Тема. Эпоха дворцовых переворотов (1725 – 1762).
Цель: выявить причины дворцовых переворотов, показать роль гвардии в их осуществлении; проследить смену монархов на российском престоле в 1725 – 1762 гг.
Планируемые результаты: Личностные: формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, сопереживание; Метапредметные:К: организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;Р: самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать задачи в учебе.
П: анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; Предметные: Называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников. Систематизировать материал о дворцовых переворотах в форме таблицы.
Основные понятия:
Дворцовый переворот – 1) насильственное взятие верховной власти с использованием военной силы в результате заговора; 2) смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.
Важнейшие даты.
1. 1725-1727 – правление Екатерины I.
2. 1727-1730 – царствование Петра II.
3. 1730-1740 – царствование Анны Иоанновны.
4. 1740-1741 – царствование Иоанна VI Антоновича.
5. 1741-1761 – правление Елизаветы Петровны.
6. 1761-1762 – правление Петра III.
7. 1762 -1796– начало царствования Екатерины II.
Оборудование: учебник, тетрадь, сообщения учащихся, портреты монархов, презентация, карточки с датами (хронологический опрос) и цветные сигнальные карточки (красного и зеленого цвета).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивационно-целевой этап.
портрет Петра 1 ????? 37 лет портрет Екатерины Второй
определение темы урока, цели…
Запись в тетрадь. Дворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся группировками дворян и руками гвардейских полков.
дворцовый переворот.( учебник стр 91)
III. Изучение нового материала.
Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами:
«Тут кротко или строго
Царило много лиц.
Царей не очень много
А более цариц ».
Итак, что же привело к дворцовым переворотам?
Вспомним времена Петра Великого. Реформы Петра I вызвали сопротивление бояр и духовенства. Это привело к заговору против царя. Среди заговорщиков был и сын Петра I – царевич Алексей ( картина «Петр допрашивает своего сына царевича Алексея» Н.Ге - Кто изображен на данной картине? Что можно сказать об отношениях между этими людьми?- в 1718 году Алексей был обвинен в государственной измене и приговорен к смертной казни. Царевич умер в тюрьме до приведения приговора в исполнение).
Петр I в 1722 году издает Указ о престолонаследии, дававший право императору назначать себе преемника, но сам назначить не успел. Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Взгляните на картину «Петр I на смертном ложе» И.Н. Никитина. Блеклые и серые тона свидетельствуют о тяжести его недуга. Лицо Петра ничем не выдает свершившегося. Оно в глубоком, может, слишком глубоком оцепенении сна, и лишь взволнованная живопись, неверный свет, манера, стремительные, широкие мазки, напряженность цвета говорят о трагизме минуты. Роскошное покрывало подчеркивает его былое могущество и величие. До последнего Петр не верил в негативный исход болезни, однако она, как мы видим, приковала его к постели.
Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Легенда утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. «Кому, кому отдает?» Этот вопрос, мучивший многих, и сегодня остается загадкой. В последнюю ночь император не кричал от боли, больше погружался в покой. В шестом часу утра он перестал дышать. Эпоха Петра кончилась.
1. Причины и сущность дворцовых переворотов.
Работа с текстом учебника, стр. 84 (п. 1).
Учитель. Назовите причины дворцовых переворотов? (Учащиеся отвечают, с последующей самопроверкой).
Ответы: (Указ о престолонаследии, изменилась система наследования, Петр I не назначил наследника, острая борьба между группировками дворян, усиление влияния гвардейских полков при дворе).
2. Дворцовые перевороты (1725 – 1762 гг.).
Предлагается проблемное задание. Объясните почему всем правителям удавалось взойти на престол?
Эпохой дворцовых переворотов в истории России считают довольно краткий (37 лет) период, когда пять раз при помощи оружия происходила смена правителей на троне. Начало этой эпохи (с 1725 года по 1762) положила смерть Петра I, и последовавшая с ней борьба за власть различных группировок, а завершилась эта эпоха воцарением на долгие тридцать четыре года Екатерины
Запись в тетрадь. Дворцовый переворот - смена власти, совершавшаяся группировками дворян и руками гвардейских полков.
дворцовый переворот.
Составление таблицы «Монархи России эпохи дворцовых переворотов».
Самостоятельная работа по § 13-14 и приложениям
Кто правил
|
Время правления
|
Опора правителя
|
Мероприятия |
Екатерина 1 |
1725-1727 |
Ближайшие сподвижники Петра во главе с князем А.Д. Меньшиковым и начальником тайной канцелярии П.А.Толстым |
Указ 1726г- создание Верховного тайного совета ( словарь учебника в конце пар) |
Петр 2 |
1727-1730 |
Семейство Долгоруковых |
- |
Анна Иоанновна |
1730-1740 |
Э.И.Бирон П.И.Ягужинский Г.И.Головкин А.И.Ушаков Архиепископ Феофан Прокопович Измайловский полк |
Кабинет министров |
Иван 6 Антонович |
1740-1741 |
Э.И.Бирон
|
- |
Елизавета Петровна |
1741-1761 |
Фавориты, гвардейцы |
Московский университет, 1754г- отменены внутренние таможенные пошлины |
Петр 3 |
1761-1762 |
гвардейцы |
Мирный договор об окончании Семилетней войны |
Подведение итогов. Выставление оценок.
Рефлексия:.
Я сегодня узнал(а) на уроке то, что...
Мне запомнилось больше всего…
Затруднение у меня вызвал(и) вопрос(ы)…
Учитель: Всем, спасибо. Урок окончен. До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
№ 1
Тема: Екатерина I
1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Екатерина I была провозглашена императрицей 2. Сформируйте своё впечатление о личности Екатерины I, используя материал параграфа и текст документа:
«При Петре она светила не собственным светом, но заимствованным от великого человека, которого она была спутницею; у нее доставало уменья держать себя на известной высоте, обнаруживать внимание и сочувствие к происходившему около нее движению; она была посвящена во все тайны, тайны личных отношений окружающих людей. Ее положение, страх за будущее держали ее умственные и нравственные силы в постоянном и сильном напряжении. Но вьющееся растение достигало высоты благодаря только тому великану лесов, около которого обвивалось; великан сражен — и слабое растение разостлалось по земле. Екатерина сохранила знание лиц и отношений между ними, сохранила привычку пробираться между этими отношениями; но у нее не было ни должного внимания к делам, особенно внутренним, и их подробностям, ни способности почина и направления».
Из «Истории России» С.М. Соловьева.
Сергей Михайлович Соловьёв — русский историк;
Первым представителем этой эпохи стала- вторая жена Петра Екатерина 1(1725- 1727). Она не вмешивалась в дела управления. И что интересно, она не умела ни читать, не писать. Только после трех месяцев упражнении она научилась подписывать государственные бумаги. Для руководства страной был создан Верховный Тайный совет из представителей старой и новой знати. Однако реальная власть была сосредоточена в руках князя А.Меншикова, поэтому была продолжена политика Петра 1, была открыта Академия наук. Через два года Екатерина умерла, но Меншиков успел продиктовать ей имя наследника.
№ 2
Тема: Петр II
1. Определите год, и в результате чего Петр II был провозглашен императором.
2. Сформируйте своё впечатление о личности Петра II, используя материал параграфа и текст документа:
1. «Ему исполнилось только 12 лет, а он уже почувствовал, что рождён самодержавным монархом, и при первом представившемся случае показал сознание своего царственного происхождения над самим Меншиковым. Петербургские каменщики поднесли малолетнему государю в подарок 9000 червонцев. Государь отправил эти деньги в подарок своей сестре, великой княжне Наталье, но Меншиков, встретивши идущего с деньгами служителя, взял у него деньги. Государь приказал позвать князя Меншикова и гневно закричал:
— Как вы смели помешать моему придворному исполнить мой приказ?
— Наша казна истощена, — сказал Меншиков, — государство нуждается, и я намерен дать этим деньгам более полезное назначение; впрочем, если вашему величеству угодно, я не только возвращу эти деньги, но дам вам из своих денег целый миллион.
— Я император, — сказал Пётр, топнув ногой, — надобно мне повиноваться».
«Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров,
Николай Иванович Костомаров – русский историк.
Новым императором стал внук Петра Великого-Петр II(1727- 1730).Меншиков намеревался женить его на своей дочери, однако старая знать полностью завладела влиянием на юного императора, Меншиков был арестован и сослан в Сибирь. При нем полностью отошли от политики Петра. Прекратилось кораблестроение, столицу перенесли из Петербурга в Москву. Князья Долгорукие всячески потакали грубым желаниям избалованного ребенка. С 12 лет он проводил время, предаваясь то охотничьим забавам, то пьяным кутежам. На третьем году своего правления, заболев оспой, он умер в 14 лет, как и его сестра Наталия.
№ 3
Тема: Анна Иоанновна
1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Анна Иоанновна была провозглашена императрицей.
2. Сформируйте своё впечатление о личности Анны Иоанновны, используя материал параграфа и текст документа:
Из донесений иностранных послов:
«Императрица Анна толста, смугловата, и лицо у нее более мужское, нежели женское. В обхождении она приятна, ласкова и чрезвычайно внимательна. Щедра до расточительности, любит пышность чрезмерно, отчего ее двор великолепием превосходит все прочие европейские. Она строго требует повиновения себе и желает знать все, что делается в ее государстве, не забывает услуг, ей оказанных, но вместе с тем хорошо помнит и нанесенные ей оскорбления …»
«Природное любопытство и склонность царицы к сплетням дают ей сведения обо всех пустяковатых делах и мелких случаях, происходящих в семьях придворных. Что же до важных дел и вещей значительных, то благородный граф Бирон (осуществляющий у неё главное управление) заботиться, чтобы о них она ничего не ведала».
На заседании Верховного Тайного совета было решено пригласить на престол племянницу Петра 1- Анну Иоанновну(1730- 1740) , но «верховники» решили ограничить ее самодержавие. Анна с радостью согласилась и подписала «КОНДИЦИИ»
«КОНДИЦИИ»-письменный договор, ограничивающий императорскую власть. (чтение отрывков из кондиции)
Без верховников она не могла подписывать указы, объявлять войну, заключать мир, назначать высших чиновников, даровать чины и награды. Но приехав в Москву, она заручилась поддержкой дворян и через месяц, 25 февраля, разорвала Кондиции, а в начале марта распустила Верховный тайный совет. Ей тогда было всего 37 лет. Она была некрасивой, толстой женщиной с дурным образованием и грубыми манерами. Но очень хорошо умела стрелять из лука, поэтому по всей территории летнего дворца были установлены мишени. Она очень любила пиры, но в отличие от других пиры были безалкогольными. Анна пьяниц не любили, так как ее покойный муж был беспробудным пьяницей и умер через два месяца после свадьбы от перепоя. Заниматься государственными делами она не любила. У нее был ФАВОРИТ-Эрнст Бирон.
Он стал фактически правителем России, не занимая никакого государственного поста. При Анне Иоанновне все высшие должности в государстве были розданы немцам, которые стремились только обогатиться, воруя государственные деньги и беря взятки, был создан кабинет министров, отменили указа о единонаследии, сократили срок службы до 25 лет, были построены новые крепости Оренбург, Челябинск
№ 4
Тема: Иван Антонович
1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Иван Антонович был провозглашен императором.
2. Сформируйте своё впечатление о личности Ивана Антоновича, используя материал параграфа и текст документа:
«Родился он в самом конце царствования Анны Иоанновны, поэтому вопрос о том, кого назначить регентом, долго мучил и находившуюся при смерти императрицу. Анна Иоанновна хотела оставить трон за потомками своего отца Ивана V и очень беспокоилась, как бы он не перешел в будущем к потомкам Петра I. Поэтому в завещании она оговорила, что наследником является Иоанн Антонович, а в случае его смерти - другие дети Анны Леопольдовны в порядке старшинства, если они родятся. Иван Антонович был провозглашён императором при регентстве герцога Курляндского Бирона. Через две недели после воцарения младенца в стране произошел переворот, арестовали Бирона и отстранили его от власти. Новым регентом была объявлена Анна, мать императора. Неспособная управлять страной и живущая в иллюзиях Анна постепенно передала всю свою власть Миниху, а после ею завладел Остерман, отправивший фельдмаршала в отставку.
Елизавета приказала посадить в тюрьму бывшую регентшу и её мужа.
В 1756 году Ивана Антоновича перевезли из Холмогор в одиночную камеру в Шлиссельбургской крепости. В крепости «известный арестант» находился в полной изоляции, ему не разрешалось никого видеть, даже крепостных служителей. За все время заключения он так и не увидел ни одного человеческого лица. Однако документы свидетельствуют, что узник знал о своем царском происхождении, был обучен грамоте и мечтал о жизни в монастыре.
Пока Иван был в заточении, предпринималось много попыток освободить свергнутого императора и вновь возвести на престол. Последняя попытка обернулась для молодого заключенного гибелью в 1764 г. В возрасте 23 лет».
Ивану VI (1740-1741), которому было всего 6 месяцев. Поэтому регентом она назначила Бирона.
Но через 3 месяца Бирона арестовали, обвинив в «захвате регентства», и сослали в ссылку. Регентшей была объявлена Анна ЛЕОПОЛЬДОВНА- внучка царя Ивана- брата Петра Великого. Управлением государством практически не занималась. Отличалась леностью, беспечностью, доверчивостью. Фактическая власть принадлежала Кабинету министров. Анна Леопольдовна показала себя, прежде всего, как правительница православная. Она отменила ограничения для желающих постричься в монахи. Примечательно, что при условии крещения( была протестанткой) она даровала прощение даже закоренелым преступникам-инородцам, приговоренным к смертной казни. Известно также, что апартаменты ее и сына-императора были уставлены иконами. В государстве больших и кардинальных реформ не проводилось.
№ 5
Тема: Елизавета Петровна
1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Елизавета Петровна была провозглашена императрицей.
2. Сформируйте своё впечатление о к личности Елизаветы Петровны, используя материал параграфа и текст документа:
«Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти».
«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом. ...Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками…Мирная и беззаботная, она вынуждена была воевать чуть не половину своего царствования. Она же основала первый настоящий университет в России.
Но спустя год произошел новый переворот. Дочь Петра Великого Елизавета с преображенцами арестовала Иван Антонович, императора, его родителей и всех их приближенных.
- Гвардейцы на руках вознесли на трон новую императрицу Елизавету Петровну(1741- 1761)
Елизавета знала европейские языки, часто отменяла смертные приговоры, обожала танцевать на балах. Торжества по поводу ее коронации длились 2 месяца и отличались беспрецедентной роскошью, за это время она успела надеть практически костюмы всех стран мира. Известно, что в ее гардеробе было примерно 15 тысяч платьев, которые в настоящее время составляют основу текстильной коллекции Государственного музея в Москве. При Елизавете Петровне была восстановлена роль Сената, ликвидировали кабинет министров, упорядочили систему налогообложения (перепись населения), открыт государственный Дворянский банк (1753), отмена внутренних таможенных пошлин, открытие МГУ (1755). С годами интерес к делам у нее пропал. Иногда бумаги по три года ждали ее подписи. Одним из влиятельных ее фаворитов был Иван Шувалов. Именно его стараниями были открыты первая Академия художеств, первый русский театр.
№ 6
Тема: Петр III
1. Определите год и причины дворцового переворота, в результате которого Петр III был провозглашен императором.
2. Сформируйте своё впечатление о личности Петра III, используя материал параграфа и текст документа:
«Он был упрям и вспыльчив, был слабого и хилого сложения…Он большей частью проявлял неверие... Его ум был ребяческим... Он приходил в отчаяние. Это часто с ним случалось. Он был труслив сердцем и слаб головой...»
«Общество чувствовало в действиях правительства шалость и каприз, отсутствие единства мысли и определённого направления. Всем было очевидно расстройство правительственного механизма. Всё это вызывало дружный ропот, который из высших сфер переливался вниз и становился всенародным. Языки развязались, как бы не чувствуя страха полицейского; на улицах открыто и громко выражали недовольство, безо всякого опасения порицая государя»
«За время 186-дневного царствования, если судить по официальному «Полному собранию законов Российской империи», было принято 192 документа»
У Елизаветы Петровны не было детей, поэтому заранее был привезен племянник Петр Федорович (1761- 1762). Он стал императором в 1761 году после смерти Елизаветы Петровны. Но Петр до 13 лет жил в Германии и считал себя немцем, а не русским. Его кумиром был прусский король Фридрих II. Мальчик говорил, что предпочел бы стать офицером в прусской армии, а не императором России. Русские обычаи он не любил, над православными обрядами смеялся. Первым делом он заключил мир с Пруссией, и вернул ему все земли когда-то завоеванные русскими. В то же время он издал законы, запрещающие мучить и убивать крепостных, прекратил преследование старообрядцев. Петр III старался угодить всем, но в итоге все попытки оборачивались против него самого. Поводом к заговору против Петра стали его нелепые фантазии о крещении Руси по протестантскому образцу.Женой Петра была принцесса София. Она была очень образованной и всегда мечтала стать русской императрицей. Поэтому она очень хорошо изучила русский язык, перешла на православную религию, став княгиней Екатериной Алексеевной. Она была очень веселой, жизнерадостной, и подружилась с гвардейскими офицерами, которые готовили дворцовый переворот. Среди них был и фаворит Екатерины II Григорий Орлов и его брат Алексей Орлов. Они были русскими богатырями, красавцами. В июне 1762 года когда император отдыхал на природе недалеко от Петербурга, Орловы привези Екатерину в столицу, где ей присягнули гвардейские полки. Сенат и чиновники их поддержали. Петр III. узнав об этом, растерялся и подписал отречение от престола. Он был посажен под домашний арест, охранником был Алексей Орлов. Во время игры в карты они поссорились, и Алексей убил Петра. А Екатерина его простила. Так начинается в истории России новая эпоха- эпоха Екатерины II.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.