Конспект занятия "Импровизация"

  • docx
  • 29.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект Импровизация.docx

                                    Конспект занятия

                                                                                               

                                                       Театрального коллектива «Кукляндия»          

                                                       МАУДО «ЦРТДЮ «Созвездие»г. Орска»

                                                       группа 5 года обучения

                                                       руководитель: Малюченко Н.Л.,               

                                                       педагог    дополнительного образования  

                                                       высшей кв. категории;

                                                       Дата проведения: 19 марта 2021 года

Тема: Театральная импровизация.

Цель: Совершенствовать творческие навыки и действие в предлагаемых обстоятельствах.

Задачи:

Развивающие:

ü развивать дыхательный и речевой аппарат с помощью упражнений на дыхание и речевых упражнений;

ü  развивать физические возможности тела через тренинг мышечного расслабления;

ü развивать способность к перевоплощению через создание этюдов;

ü развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения.

Образовательные:

ü повторить понятие «импровизация»;

ü формировать способности к импровизации;

ü совершенствовать умения выстраивать последовательность и логику поступков в сценических условиях

Воспитательные:

ü воспитывать сопереживание, взаимоуважение и взаимовыручку;

ü  воспитывать ответственность за собственное творчество и творчество партнёров;

ü воспитывать умение учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.

Методы обучения: информационный, поисковый, метод стимуляции воображения, практический.

Форма организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Тип занятия: применение знаний и умений

Оборудование: аудиоаппаратура, элементы реквизита, элементы костюмов

Продолжительность занятия: 40 мин

Возраст  обучающихся: 11-12 лет

План занятия:

1.                 Организационный момент (1  мин.)

2.                 Сообщение темы и цели занятия (2 мин).

3.                 Основная часть:

3.1.   повторение пройденного материала  (2 мин.)

3.2.   тренинг  (10 мин.)

3.3. показ этюдов (20 мин.)

4.           Подведение итогов (2 мин.)

5.          Рефлексия (3 мин.)

Ход  занятия

1.     Организационный момент

Занятие проводится в актовом зале. Дети  сидят  в творческом полукруге.

 Педагог:  Здравствуйте, ребята! Предлагаю поприветствовать друг друга аплодисментами, чтобы создать особенную творческую атмосферу на занятии.                                                                                                                                                      Обучающиеся хлопают.    

II. Сообщение темы и цели занятия.

 Педагог:  Спасибо.   Ребята, какие умения необходимы вам при работе  в спектакле?

Обучающиеся отвечают: (в умении перевоплощаться, умении правильно и логически действовать).                                                                                                             С самых первых наших встреч мы часто говорим о том, кто такой актер. АКТЕР! Давайте еще раз обобщим понятие - кто такой актёр?                                                                                                                                                                    Обучающиеся отвечают на вопросы:

Что он делает на сцене? (проживает жизнь персонажа)

Какие его основные задачи? (органически действовать)

Что для актёра является его произведением искусства? (роль)

Чем являются для актёра место действия? (предлагаемые обстоятельства)

Педагог: Правильно! Предлагаемые обстоятельства - это то, что или побуждает сиюминутное действие, или определяет его характер, эмоционально его насыщает и придает ему соответственную окраску. Так вот сегодня мы углубимся в понятие, которое и является тем органичным и настоящим сиюминутным действием, необходимым в творчестве актёра. Тема занятия «ИМПРОВИЗАЦИЯ».

Педагог: Какую цель занятия мы поставим?

Обучающиеся отвечают

Педагог: Совершенствовать творческие навыки и действие в предлагаемых обстоятельствах.

III. Основная часть.

  3.1. Повторение пройденного материала.

Теоретическая часть.                                                                                                                     

Так что же такое «ИМПРОВИЗАЦИЯ». Что мы пониманием под этим словом? (педагог обращается к обучающимся).

Обучающиеся дают ответы.                                                                                                                                            Педагог:  Импровизация это неподготовленное сиюминутное спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи.

Импровизация - это способ присутствия здесь и сейчас.                                                                    Высшая способность в творчестве - способность к импровизации.

3.2. Практическая часть                                                                                                             Тренинг

Педагог:  И так, улыбнулись друг другу, улыбнулись мне. Настроились на плодотворную творческую работу? Готовы?                                                                             Обучающиеся дают ответ                                                                                                                                  Педагог:    Прежде, чем мы перейдём к основной творческой  работе, нам надо подготовить свой дыхательный, речевой, мышечный  аппарат и  тело к творческой работе через тренинг. Прошу вас, встать в шахматном порядке, лицом ко мне.    

Упражнения на дыхание. Цель: подготовить дыхательный аппарат и мышцы тела обучающихся для дальнейшей работы.

Упражнение «Свеча» - представим, что мы держим в руках (воображаемую) зажженную свечу. Вдох и на выдохе, через рот, маленькой струйкой, задуваем свечу.

Упражнение «Пёрышко» - с передвижением по залу (управляем 2 воображаемыми перышками).

Голосовые упражнения Цель: подготовить голосовой аппарат обучающихся для дальнейшей работы.

Упражнение «Регистры» - для начала,  разогреем гортанные мышцы, «помычим) с закрытым ртом, опуская нижнюю челюсть.  Регистры (нижний, средний, верхний). Нижний регистр – отбиваем (воображаемый) мяч вниз, говорим: БА- БА –БА; средний регистр - отбрасываем (воображаемый) мяч вперёд, говорим: МА- МА- МА; верхний регистр - подбрасываем (воображаемый) мяч вверх, говорим: МИ- МИ- МИ;

Пластические упражнения.  Цель: снятие  мышечных зажимов.

Упражнение «Оправдай позу»

Педагог: В этом упражнении вы должны проявить свою фантазию  и по импровизировать, упражнение вам знакомо, как «Экстрасенс». Я, управляю вашими частями тела (голосом), вы, концентрируете своё внимание на той части тела, который я, назову и будет управлять, как бы силой мысли. Но, теперь, я буду говорить «СТОП», вы, оставаясь в том положении, продолжаете следовать моим указаниям. А после слова «ОПРАВДАТЬ», вы должны оправдать позу, в которой окажитесь.

Педагог: Тренинг закончили. Спасибо! Займите свои места,  в учебном полукруге.

3.3. Творческая работа – Импровизация.

Цель: развить навыки последовательности действий, оправдать взаимодействия партнеров, исходя из предлагаемых обстоятельств, вступить в диалог.

Педагог: Итак, мы с вами настроены и готовы к творческой работе? (ответы детей). Сегодня, я предлагаю вам проявить свои творческие способности и фантазию в предлагаемых обстоятельствах. Герои, с которыми нужно взаимодействовать, вам знакомы. Герои из спектакля, в котором вы играли. Я, попросила, вас подготовить элементы костюмов и реквизит. Так вот, вам можно будет его использовать, в своей импровизации, так же можно будет использовать, всё что почитаете нужным (упражнения, этюды) предыдущих занятий. Даже сюжет может быть изменён.

Вам необходимо продемонстрировать личное отношение к каждому по-разному, учитывая предлагаемые обстоятельства. Представим себе, что вы – герой из этой сказки, предмет и т.д. И, чтобы не было для вас неожиданностью, я тоже в любой момент включиться в творческий процесс.

 

ПЛАН  «ИМПРОВИЗАЦИИ»:

1. Появляется КРОЛИК, ищет потерянную перчатку (очень расстроен, боится гнева Красной Королевы, что опаздывает).

2. Замечает ребят (обучающиеся), просит помочь в поиске перчатки.

3. Ребята, откликаются на помощь (Этюд - поиск перчатки, не находят). Кролик, ещё больше переживает, чуть не плача.

4.Ребята, успокаивают и предлагают свои варианты, как можно избежать гнева Королевы (диалог). А окончательный вариант примирится, пригласив, Королеву к себе в гости на чаепитие.

5.Эта идея, понравилась Кролику, и он спешит приглашать Красную Королеву и Королеву Цветов.

6. Появляется Королева Цветов, недоумевает, что в саду исчезли клумбы с цветами.

7. Замечает ребят (обучающиеся), спрашивает, что могло произойти и что же теперь делать, ведь теперь она может потерять статус Королевы, править не кем.

8. Ребята, предлагают возвести новые клумбы и посадить цветы. (Этюд –импровизация.).

9. Королева благодарит за помощь и уходит.

10. В гневе врывается Красная Королева (возмущается, что до сих пор нет Кролика). Зовет прислугу (обучающиеся подыгрывают, используя элементы костюмов).

11. Королева, приказывает развлечь её и поиграть в её любимую игру «Крокет» (этюд)

12. Неожиданно появляются Кролик с Цветочной Королевой (приносит свои извинения, просит в знак прощения и применения устроить чаепитие) –

Этюд –импровизация.

Вопросы для обсуждения:

ü С героями, из какого спектакль, вы встречались?

ü Что у вас получилось в работе, а что нет?

ü Быстро смогли среагировать на ситуацию?

ü Вы угадали цель партнера?  Если нет, почему и в чем причина?

 

4. Подведение итогов

Педагог: Сегодня на занятии мы импровизировали, анализировали, проживали, действовали и взаимодействовали.

ü Какие новые ощущения от взаимодействия с партнёром  были у вас?

ü  Что считаете своим достижением?

ü Какие трудности  в импровизации вы испытывали?

 (рассуждения детей).

Педагог даёт оценку деятельности детей на занятии.

Педагог: Ребята, давайте аплодисментами оценим нашу работу.

 Как вы оцениваете себя  сегодня в творческой работе?  (дети аплодируют)

Как вы оцениваете работу коллективную? (дети аплодируют)

Педагог аплодирует, оценивая индивидуальную и коллективную работу.

5. Рефлексия.

Упражнение-игра «До свидания».

Цель: показать, как изменилось эмоциональное состояние в процессе занятия через ритуал прощания.

Обучающиеся прощаются друг с другом, согласно, тому настроению (радость, разочарование, негодование, безразличие…), с которым покидают занятие, стараясь, как можно точнее передать эмоциональное состояние.