Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы «Подросток»
«Гласные звуки»
Автор: Тимофеева Марина Михайловна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории детского клуба «Огонёк»
|
Оренбург
2022
Открытое занятие
Тема: «Гласные звуки и буквы»
Дата: 02.11.22 г.
Педагог: Тимофеева М. М.
Цель занятия: закрепить понятие гласный звук и буква.
Задачи:
Обучающие:
1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах.
2. Развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.
3. Закрепить лексико – грамматический материал.
4. Развивать артикуляционную моторику.
Развивающие:
1. Развивать фонетико – фонематический слух.
2. Развивать внимание, мышления, память.
Воспитывающие:
1. 1.Воспитание уважения к родному языку.
Вид занятия: закрепление.
Материалы к занятию для обучающихся: фонарики (красные кружочки на палочках), тетради.
Материалы к занятию для педагога: Гномик «Звукобуквик», детская машинка, карточки с артикуляционными упражнениями, мяч, карта путешествий.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие:
Педагог: Слушайте внимательно и повторяйте за мной.
Доброе утро! Птицы и звери!
Добрые люди, вставайте с постели,
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Педагог: Ребята улыбнитесь, назовите свое имя ласково, присядьте на своё место.
2. Повторение пройденного материала.
Педагог: Ребята, вы слышите, кто - то плачет? (педагог включает запись).
Учащиеся: Да, слышим.
Педагог: Это гость гномик «Буквозвук», он ехал на своей машине и заблудился, и теперь чтобы попасть домой, нужно найти карту и выполнить задания.
- Ребята, мы поможем гномику?
Учащиеся: Да.
Педагог: Первое задание. Ребята, скажите из каких слов, состоит имя нашего гномика?
Учащиеся: (буква, звук).
Педагог: Ребята, что такое буква?
Учащиеся: Буква - это то, что мы видим, пишем, читаем.
Педагог: Правильно, а что такое звук?
Учащиеся: Звук – это то, что мы слышим и говорим.
Педагог: Правильно, и сегодня мы будем говорить о звуках и буквах, которые вместе с гномиком пришли к нам в гости.
Педагог: для того, чтобы правильно и красиво произносить наши звуки нужно размять наш язычок и помочь гномику выполнить второе задание. Нужно по картинке угадать упражнение и выполнить его.
Педагог показывает картинку, а учащиеся называют упражнение и выполняют его.
«Лопаточка»
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Язык широкий покажи
И лопатку подержи.
«Вкусное варенье»
- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.
«Лошадка»
- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!
«Улыбочка-хоботок»
«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не
видны.
«Хоботок» -
Вытягивание сомкнутых губ вперёд.
Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!
Педагог: Молодцы. А теперь внимательно слушаем следующее задание. Нужно отгадать загадки, и узнать, какие буквы помогут гномику вернутся домой.
Педагог загадывает загадки.
- Айболиту все сперва
Говорили букву …
Учащиеся: Букву А.
Педагог:
Ходит с палочкой, увы
По страницам буква …
Учащиеся: Буква Ы.
Педагог:
-У иголочки-иголки
Носик тоненький и колкий,
И торчит из ушка
Ниточка-подружка
Ты иголкой вышивай,
Зря колоться, не давай.
А уколет, преврати
В неколючку букву…
Учащиеся: Букву И.
Педагог:
-Эта буква роет ямы,
Вторит окрику упрямо.
И на палочке потом
Шоколадным тает льдом.
Учащиеся: Буква Э.
Педагог:
- В этой букве нет углов.
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!
Учащиеся: Буква О.
Педагог:
- Если сделаю я губки.
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу букву….
Учащиеся: Букву У.
Педагог: Правильно, вы отгадали все загадки, и назвали все буквы. Перечислите, какие буквы вы назвали.
Учащиеся: (А, У, О, И, Ы, Э).
Педагог: Наш гномик «Звукобуквик» спрашивает, какие звуки они обозначают?
Учащиеся: гласные.
Педагог: какие звуки называются гласными?
Учащиеся: гласными называются звуки, которые пропеваются, и воздух при образовании которых не встречает преграды на своём пути.
Педагог: Как они схематически изображаются?
Учащиеся: красный квадрат.
3. Физминутка
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох,
Глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1.2.3.4. – вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно-
Вместе – раз – это брасс.
Качаясь на волне – плывём на спине.
Вышли на берег крутой и отправились домой!
4. Практическая часть
Педагог: А теперь мы поиграем в игру и поможем Буквозвуку выполнить следующее задание. Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги на палочке).
Педагог произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, ы, з э….
Учащиеся, услышав гласный звук, поднимают «фонарик».
Педагог: Молодцы вы справились с заданием.
Педагог: «Звукобуквику» очень нравится с вами играть, и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч, и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с него.
Учащиеся: Ответы детей (учащиеся называют слова, начинающиеся на гласные звуки).
Педагог: Молодцы, вы снова помогли нашему гостю. Прошли все испытания справились с заданиями, и гномик нашёл свою карту. Буквозвук сел в машину, но она, почему то не едет?
- Опять случилась неприятность, гласные буквы на колёсах сломались, и машина не может уехать. Придётся нам ещё раз помочь звукобуквику и починить колёса.
Учащиеся дорисовывают недостающие элементы у гласных букв.
Педагог:
-Молодцы ребята, вы справились с заданием, и наш гномик может уезжать в чудесную страну.
- Давайте все вместе правильно подуем, и машинка уедет.
Учащиеся дуют на на машинку вырабатывая продолжительный выдох.
5. Подведение итогов.
Педагог:
- Кто к нам сегодня приходил в гости на занятие?
- Какие звуки повторяли?
- Какие звуки называются гласными?
- Какие упражнения повторяли?
- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием.
-Что нового для себя вы узнали на занятии?
-Чему учились?
Литература:
1. Коноваленко В. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. I период/ В. В. Коноваленко – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2011. – 48 с.
2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи/Е. В. Кузнецова – М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-frontalnogo-logopedicheskogo-zanjatija-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-po-teme-glasnye-zvuki-i-bukvy.html - логопедические игры
2. http://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-na-temu-glasnie-zvuki-i-bukvi-527225.html - артикуляционная гимнастика.
Приложение 1.
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.