ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВИКТОРИЯ»
Утверждаю
Директор ГБУ НСО
«Центр «Виктория»
____________ З.И. Хихлова
«___»______________2020г.
Конспект занятия
«Человек – гражданин»
Составила: Друнгис О.В.,
социальный педагог
г. Новосибирск, 2020г.
Цель: Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству, представлений учащихся о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия гражданин.
Задачи:
1. Научить применять знания и умения в новых учебных ситуациях.
2. Совершенствовать навыки самостоятельной поисковой деятельности воспитанников при работе с информацией.
учащихся при работе с информацией.
3. Продолжить формирование навыков использования приемов оценивания результатов познавательной деятельности товарищей на занятии, анализировать затруднения и успехи организации собственных учебных достижений, выявлять разницу между своими обыденными знаниями и знаниями, полученными на занятии.
оценивания результатов познавательной деятельности товарищей на
уроке, анализировать затруднения и успехи организации собственных
учебных достижений, выявлять разницу между своими обыденными
знаниями и знаниями, полученными на уроке.
4. Формировать навыки доброжелательных межличностных отношений, коммуникативную компетенцию каждого воспитанника, использовать интеллектуальные и организационные ресурсы других людей для решения учебно – познавательных задач.
коммуникативную компетенцию каждого ученика, использовать
интеллектуальные и организационные ресурсы других людей для
решения учебно-познавательных задач.
Информация к размышлению: Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись. И.С. Тургенев.
Ход занятия
1. Вступительное слово педагога.
Кто по улице идёт?
Необычный пешеход.
У него пятьсот имён:
На заводе слесарь он.
В яслях он –
Родитель,
В кинотеатре –
Зритель.
А пришел на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого-то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дни весны.
Он военный
В час войны.
И всегда, везде и всюду
Гражданин
Своей страны.
Обращаясь к
теме занятия, педагог акцентирует внимание на особой важности изучения данной
проблемы для становления личности гражданина России и организует обмен мнениями
воспитанников по вопросам:
- Кто такой гражданин?
- Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?
-Понятие гражданин имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле гражданин - это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации.
Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободный труд, право на отдых, свободу слова, свободу совести и т.д.
Граждане
нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или
имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола,
образования, языка, вероисповедания.
- А можно ли нас назвать гражданами России?
- По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей.
Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям Всеобщей декларации прав человека, в которой записано: Каждый ребёнок имеет право на приобретение гражданства.
Статья 9. Гражданство детей
Гражданство
ребёнка при приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации одним
из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в
соответствии и настоящим Федеральным законом.
Для приобретения или прекращения гражданства
Российской Федерации ребёнком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет
необходимо его согласие.
Гражданство Российской Федерации ребёнка не
может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской
Федерации он станет лицом без гражданства.
Гражданство
ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных
родительских прав. В случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласие
его родителей, лишенных родительских прав.
Давая гражданство, государство обязуется
окружить своих граждан заботой и вниманием. Мы иногда этого не замечаем, потому
что в нашей стране еще много нерешенных проблем. Но забота о своих юных
гражданах является для нашего государства одним из самых главных приоритетов.
- Подумайте и скажите, в чем проявляется забота государства о вас как о своих гражданах?
- А теперь попытаемся понять, в чем духовно-нравственный смысл понятия гражданин?
Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны. На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и ее истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину. Может быть, поэтому так трудно понять иностранцам загадочную русскую душу.
Рассказ о докторе Леониде Яковлевиче Рошале.
Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни, когда Россия переживает не самые лёгкие времена и многие с пренебрежением, высокомерием, равнодушием относятся к Отечеству.
Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом заложников Театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 г. Трагические события в Москве показали России её настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людей. Двое суток лечил людей в осажденном здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания восемь детей.
Потом доктор Рошаль, побывавший не в одной горячей точке и спасший сотни детских жизней, расскажет журналистам: Бандиты разговаривали жестко, очень жестко. У человека боли в животе – надо делать операцию, иначе умрет. Ну и что, - говорит один. – Я его сам пристрелю, чтобы быстрее умер. И что это так, это показала жизнь.
Я вообще ничего не боюсь, - повторяет Леонид Рошаль. Не боялся, когда его шесть часов не выпускали из здания, когда после этого пришлось оперировать раненного в кисть боевика. Когда они не отдавали наших детей и мы стали говорить об отношении к детям, я сказал, что имею право говорить об этом. Я лечил всяких детей, в том числе и чеченских. – Как чеченских? - Вот так, во время первой чеченской войны. В Ачхой-Мартане, в Гудермесе. Если не верите, позвоните по телефону, у вас же есть телефоны, и спросите, кто такой Рошаль и что он делает у вас.
Вместе с
доктором Рошалем фактически под дулом автоматов оказывали помощь заложникам
врачи М.А. Школьникова, Ф. Шахова, А. Панов, В. Пономарев и погибший после
штурма О. Магерламов. Их доктор Рошаль назвал настоящими героями. А о себе
профессор, доктор медицинских наук, хирург и педиатр с мировым именем сказал
так: Я не герой, таких как я, сотни.
Вывод. Гражданские поступки люди могут совершать
и не в чрезвычайных обстоятельствах. Все зависит от самого человека, его
гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только
на собственное благо, но и на благо других людей.
Основной закон государства-Конституция.. В нем написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже. Она называется: Права и свободы человека и гражданина.
Вопрос воспитанникам: Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?
По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд;
Вопрос воспитанникам: Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
Наши свободы – свобода слова, вероисповедания и совести. По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова – мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но не имеем право вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну. Также у каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции.
Вопрос воспитанникам: Как вы думаете, какие это обязанности?
Наши обязанности – охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.
В главе 4 описываются символы нашего государства.
Вопрос воспитанникам: Какие символы вы можете назвать?
Государственные символы России – это флаг, герб и гимн.
Вопрос воспитанникам: Что представляет собой наш государственный флаг?
Воспитанник: Флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами.
Педагог: Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Определите, о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает:
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко.. (красным)
Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя -
красная. Считается, что
белый цвет - выражает чистоту устремлений,
синий - обозначает волю к миру,
красный - готовность не жалеть своей крови при
защите Родины.
Еще одно объяснение:
красный внизу – земной мир,
выше синий - небо,
еще выше – белый - Бог.
Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.
Гимн России.
Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.
- Кто из вас знает, что такое государственный
гимн?
(дети высказывают свое мнение)
Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны. В нём звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн России.
Следующий символ – это герб.
Вопрос воспитанникам: Как выглядит наш герб?
Воспитанник:
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с
закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический
щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан
двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными
лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в
красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий
серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Учитель: Государственная символика или ее
элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Вопрос воспитанникам: Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
Герб России изображен на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Вопрос воспитанникам: Где мы можем видеть флаг?
Флаг России
изображен государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих,
милиции. В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день
начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг
отдается лучшему военнослужащему. Отдавая почести символам государства, мы тем
самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к
гражданам России.
Подведение итогов занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.