Конспект занятия
Малюченко Н.Л. – педагог доп.образования
высшей кв.категории
МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие»г.Орска»
Тема: «Игровой тренинг на занятиях по актёрскому мастерству»
Цель данной методической разработки ,конспект занятия по актерскому мастерству с использованием игровых тренингов. Тренинг – это активная метод обучения, обеспечивающий активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Театральная деятельность – это, прежде всего игра, живое эмоциональное взаимодействие. Если брать из театра то, что в нём является самым ценным, то нужно брать технологии создания и проведения игр. Театр диалогичен по своей природе, поэтому всё строится на игре. Основной секрет успеха игрового тренинга в том, что игра имитирует или моделирует реальную деятельность, т.е. проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для каждого участника в его повседневной жизни. А игровой тренинг на занятиях актёрским мастерством в театральном объединении, многократно увеличивает это преимущество. Спонтанность, фантазии, эмоции, проявление собственной уникальности делают тренинговую игру особенно живой и очень интересной. В процессе тренинга к тому же решаются немаловажные задачи:
- Развитие уверенности;
- Формирование доброжелательности;
- Формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости.
Тема занятия: «Игровой тренинг на занятиях по актёрскому мастерству»
Цель: Развитие свободы самовыражения и актёрского мастерства в театральной деятельности, через систему тренинговых и игровых упражнений.
Задачи:
1. Развивающая: развитие эмоционально-эстетической сферы, образного мышления, фантазии, воображения, внимания и наблюдательности.
2.Образовательная: формирование знания о способах снижения мышечных и психологических зажимов.
3. Воспитательная: формирование основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости.
Тип занятия: комбинированное.
Форма проведения: занятие – игра
Форма организации занятия: групповая
Методы обучения: 1. Словесные методы: беседа, объяснение заданий, диалог
2. Наглядные: метод показа и демонстрации
3.Метод практико-ориентированной деятельности: упражнения, тренинги.
Средства обучения: средства автоматизации( компьютер, мультимедийная презентация « Эмоции»; раздаточные материалы( карточки со скороговорками).
Оборудование и реквизит: звуковоспроизводящая аппаратура, компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ожидаемый результат: приобретут практический навык сценического поведения, умения органично действовать в условиях вымысла..
План занятия: Организационный этап- 5 мин
1. Приветствие.
Основной этап – 35 мин
1. Дыхательная разминка:
-упражнение « Тесто»
2. Пластическая разминка:
- упражнение « Разогрев»
- упражнение « Нитка-иголка»
- упражнение « Бантик» - тренинг « Оправдание позы» - упражнение « Вожак»
- « Дыра в заборе» - упражнение « Стена»
3. Эмоциональная разгрузка: - упражнение « Хищник» - упражнение « Котёнок»
4. Упражнение на внимание «Ритм» 5 Упражнения для дикции и правильного произношения - тренинг со скороговорками « Услышь меня» - тренинг « Скороговорка+ движение»
- творческая игра « Настроение»
6. Этюды на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах
Итоговый этап- 5 мин
7. Рефлексия.
Ход занятия:
1.Приветствие.
Педагог:
Здравствуйте я очень рада вас всех видеть! Все в хорошем настроении. У нас сегодня мастер класс по актёрскому мастерству. Помощниками у меня будут учащиеся 1группы объединения « Театральная гостиная», а гостей желающих принять участие в наших творческих тренингах я попрошу присоединиться в творческий полукруг к ребятам. Всем друг друга в этой позиции хорошо видно. Форма одежды удобная. Уважаемые гости мы просим вас настроиться .Предлагаю на время забыть, что взрослые люди, и ненадолго вернуться в детство, и с удовольствием принять участие в наших творческих заданиях. Тема» Игровой тренинг на занятиях по актёрскому мастерству». Игровые театральные технологии, активно проникающие в образовательный процесс – мощный рычаг, который может сдвинуть творческий процесс в образовательных учреждениях. . Популярность театральной педагогики в образовательном процессе объясняется тем, что с помощью её средств можно направленно влиять на мотивационную, эмоционально-образную и интеллектуально-творческую стороны личности.
Существуют некоторые правила на наших занятиях. Все упражнения начинать по хлопку педагога, по хлопку упражнение заканчивать.
Я попрошу у всех внимания на экран.
( На экране демонстрируются слайды с фотографиями людей в разном эмоциональном состоянии.)
Педагог: Ответьте, что объединяет эти фотографии? ( ответ аудитории) Правильно! На всех фотографиях мы видим способы самовыражения. Самовыражение это творчество. Это самый надёжный способ обратить на себя внимание, быть замеченным, услышанным, узнанным. Какие способы самовыражения в театре? ( ответ аудитории)
Педагог: Вы правы! Настоящий актёр должен уметь создать образ с помощью речи, мимики и движения, а для этого нужно иметь богатое воображение, память и внимание. Для начала научимся правильно дышать и владеть выразительной речью. Вы научитесь извлекать свободный не зажатый звук, разработаете органы речи для четкого произношения. Не следует забывать и об интонации - она эмоционально обогащает слова, усиливает и их значение. Яркой и оправданной интонацией можно успешно привлечь к себе внимание.
1. Дыхательная разминка
Педагог: Дышать правильно – это дышать животом. При брюшном дыхании (когда вдыхаете – надувается живот) становится возможным говорить на «опоре» – когда вы вдохнули в живот, затем начинаете говорить, а живот остается во вдыхательной позиции. Диафрагма остается растянутой, и в животе образуется пустоты, которые звучат вместе с вашими связками. Это делает голос более богатым, бархатным и красивым. Просто вдыхайте через рот или нос. Представляйте, что пьете воздух как сок, и он по трубочке затекает в самый низ живота, в такое воображаемое озерцо сока. При вдохе грудь не должна подниматься, только живот выходит вперед. Чтобы это отследить – положите одну руку на грудь, другую на живот, и наблюдайте за правильностью выполнения упражнения. Сегодня мы с вами выполним упражнение « Тесто». Вдыхаем воздух через нос, затем с шумом выдыхаем через рот. Повторив несколько раз это упражнение, добавим к дыхательной гимнастике движение рук, имитирующее взбивания теста.
2.Пластическая разминка.
Педагог: Следующие упражнения пластические. Чтобы наши руки стали более пластичны, а движения выразительны выполним некоторые упражнения. 1-е упражнение « Разогрев». Разогреем себе кисти рук активными аплодисментами. Ладони потеплели? Выполняем следующие упражнения. Попробуйте представить что у вас в руках иголка и нитка. Вденьте воображаемую нитку в иголку, а затем зашейте на себе воображаемую дырочку. Теперь представьте что у вас в руках лента. Завяжите у себя на шее бантик. Следующий тренинг « Оправдание позы». Оно включает в себя не только пластику. Я попрошу вас встать в круг. По моему сигналу вы начинаете ходить по кругу, по следующему сигналу, каждый должен бросить своё тело в неожиданную для себя позу и зафиксироваться.. Для каждой позы должно быть подобрано объяснение Представьте себе, что вы совершили какое-то осмысленное действие . ( выполнение упражнения). Упражнение « Вожак». Вся группа перемещается по аудитории вслед за одним участником, выполняющим функцию « вожака стаи» Им может быть любой. « Вожак» по своему усмотрению предлагает группе разные способы движения, остальные должны следовать за ним и как можно точнее копировать его. Через 10-15 секунд кто-нибудь из участников может быстро занять место « вожака», начиная двигаться совершенно иначе и в другом ритме, а остальные снова копируют его движения. Его способ должен отличаться от прежнего. Можно играть в этот тренинг пока все участники группы не попробуют себя в роли « вожака». Педагог: Встанем в творческий полукруг и выполним упражнения на мышечную нагрузку « Стена» и « Дыра в заборе» ( выполнение упражнений)
3. Эмоциональная разгрузка.
Педагог: Сначала снимаем физический зажим путем последовательного напряжения группы мышц, а затем резкого их расслабления. Напрягаем : -пятки;
-икры ног;
-вся нога;
-ягодицы;
-живот;
-плечи;
-руки;
-шея;
-голова;
-тянутся вверх.
На счет «три! » резко выдыхаем и расслабляем мышцы.
Следующее упражнение у нас очень любят ребята младшего состава объединения. Это упражнения « Хищник» и «Котёнок»
(Участники тренинга поворачиваются спиной к педагогу, закрывают глаза и представляют, что они львы – хищные, агрессивные, хозяева на своей территории, а педагог – чужак, который проник на их территорию. Задача «львов» по команде педагога повернуться и напугать рычанием, криком «чужака».
Затем снова отворачиваются, закрывают глаза и представляют, что они маленькие, только что родившиеся котята; педагог – их хозяин. Задача «котят» повернуться по команде и помяукать так, чтобы «хозяин» пожалел их и напоил молоком.)
4. Упражнение « Ритм»
Педагог:
Следующее упражнение на внимание. На занятиях по актёрскому мастерству упражнения на внимание очень важны. Предлагаю всем сесть на стулья и положить руки на колено рядом сидящего. Сейчас вы по кругу должны простучать ритм. Для начала 1-1. Затем методом усложнения мы будем менять ритм на 1-2, 2-3и т.д.( выполнение упражнения)
5. Упражнения для дикции и правильного произношения. Педагог:
Эффективность и необходимость произношения скороговорок для тренировки правильной дикции отмечал ещё К.С.Станиславский. Сегодня если вы не будете красиво и внятно говорить, вас просто не услышат. А актёрам просто необходима правильная дикция и техника речи. Произношение скороговорок это системный процесс, т.е. даже если вы уверены что произнесли скороговорку и ни разу не запнулись, это не значит что пора переходить к другой. Повторив её 100 и более раз, вы поймёте, что нет предела совершенству. Время от времени нужно закреплять полученный результат и произносить скороговорки снова и снова. И не пытайтесь гнаться за скоростью. Главное это чёткое , звонкое и правильное произношение. А скорость придёт со временем. И следите за правильным ударением.
( Проведение тренингов со скороговорками « Услышь меня» и « Скороговорка + движение»)
Педагог:
Проведём творческую игру « Настроение». Сейчас вы каждый назовёте своё имя, но с определённой эмоциональной окраской « весело», « сердито», « грустно» и т.д.
6.Этюды на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах.
Педагог: Для актёра развитая фантазия является одной из важнейших составляющих успеха. Для того чтобы зритель поверил в вашу игру вы должны поверить в жизнь своего героя, персонажа. А для того, чтобы самому поверить- в голове нужно уметь выстроить мирок. Даже просто для этюда, вы должны придумать обоснования, зачем, что вы делаете, и почему именно. За это как раз и отвечает фантазия. Сейчас давайте попробуем себя в творческих этюдах путём пристройства. Начинает один участник, затем к нему по одному будет пристраиваться вся группа. Тема этюдов ( море, школьный класс, парк, базар и т.д). 7. Рефлексия.
Педагог: Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. «Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение, - говорил К.С. Станиславский, - а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…» Наш мастер класс завершён. Давайте обменяемся впечатлениями. Что вам понравилось? Спасибо вам за работу. Традиционные аплодисменты « благодарность за занятие, успех друзей, свой успех». Всего вам доброго!
Список использованных источников. 1. Фопель К. « Технология ведения тренинга» М. « Генезис», 2005
2. http://mirrosta.ru/uprazhneniya-dlya-treningov.html 3. http://psyfactor.org/lybr101.htm
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.