Конспект занятия "Дифференциация звуков Ш-Ж"

  • doc
  • 27.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект логопедического занятия.doc

Конспект логопедического занятия

 

Тема: «Дифференциация звуков Ш-Ж»

Занятие № 1 Звук и буква Шш

Цель:

1.Познакомить детей с артикуляцией  звука[ш].  .

 Упражнять в правильном произнесении звука  [ш]. в слогах, словах, тексте.

2. Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику; .

3. Упражнять детей в составлении слов из слогов;

4. Развивать память, мышление, воображение;

5. Воспитывать интерес к русской народной сказке.

 

Ход занятия.

 

1.Орг. момент.

2. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы с вами продолжаем учиться различать глухие и звонкие согласные. Какие пары звуков уже научились различать?

«Парные согласные» №1

Следующая пара звуков Ш-Ж.

Тема занятия: Звук и буква Шш. « Звук и буква Шш» «2

3. Для того, чтобы звук получался красиво и правильно нужно подготовить наши органы речи. Сделаем артикуляционную гимнастику.

«Артикуляционная гимнастика № 3

- Трубочка – улыбка;

- «Вкусное варенье»

- «Лопатка»

- «Грибок».

4. Характеристика звука Ш  Характеристика звука Ш №4

Согласный, глухой, шипящий.

5. Уточнение артикуляции звука: «Артикуляция звука» №5:

- Губы округлены;

- Зубы сближены;

- Язык образует чашечку.

6. Чтение слоговых дорожек: «Слоговые дорожки» №6

ША ША ША

ШО ШО ШО

ШУ ШУ ШУ

Чтение чистоговорки

6. «Сосчитай, сколько предметов изображено на картинках?»

«Сосчитай» №7, 8,9

1 шарф

3 шарфа

6 шарфов

1 рубашка

3 рубашки

6 рубашек

1 шапка

3 шапки

6 шапок

7. Что изображено на картинке? Дома.

ИЗБУШКА  и ТЕРЕМОК.

«ИЗБУШКА  и ТЕРЕМОК» № 10

Сегодня мы встретимся с героями сказки «Теремок» и придумаем свою, новую сказку.

Стоит в поле теремок, он не низок не высок.

Бежит мышка.

«Мышка» № 11

- Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Задание № 1

«Составь слово» №12

Помоги мышке открыть замочек, для этого нужно правильно составить слова

Если шарик со звуком «Ш» подлетит к каждому слову, получится новое слово.

Работа с раздаточным материалом.

Ш – поры, Ш- топоры, Ш -  утки, Ш – топка, Ш – пион, Ш – пулька.

- Прочитаем слова, которые получились, четко произнося звук Ш, объясняя их значение.

Скачет лягушка.

«Лягушка»№ 13

- Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

- Я, мышка- норушка, а ты кто?

- Я лягушка – квакушка. Пусти меня в домик жить.

- Пущу, если поможешь мне слова из слогов составить.

Задание № 2 «Составь из слогов слова»

«Составь слова из слогов» « №14, 16, 17

МИШ-КА, МА-ШИ-НА, МАТ-РЕШ-КА, ША-РИК

- Прочитаем слова, которые получились, четко произнося звук Ш.

- Как эти предметы можно назвать одним словом?

«Игрушки» № 13

ИГРУШКИ.

-  Кому нужны игрушки? (детям)

-Есть в слове ИГРУШКИ звук Ш?

«Игрушки» №

- Где он находится в начале, середине или конце слова?

-Хорошо, живи, лягушка!

·        - Отдохнем, сделаем небольшую разминку.

 - Посмотрите, кто еще пришел? (Зайчишка- прыгунишка)

«Зайчишка - прыгунишка» № 15

-Кто в теремочке живет?

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, пустите меня к себе жить!

- Пустим, если отгадаешь наши загадки.

Задание №3 «Загадки» «Загадки»

1. Маленький рост,

    Длинный хвост,

    Серенькая шубка,

    Остренькие зубки. (мышка)

2. Он в берлоге спит зимой,

    Под большущею сосной,

    А когда придет весна,

    Просыпается от сна. (мишка)

3. Летом на болоте,

    Вы ее найдете,

    Зеленая квакушка,

    - Кто это? (лягушка)

4.У порога плачет,

    Коготки прячет.

    Тихо в комнату войдет,

    Замурлычет. Запоет. (кошка)

- Почитаем слова- отгадки, которые у нас получились.

Мышка, мишка, лягушка, кошка, ромашки.

Четко произнося звук Ш

Хорошо, зайчишка-прыгунишка, живи с нами!

Идет Лошадка «Лошадка»

- Кто в теремочке живет?

Мышка норушка, лягушка – квакушка, зайчишка – прыгунишка,

- Пустите меня к себе жить.

Пустим, если выполнишь наше задание

Задание №4

- С каким звуком мы работаем? Звук Ш

- Задание называется « 4 лишний».

Из предметов изображенных на экране. Нужно выделить слово, в котором нет звука Ш.

- Называем предметы, изображенные на экране и поднимаем сигнал, если в слове  есть звук «Ш».

- Молодцы!

- Почему вы поднимали синий сигнал?(глухой согласный)

И лошадка поселилась в нашем теремке.

Идет мишка-шалунишка.

- Кто в теремочке живет? Мышка норушка, лягушка – квакушка, зайчик – прыгунишка. Лошадка.

- Пустите меня к себе жить!

- Пустим. Если наше испытание пройдешь!

Задание № 5

- пройди через болото по кочкам и выбери нужное слово!

- Вот болото на пути,

Боязно туда идти!

По болоту я пройду.

В теремок я попаду!

Записываем слова – отгадки.

1. Знают даже малыши

Грызут сыр (карандаши, мыши)

2.На болоте во весь дух

Громко квакает (лягушка,петух)

3. У бабушки нашей хватает забот

 Подушки она для ребяток печет (подушки,ватрушки)

4.Я. трава, но жгусь на диво,

А зовут меня (камыш, крапива)

5. Я врагов бодать привык

Говорит рогатый (мишка, бык)

6.Мышь считает дырки в сыре,

Три плюс три всего (четыре, шесть)

Мыши, лягушка, ватрушки, крапива, бык, шесть.

- Назвать слова, в которых есть звук Ш

- Назвать слова, в котрых нет звука Ш

- Прошел мишка через болото, а мы ему в этом помогли.

Стали животные жить – поживать и добра наживать.

Перечислите, кто поселился в домике.

Итог занятия. С каким звуком работали.

Дать характеристику звука.