник, а также веник для уборки дома.
Береза щедрое дерево. Издавна люди плели из березы лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком.
Ни в одной саране мира нет столько берез, как у
нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ
зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной
родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными
для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах
старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на
севере растут карликовые, рос том с ребенка. Но у всех берез очень необычная
кора. Чем необычна кора березы? (Ответы детей)
- Березу за ее кору называют- белоствольной.
Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает
от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть
отдушины: черные черточки. Они называются, чечевички, через них береза дышит.
С давних времён люди использовали бересту. Её
сушили в тени, разглаживали под прессом и изготавливали из неё кружки, короба.
Когда ещё не было бумаги, на бересте писали.
- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки
бересты. Давайте подойдем к столам и рассмотрим бересту и изделия из бересты.
Дети рассматривают бересту и изделия из бересты.
Физкультминутка:
Ой, ребята, а вы знаете, что у березы тоже есть свой праздник. В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской березки». Утром все нарядные отправлялись в березовую рощу. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее цветными ленточками, лоскутками. Вокруг водили хороводы, плясали и заводили игры. И мы с вами вместе с Аленушкой заведем праздничный хоровод «Во поле береза стояла».
Воспитатель: Спасибо тебе, Аленушка, за твой рассказ.
Воспитатель: Ребята посмотрите, а что за лукошко здесь стоит.
Достает из лукошка листочки березы, на которых написаны стихи о березе. По мере того как дети отгадывают, на экране меняются слайды картинок, где березы изображены в разное время года.
Дети послушайте первое стихотворение и скажите, в какое время года автор описал березу?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Дети: Осенью.
Воспитатель: Да ребята автор описала березку осенью. Слушаем дальше.
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась, снегом,
Точно серебром.
Дети: Зимой.
Воспитатель: Да ребята, здесь автор рассказал о березке зимой. Вот еще одно стихотворение.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
Дети: Летом.
Береза – символ и гордость русского народа.
Аленушка: Спасибо, ребята, мне очень понравилось у вас в гостях.
Воспитатель: Ребята, расскажите Аленушке, что вам больше всего запомнилось из ее рассказа?
Ответы детей.
Аленушка: До свидания, ребята. До новых встреч.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.