Конспект занятия "Незнание законов"
Оценка 4.6

Конспект занятия "Незнание законов"

Оценка 4.6
docx
10.01.2024
Конспект занятия "Незнание законов"
Незнание законов.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВИКТОРИЯ»

 

 

Утверждаю

Директор  ГБУ НСО

«Центр «Виктория»

____________ З.И. Хихлова

«___»______________2023г.

 

 

 

 

 

Конспект занятия 

«Незнание законов»

 

 

 

 

Составила: Овчинникова О.В.,

социальный педагог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новосибирск, 2023г.

Цель: 

– Ознакомить с ответственностью за правовые нарушения;

Ознакомить с 4 видами юридической ответственности подростков за совершенные правонарушения.

– Предупреждение правонарушений подростков.

Задачи:

- продолжать воспитывать у несовершеннолетних чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;

-закрепить элементарные знания детей о правонарушениях;

- повысить интерес к изучению законов и соблюдению правил поведения в

общественных местах;

- развивать познавательную деятельность;

- формировать умения работать в группе, выражать собственные взгляды, аргументировать.

 

Ход занятия

Вводная часть

Слайд 1

Педагог: Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст- подростковый. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Закон в данном случае четко показывает, что несовершеннолетние люди уже достаточно взрослые, чтобы отвечать за свои поступки.

Слайд 2

Для начала давайте разберемся с понятиями закон, право, обязанность (ответы детей)

-Закон? Это документ, в котором прописаны права и обязанности граждан.

-Что такое право? Это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

-Что такое обязанность? Это круг действий, возложенных на кого – то и обязательных для выполнения.

Слайд 3

Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, оскорблять, драться - плохо.

Количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы воспитанников: эмоциональное напряжение, подражания из Интернета, повышенная внушаемость, жестокое обращение в семье, а также неблагоприятная в ней обстановка (алкоголизм, частые ссоры, драки и тому подобное).

К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК)(ЦВСНП).

Для того, чтобы сделать правильный выбор, вы должны знать свои права и обязанности и соблюдать законы. А мы, взрослые, должны помочь вам в этом.

Слайд 4

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков.

Виды:

Проступок – это нарушение правил поведения; отличающееся небольшой общественной опасностью. (штрафы, выговор, исключение из учебного заведения, возмещение ущерба)

Преступление –это запрещенное Уголовным Кодексом  деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. (лишение свободы) Преступления могут быть: умышленные и совершенные по неосторожности.Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него.Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно. Шалость - поступок ради забавы, проделка

Слайд 5

Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

 (Кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, изготовление наркотических веществ)

Слайд 6

Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение.

         Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственностьответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Слайд 7     

С 14-ти лет наступает ответственность за:

-убийство, вымогательство, неправильное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)

Слайд 8

Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды нарушений:

1. Порвал учебник

Гражданско–правовая ответственность

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде

Административная ответственность

3. Избил одноклассника

Уголовная ответственность

5. Совершил прогул в школе

Дисциплинарная ответственность

Физминутка

Из - за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе,

Поворот кругом, на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки.

И потопаем немножко.       

Раз – подняться, подтянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты сесть опять.

Ребята, мы с вами разобрали и вспомнили, что такое преступления, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас мы с вами продолжим наше мероприятие в виде игры.

Основная часть

Педагог:  Я хочу пригласить вас в путешествие по стране «Закония». Наше мероприятие пройдёт в форме игры-викторины между двумя командами, всего будет 4 конкурса.

Участники викторины: 2 команды.

Конкурсная программа:

1 конкурс «Разминка»

2 конкурс «Заморочки из бочки»

3 конкурс «Угадай-ка»

4 конкурс «Прокурорские дела»

И я хочу представить вам наше жюри, которое строго и справедливо будет оценивать ваши знания (представление членов жюри)

Педагог: Итак, мы начинаем! Предлагаю вам разделиться на 2 команды.

Чтобы начать нашу игру, мы должны познакомиться. Каждая команда должна представить себя. Сейчас вам в течение 3 минут нужно придумать название своей команды, которые должны быть связаны с темой нашего мероприятия (например, «Умники» и «Знатоки», «Послушайки») (представление команд)

Педагог: Я объявляю первый конкурс.

Конкурс «Разминка»

Педагог: Каждой команде я задам по 4 вопросов. Если команда не отвечает на вопрос, то он переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает1 балл.

Вопросы для первой команды:

1.                 Документ, который удостоверяет личность? (Паспорт)

2.                 Двое подростков угнали машину, чтобы съездить на дискотеку. (преступление)

3.                 Какой нормативный документ защищает ваши права? (Конвенция о правах ребёнка)

4.                 Мальчик позвонил однокласснику и сказал, что первого урока не будет. (шалость).

Вопросы для второй команды:

1.                 Как называются правила, которые устанавливает государство? (Законы)

2.                 15-летний подросток перерезал тормоза в соседской машине, пострадали люди (преступление)

3.                 Возраст получения паспорта? (14 лет)

4.                 Девочки спрятали ручку  соседа по парте и смеялись (шалость).

Конкурс «Заморочки из бочки»

Педагог: Ребята, следующий конкурс называется «Заморочки из бочки». У меня в руках находится 2 карточки. Каждая карточка имеет свой номер (для удобства жюри). Сейчас команда выберет свою  карточку. На этих карточках изображён противоправный проступок.

Задание: Вам необходимо назвать какой противоправный проступок изображён на карточке и определить какая ответственность наступит (уголовная или административная) за данное деяние. Даётся время на обсуждение – 3 минуты.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

Ответы:

1-                Распитие спиртных напитков (АП)

2-                Нанесение телесных повреждений (УК РФ)

3-                Похищение человека (УК РФ)

4-                Кража (УК РФ)

Конкурс «Угадай-ка»

Педагог: Ребята, следующий конкурс называется «Угадай-ка». Предлагаю вам разгадать кроссворд.

Команда, которая первой назовёт ключевое слово, получит 5 баллов.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

1.                 Отдых, перерыв между уроками (Перемена)

2.                 Если она крепкая, то она не сломается и не расклеится от дождей и вьюг (Дружба)

3.                 Основная деятельность учеников в школе (Учеба)

4.                 Когда человек не находится в заключении (Свобода)

5.                 Синоним к слову «страна», где живут люди, говорящие на одном языке, имеющие общие традиции (Государство)

Получилось ключевое слово «ПРАВА».

Педагог: Ребята, а какими правами наделены дети в нашей стране? Я предлагаю вам перечислить  права. За каждое названное право начисляется 1 балл.

10 слайд

Педагог: «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает». Это высказывание принадлежит польскому поэту и сатирику Станиславу Ежи Ленцу. Ваше знание правового законодательства поможет вам сейчас разобрать «Дела» и ответить на вопросы.

Конкурс «Прокурорские дела»

(каждой команде выдаётся по 1 карточки, на которых прописаны 2 ситуации)

Задание: Внимательно прочитайте ситуацию и вынесете своё решение.

За каждый правильный ответ начисляется 1 балл

Ситуации:

Ученик старшего класса по имени Вася в школьной раздевалке у малыша требовал, чтобы он принёс ему на следующий день 100 рублей. Вопросы:

1. Можно ли Васю привлечь к ответственности и какой?

2. Какое наказание последует?

Ответ: Да, т.к он совершил преступление. Будет возбуждено уголовное дело по статье - вымогательство

Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в полицию. По дороге они плакали и пытались доказать, что им по 12 лет и поэтому им всё равно ничего не будет. Вопросы:

1. Как вы расцениваете данную ситуацию?

2. Какие последствия могут быть?

Ответ: Они будут наказаны: материал будет направлен в КДН и ЗП, поставят на учёт в полицию.(Проступок)

Подросток появился в нетрезвом виде на дискотеке в Городском доме культуры и поругался с дежурной, пытался несколько раз ударить её.

Вопросы:

1. Оцените действие подростка.

2. Можно ли его за это наказать?

Ответ: Да. Он совершил мелкое хулиганство

В автобусе у пассажира из рук неизвестный юноша выхватил телефон. Вопрос: О каком преступлении идёт речь?

Ответ: грабёж, уголовная ответственность

Педагог: Ребята! Вы справились и с этим заданием.

Заключительная часть

Педагог: Наша викторина завершена. Жюри подсчитывает количество баллов. Я предоставляю слово нашему жюри для объявления победителя.

(Определяется и награждается победитель игры)

Педагог:

Мы сердечно поздравляем команду  _____ с победой. Ребята, вы, наверное, уже поняли, что для обеспечения своей счастливой безопасной жизни, жизни своих родных, друзей и окружающих тебя людей очень важно понять и выполнять вполне доступные действия:

знать свои права и добросовестно выполнять обязанности;

знать, уважать и выполнять закон;

уважать и соблюдать права других людей.

Соблюдайте эти правила в жизни! В этом – залог достижения многих жизненных успехов и решения всех жизненных проблем! Мирного вам сосуществования с законом!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

Название конкурсов

Команда

__________________

Команда

_____________________

1 конкурс

«Разминка»

1 балл за каждый правильный ответ

2 конкурс

«Заморочки из бочки»

1 балл за каждый правильный ответ

3 конкурс

«Угадай-ка»

5 баллов за скорость и правильность

4 конкурс «Прокурорские дела»

1 балл за каждый правильный ответ

ИТОГО



 

 


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Цель: – Ознакомить с ответственностью за правовые нарушения; –

Цель: – Ознакомить с ответственностью за правовые нарушения; –

К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям

К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы

Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы

Участники викторины: 2 команды

Участники викторины: 2 команды

Распитие спиртных напитков (АП) 2-

Распитие спиртных напитков (АП) 2-

Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в полицию

Три ученика школы решили украсть магнитофон, но их увидели и отвели в полицию

Оценочный лист Название конкурсов

Оценочный лист Название конкурсов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2024