Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 151»
Конспект занятия для подготовительной группы
На тему : « Традиции русского гостеприимства»
Подготовили и провели воспитатели :
Лукьянчук Н.А.
Мусиенко А.В.
г.Оренбург,2022г.
Конспект занятия для подготовительной группы
На тему: «Традиции русского гостеприимства»
Цель:
1. Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об исторических традициях русского гостеприимства.
2. Познакомить с основными правилами приема гостей. Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
3. Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, развивать устную речь, обогащать словарный запас.
Материалы: костюмы русские национальные, хлеб – соль, стол накрытый для чаепития, самовар, сладости, разрезные картинки для игры, атрибуты для игры «Приготовь чай», русская народная музыка.
Предварительная работа: разгадывание загадок о предметах быта, рассматривание иллюстраций, пение русских народных песен, разучивание хоровода: «Калина», чтение произведений: «Лиса и Журавль», «Федорино горе.
Мотивация : Познакомить детей с таким понятиям и традицией русского народа ,как «Гостеприимство». Показать детям как нужно правильно принимать гостей.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня утром мне прочитали стихотворение. Оно мне очень понравилось и я его прочитаю вам: Мир, вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.
Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.
Хлебосольством да радушьем
Знаменит родной наш край,
Здесь для вас и сказки русские,
И медовый каравай!
Воспитатель: - По дороге в детский сад, я зашла в продуктовый магазин, купила сладости. (показ: бублики, пряники). Скажите, для чего они мне понадобились? Ответы детей: пить чай, можно угостить и т.д.) Ребята, вы любите ходить в гости? Чем вы там занимаетесь? (Играют с друзьями, пьют чай ...)
- В какой стране мы живем и как называют нас с вами? Ответы (Россия, мы – россияне.)
Воспитатель:
-
Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о наших русских народных традициях.
. Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших
дней. Скажите в нашем детском саду есть свои традиции, расскажите о традиции
вашей семьи, а в стране, есть свои праздники? (дети по очереди отвечают,
рассказывают о праздниках в их семьях)
Какой праздник мы отмечаем для каждого ребенка в нашей группе? (день рождения), конечно, это традиция нашей группы.
Игра хоровод: «Каравай».
Как на наше день рожденье
Испекли мы каравай….
Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.
– Ребята, а как вы понимаете слово «гостеприимство» (это - значит гостей принимать) или по другому - встречать, угощать, развлекать, дарить.
Входит девочка в русском костюме, в руках держит блюдо с караваем и солью, кланяется всем:
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро от души
С уважением большим
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Воспитатель: - Вот так в давние времена встречали гостей, по русской традиции с хлебом и солью, от этого и образовалось слово – хлебосольные. Хлеб пекли в русской печке, соль насыпали в солонку. И даже сейчас эта традиция существует, так с хлебом и солью встречают на свадьбе жениха и невесту. Ни одно гостеприимство не обходится без чаепития. А что для этого нужно, мы узнаем, если отгадаем загадки
Отгадай загадки:
Зеленый,
чёрный и в пакетах,
Есть развесной, а есть в брикетах.
Давай, дружище, выручай:
«Что утром пьёшь с лимоном»?
Дышит
дымом, дышит паром,
С жаром!
А зовётся… (Самоваром.)
Маленькая,
кругленькая, дырочка внутри.
В руку ты её возьми, в дырку посмотри.
Ею я люблю хрустеть,
В дырочку смотреть.
Вовсе это не ватрушка,
А простая к чаю — … .
(Сушка.)
Красивый фантик
облачает,
Во рту сладка и вкусно тает.
Все дети любят сладость эту,
А зовут её — … .
Вос-ль: Чтобы напоить гостей чаем нам нужно приготовить самовар. Но наши самовары сломались. Давайте их починим.
Д/игра: «Самоварная эстафета» - 2 команды, необходимо собрать свою картинку самовара. (Детям предлагается из отдельных частей, собрать целое.)
Воспитатель: - Вы, на верное догадались для чего, необходим нам самовар? (Пить чай.) Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.
Дети рассматривают заранее накрытый стол с самоваром для чаепития.
Стол накрывался скатертью, в середине стоит самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками, баранки, бублики, сладости в вазочках. В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.
Воспитатель: - предлагаю поиграть в игру: «Чаепитие» 2 стола, на них лежат атрибуты (скатерть, блюдце, чашка, сахар рафинад, пакетик чая, чайная ложка) 2 команды из 6 человек поочередно выполняют действия, сервируют стол для чаепития.
- Молодцы, справились с заданием, теперь я уверена, что дома вы сможете накрыть стол, для вашего гостя.
Чем же еще угощали гостей, собирая осенью в лесу, на полянках, в садах? ( ягоды, фрукты), из этого и готовили запасы на зиму: варенье, джем, компот.
Вот пришло время физминутки
Д/игра: «Скажи правильно»
Если варенье из малины, оно какое? Малиновое.
Если варенье из смородины?
Если компот из вишни?
Если джем из абрикосов?
Если компот из разных сушеных фруктов?
Вот пришло время физминутки
Физминутка «Месим тесто»
«Месим тесто»(пальцами обеих рук имитировать движения согласно текста)
- Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём, Комочки опять и опять достаём.
Воспитатель:А какой основной закон гостеприимства? (накормить, развеселить)
Так давайте наших гостей будем веселить
А еще на Руси любили вечерами на полянах весело играть, хороводы водить.
Игра “Золотые ворота” (музыкальная)
Описание: Делятся на пары. Пары встают лицом друг к другу
и поднимают руки, образуя ворота. Остальные участники берутся за руки так, что
получается цепочка. Игроки ворота говорят считалку, а цепочка должна быстро
пройти между ними.
В золотые ворота
Проходите господа.
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается,
Второй раз –запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас.
С этими словами руки опускаются, ворота
захлопываются. Те участники, которые оказались пойманными, становятся воротами. Молодцы хорошо поиграли. Присаживайтесь на
стульчики.
Воспитатель: - Да не зря про чай толкуют
Мы хотим секрет раскрыть
Чай с баранкой, бутербродом
Будем вместе нынче пить.
Итог занятия:
Воспитатель: - Ребята, а вам сегодня понравилось занятия? А что понравилось? Вспомните новые слова, с которыми, мы сегодня познакомились? (чаепитие, хлебосольное, гостеприимство) - это традиции русского народа, нашу культуру нужно беречь, соблюдать обычаи и традиции. А в какие игры вы сегодня играли? А какая традиция в наше группе соблюдается? Молодцы вы сегодня хорошо позанимались и сейчас всех вас угостим сушками.
Воспитатель:. Приятного аппетита!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.