«Хочешь жить богато — сократи затраты»
Занятие по экологии и энергосбережению.
Воспитатель I кв. категории
В.Н. Машнёва
Программное содержание:
· продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов;
· дать образное и упрощенное и упрощенное объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла;
· продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии; продолжать знакомить детей с электричеством, правилами безопасного обращения с электроприборами;
· обогатить словарный словарь детей следующими лексическими единицами: энергосбережение, электростанция, экономия, природные ресурсы.
Оборудование:
Демонстрационный материал «Электроприборы», колокольчик, материал для эксперимента.
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений: «Сказка о трех братьях», «Советы Берегоши», «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», создание выставки детских творческих работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Моя квартира».
Ход занятия.
I. Организационный момент. Сюрпризный момент. Настрой на работу.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. А чтобы узнать, что я для вас приготовила, отгадайте загадку.
На нём уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И северный полюс там тоже найдёшь,
А если захочешь — в руках унесёшь. (Глобус).
Воспитатель (показывает детям глобус): Правильно, дети, это глобус. А что такое глобус?
Ответы детей.
Воспитатель. Действительно, глобус – это уменьшенная модель нашей Земли. Синим цветом на нём обозначены моря, реки, океаны; коричневым – горы; жёлтым – пустыни; зелёным – равнины, леса и поля, а белым – ледники.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, вот какая наша Земля – маленькая, беззащитная. На космическом корабле её можно облететь за 1,5 часа. Земля – наша родная планета, наш дом.
II. Актуализация знаний.
Мы с вами должны любить и беречь нашу Землю, бережно и заботливо относиться к природе и её ресурсам, не загрязнять окружающую среду, экономно использовать воду, свет, газ, электричество, иначе может случиться непоправимая беда. Посмотрите, к чему может привести бездумное отношение человека к природе (показ картинок экологической катастрофы).
Огромное количество мусора, дым из фабричных труб, выхлопные газы машин, загрязнение рек, почвы – всё это отравляет мир вокруг нас. Мы же с вами не хотим жить в таком грязном, мрачном, страшном мире? И сегодня мы поговорим о том, как мы можем помочь сохранить окружающую природу и мир вокруг нас.
Свет, тепло, вода и газ
Дорого даются.
Чтобы все богаче стали,
Нужно всем учиться,
Проявив терпение,
Энергосбережению.
Воспитатель. Ребята, а какое время года наступило? Какая погода на улице? А какое время года скоро наступит?
Ответы детей.
Рассказ по картинкам.
1 задание. Рассказать о том, как готовятся к зиме люди.
Как люди готовятся к зиме.
Люди утепляют окна, двери домов. Заготавливают дрова, и корм для животных. Делают заготовки на зиму. Наступили холода, поэтому люди одеваются теплее. Часто топят печки в домах, включают обогреватели.
III. Изучение нового материала. Беседа
Воспитатель. Вся история развития человеческого общества связана с поисками и использованием различных видов энергии. В наше время проблемы энергетики волнуют миллионы людей.
Такой интерес понятен. Сейчас каждый человек ежедневно расходует в тысячи раз больше энергии, чем энергия его собственного тела. Другими словами, то, что природа создавала на протяжении миллионов лет, расходуется в течение нескольких десятилетий. Люди уже давно осознают, что в их взаимодействии с природой происходит нечто очень серьезное, а возможно, и непоправимое. Вопросы энергосбережения актуальны сегодня, как никогда.
- Что же такое энергосбережение?
- Если в квартире день и ночь горит свет, это хорошо?
- Какие вы знаете электрические приборы?
- Смотрите ли вы все подряд по телевизору?
- Как можно следить в доме за расходом энергии?
- Какие правила экономии электроэнергии, воды, тепла ты знаешь?
- Ребята, а у нас в группе, где живёт тепло?
Ответы детей.
Воспитатель. Давайте рассмотрим, что находится под подоконником.
Под каждым окошком
Тёплая гармошка.
Воспитатель. Для чего нужен этот предмет?
Ответы детей.
Воспитатель. Давным-давно люди ещё не умели строить такие хорошие дома, в которых мы сейчас живём. Они жили в пещерах, в жилищах из шкур животных и даже в домах, сделанных изо льда.
Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображениями разных домов.
Воспитатель. Обогревали свои жилища люди при помощи костров. Потом научились строить дома из брёвен, обогревать их печкой. Да и сейчас в деревнях многие дома так обогреваются. В наших домах много обогревательных приборов. Назовите их.
Ответы детей. Печка, батарея, камин, электрический обогреватель.
Воспитатель. Чтобы они были тёплыми, надо сжечь много дров, угля, газа, нефти — природных богатств земли. Поэтому тепло надо беречь.
Сейчас мы будем экспериментировать.
Опыты с теплом.
Опыт 1.
Воспитатель. Подойдите к батарее и подержите руку выше батареи и ниже. Где теплее воздух — вверху или внизу?
Ответы детей.
Вывод. Тёплый воздух легче холодного, поэтому вверху теплее.
Опыт2.
Воспитатель. Приоткроем слегка дверь и поднесём к ней две зажжённые свечи — подержим одну внизу, а другую вверху. Пламя нижней свечи направлено внутрь группы, верхней — наружу. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель. В группе тёплый воздух. Он любит путешествовать, летать, легко подниматься и убегать через щель вверху. С улицы к нам поступает холодный воздух. Он замёрз и хочет погреться. Холодный воздух тяжёлый, неповоротливый (ведь он замёрз!). Он входит в группу и прогоняет тёплый воздух. Когда открыта фрамуга — холодный воздух из неё опускается вниз (к батарее, чтобы погреться) и прогоняет тёплый. А тёплый воздух поднимается вверх и убегает через форточку. (Свой рассказ воспитатель сопровождает рисунком-схемой потока воздушных масс.)
Через окна, через двери
Сквозняки вдруг налетели,
Пошумели, полетали
И тепло с собой забрали.
Злейший враг тепла — Сквозняк
Его не выгонишь никак!
Раскроет настежь окна, двери
И понесете вы потери.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, что бы было тепло в доме? Какие правила сохранения тепла в доме нужно соблюдать.
Ответы детей. Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать.
Воспитатель. Ребята, а вы везде закрываете входные двери за собой? (Ответы детей.)
Приведи в порядок дом,
Чтоб уютно стало в нем.
Потрудись хотя б немножко
И заклей свое окошко,
Радиаторы проверь,
Утепли получше дверь.
И тогда ветрам назло
Будет в комнате тепло.
Воспитатель. Правда, к сожалению, есть и дети и взрослые, которые почему-то не закрывают двери при входе в подъезд. О таких людях в народе говорят: неэкономный, небережливый человек.
Динамическая пауза.
Игра «Тепло-холодно». (картинки: печь, шуба, камин, свитер, шарф, огонь, солнце, одеяло, батарея, шапка, варежки, обогреватель)
Все эти картинки нужно рассортировать на две группы: предметы, которые согревают человека, вырабатывая тепло; и предметы, которые сохраняют тепло, не вырабатывая его. Нужно это сделать быстро, пока сыплется песок в песочных часах. Девочки будут выбирать картинки, на которых изображены предметы, только сохраняющие тепло, а мальчики — предметы, вырабатывающие тепло. Время пошло!
Воспитатель. Без тепла жизни на Земле быть не может. Основной источник тепла наЗемле – Солнце. Но, кроме того, люди используют много искусственных источников тепла: костер, печку, водяное отопление, газовые и электрические нагреватели и т. д. Тепло тоже нужно беречь.
Не забывайте плотно закрывать двери и окна в доме и в подъездах; помните о необходимости тщательно утеплить и заклеить окна, балкон, утеплить двери. Чтобы в доме было теплее, не нужно заграждать батареи мебелью. Закрыв занавески, вы тоже дополнительно удержите тепло в комнате. И, конечно же, теплее одевайтесь в холодное время, чтобы реже пользоваться дополнительными отопительными приборами.
Проводиться игра «Доскажи словечко».
· Мама может стирать белье в … (стиральной машине).
· Папа может пылесосить ковер… (пылесосом).
· Дочь может гладить белье… (утюгом).
· Бабушка достает продукты из… (холодильника).
· Может готовить на… (плите).
Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.
· Посмотреть… (телевизор),
· Послушать… (радио, магнитофон).
· Поговорить по … (телефону).
· Почитать книгу, сидя около … (настольной лампы).
· Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)
· Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)
· А откуда поступает электричество в дом? (От электростанции.)
· Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)
· Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)
Воспитатель. А какую электрическую технику вы знаете?
Ответы детей. Пылесос, чайник, микроволновка, стиральная машина, фен, холодильник, телевизор, электроплита, компьютер, троллейбус, электричка и т.д.
Воспитатель. Правильно, вся эта техника работает с помощью электричества. Вы не видите электрический ток, бегущий по проводам и оживляющий всю технику, помогающую вам по хозяйству и делающую вашу жизнь комфортнее. А рождается электричество на больших электростанциях. Затем по проводам, спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в ваши дома, на заводы, помогая человеку. Провод — это дорожка для частичек, он одет в резиновую рубашку, а под ней — пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам электрический ток попадает в дома. Электроток похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы – электроны.
Физкультминутка «Гирлянда лампочек».
Воспитатель. Давайте, ребята, поиграем в игру «Гирлянда лампочек». Для этого становитесь в круг, затем приседайте, держась за руки. (Воспитатель «включает» гирлянду, и дети поочередно встают, поднимая руки вверх «зажигаются».)
Воспитатель. Молодцы!
Воспитатель. Электричество нужно экономить, ведь оно дорого стоит, и очень много труда требуется, чтобы электричество пришло в дома к людям!
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что будет, если электричества не станет?
Ответы детей: Транспорт остановится, не подадут воду, в домах станет холодно, темно, продукты в холодильнике испортятся, не будут работать ни телевизор, ни компьютер, ни магнитофон и т.д.
Воспитатель. Правильно. Электричество очень важно в жизни человека, без него современным людям просто не обойтись. Поэтому электричество нужно экономить и беречь. Когда вы уходите из дома или даже ненадолго выходите из комнаты, нужно всегда выключать свет. Лампочки тоже в доме лучше использовать энергосберегающие, чтобы зря электричество не тратить.
Свет включай, когда темно.
С солнышком расшторь окно.
Береги тепло и воду,
И уютным будет дом.
Экономьте свет, экономьте газ –
И счастливей станет жизнь для нас.
С большим уважением
Относимся к энергосбережению.
Воспитатель. При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке.
Воспитатель. Какие приборы работают на батарейках?
Ответ детей. Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат.
IV. Итог.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы оказались бережливыми и экономными. Настоящими хозяевами! Надеюсь, что вы не забудете применять правила бережливости в каждодневной жизни.
Для того чтобы наша страна стала богаче и краше, мы должны учиться беречь не только электричество, воду, тепло, но и окружающую нас природу.
Не забывайте, что нужно беречь и любить родную Землю, природу, бережно относиться к природным богатствам.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
ДАВАЙТЕ ВСЕ ВМЕСТЕ ОБЕРЕГАТЬ НАШУ ЗЕМЛЮ, ОГРОМНУЮ ДЛЯ НАС, НО ТАКУЮ
МАЛЕНЬКУЮ В КОСМИЧЕСКИХ МАСШТАБАХ, ЖИВУЮ ЗЕЛЁНУЮ ПЛАНЕТУ. БУДЕМ ДУМАТЬ О КАЖДОМ
ШАГЕ, О КАЖДОМ ПОСТУПКЕ, ЧТОБЫ НЕ ПРИЧИНИТЬ ВРЕДА НИ НАШЕМУ ОБЩЕМУ ДОМУ, НИ ЕГО
ОБИТАТЕЛЯМ!
Памятка
Мудрые советы для бережного отношения к теплу в доме
· Плотно закрывайте двери,
чтобы дети не болели!
· Вы откройте батареи –
будет суше и теплее!
· Экономь своё тепло:
ты одень балкон в стекло.
Оживут цветы под солнцем
у такого вот оконца!
· В доме выбито стекло –
разве будет в нём тепло?
· Если ветер в окна свищет
или дождь в портьеры брызжет –
значит, ясно нам одно:
не застеклено окно!
· Как ещё тепло хранить?
Вентиляцию прикрыть!
· Не оставляй долго открытыми форточки.
· Не делай сквозняков в квартире.
Мудрые советы бережного отношения к воде
· Закрывай воду в кранах.
· Не разливай воду.
· При поломке крана вызывай сантехника.
· Закрывай кран, пока ты чистишь зубы.
· Пользуйся стаканом для полоскания рта.
· Принимай короткий душ вместо ванны.
· Наливай в стакан воды столько, сколько выпьешь.
· Стирай свои личные вещи не под струёй воды, а в тазике.
· Плотно закрывай кран, но не прилагай лишних усилий.
Мудрые советы бережного отношения к электричеству
· Уходишь из дому – погаси свет!
· Уходишь из дому – проверь, выключены ли электроприборы!
· Чаще протирай лампочки и плафоны.
· Не забудь выключить свет в подъезде, когда на улице уже светло.
· Устанавливайте, где возможно, энергосберегающие лампы
· На окнах не должно находиться много предметов, препятствующих проникновению света в помещение.
· Если идёшь в другую комнату, выключай за собой свет.
· Помни: в комнате светло, когда окна чистые.
· Включайте компьютер тогда, когда действительно собираетесь работать.
Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.