Конспект занятия «От арабских цифр к роботам и компьютерам»

  • Мероприятия
  • docx
  • 01.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Итоговое занятие в подготовительной группе по невероятной теме, охватывающей разные временные отрезки для дошкольников
Иконка файла материала здравствуй мир От арабских цифр к.docx

Визитная карточка

ФИО

Пилюгина Марина Владимировна

Образовательная область

Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением)

Тема занятия

«От арабских цифр к роботам и компьютерам»

Возрастная группа

Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель

Способствовать расширению знаний детей о значении открытий и изобретений в жизни человека

Задачи:

 

 

 

 

 

Образовательная:  формировать у детей представление о значении открытий и  изобретений жизни человека,

Закреплять умение анализировать ситуацию, выбирать оптимальное решение и умение соблюдать правила безопасности.

Развивающая: развивать эстетический вкус, психические познавательные процессы: память (воспроизведение, запоминание), внимание (концентрация, распределение, переключение), мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), восприятие, связную аргументированную речь.

Воспитательная: воспитывать уважение к достижениям человеческой цивилизации.

Словарная работа

закрепление: счёты, калькулятор, введение: ариямометр.

Планируемый результат

 

дети познакомились со значением  открытий и  изобретений жизни человека, на основе анализа предложенных ситуаций их новые знания получили систематизацию,

Подготовительная работа

знакомство детей со счётами, и калькулятором, закладка в пособии на с. 61-62, заготовки пособий.

Материалы и оборудование

 

 

 

·         Презентация с слайдами по виртуальной экскурсии.

·         вкладка в пособии на с. 61 - 62;

·         карточки для дид. игры

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

(4 мин.)

Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия

Ход занятия

Игра «Найди пару» в пособии (задание 1) или в лото

- Сегодня мы поиграем в игру «Найди пару». Правила вы знаете.

Нам надо найти среди волшебных предметов пару современным. Рас-

смотрим картинки.

В ходе игры перед детьми возникает затруднение - нельзя подобрать аналог волшебной палочке.

- Скажите, а чем объединяются те пары предметов, которые мы уже подобрали?

 

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

Наглядные: демонстрация карточек с предметами, рассматривание.

Словесные: указания, объяснения

Практические: дид. игра.

 

 

 

Дети легко находят пары для всех предметов,

кроме волшебной палочки.

 

Телевизор и блюдечко показывают, что происходит в мире; и на ковре, и на самолёте люди летают; избушка и дома на сваях стоят в болотистой местности; с помощью гуслей и магнитофона звучит музыка и т.д.

Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. Дети  взаимодействую с воспитателем, заинтересованно отвечают на вопросы

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

(1 мин.)

Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме

Правильно, они объединяются одним действием. А какое действие у волшебной палочки?

А что или кто в современном мире выполняет желания? ( Бабушка, деньги, президент... ) (Ответы могут быть совершенно разные, но

воспитатель объясняет, что все желания не выполнишь, например: президент не всегда может развеселить если тебе грустно а бабушка не может давать маленьким детям много денег – поскольку тратить их в своё удовольствие тоже нужно уметь.

А ведь волшебная палочка выполняет все желания без исключения. Неужели нет ничего, что могло бы выполнить все желания?

В: Как же нам узнать это?

 

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

 Наглядные: рассматривание, сравнение

Словесные: вопросы.

Практические: визуальный анализ

 

 

 

Д: Она выполняет желания.

 

Активизируется внимание детей на поиск решения проблемы, предложенный педагогом.

2.2

Этап ознакомления с материалом

(15 мин.)

Усвоение (закрепление, расширение) определённого объёма знаний и представлений о культурном явлении: музее.

В: Тогда устраивайтесь удобнее смотрите.

Давным-давно , и Древнем мире, люди, умели

считать, а им очень было нужно торговать другими людьми, Назывались они арабами. И пот придумали они считать товар по количеству пальцев на руках. А чтобы не путаться, каждому пальцу присвоили свой знак – цифру. А потом придумали правила составления чисел

больше 9 из цифр. Кто вспомнит, как называются эти числа?

Правильно. Прошли годы, и с этими цифрамм познакомились люди на Европы. Они поняли, что этими цифрами легче и быстрее

можно научиться считать. А считать им приходилось много, ведь они были большими путешественниками и торговали с очень многими народами. Рук буквально уже не хватало и тогда они подумали подумали и придумали первый счётный прибор. Как он называется?

Правильно. Само название говорит о том, что может делать этот пробор. (Считать. )

Можно сказать, что счеты - это первый прибор, который помог людям выполнить их желание - считать много и долго. Подумайте, что помогло людям выполнить их желание, я продолжу рассказ.

Через много лет люди очень захотели, чтобы счеты могли бы не только помогать человеку складывать, а вообще делали это сами, чтобы

человек по ошибался. Подумали подумали люди и придумали другой прибор - арифмометр. (Воспитатель показывает изображение этого прибора. ) Это слово означает, что прибор может складывать и вычитать любые числа. Кнопками набираешь число, потом знак + и набираешь следующее число. Прокручиваешь ручку, и готово – на полоске из шифр набран правильный ответ. Современный прибор, который работает по тому же принципу, видите каждый раз, когда с мамой ходите в магазин, это касса. Как вы думаете, что помогло

людям выполнить их желание? (Приборы)

Правильно. Но ведь приборы откуда взялись, Подумайте еще.

Между прочим, у вас сейчас тоже большое желание ответить на вопрос правильно. И вам точке это понадобится, чтобы выполнять свои

желание. А я пока продолжаю.

Еще прошло много лет, арифмометр конечно, - очень удобная вещь, но в карман не положить, А людям нужно считать и магазине, и на работе и дома Короче говоря, прибор должен был стать маленьким. Но думали надумали люди и придумали вот прибор (воспитатель показывает калькулятор), Теперь считать можно было угодно, Красота!

Расскажите, кто у вас пользуется такими приборами и зачем?

А вы догадались, что помогло людям получить желаемое? Что помогает вам ответить на интересующий вас вопрос?

Вот уже совсем близко. Конечно, ум и знания помогают человеку выполнить его желания, но не только они. Подумайте,

Физкультминутка «Робот»

По только они. Подумайте, только ли

люди можно угодно, по не очень быстро, в им хотелось такой прибор, который мог бы быстрее человека реагировать на изменения, например, когда человеку не учёному за большой скорости отреагировать на какие-то

опасности, Подумали-подумали, вспомнили все, что знали, долго работали и изобрели новый прибор - компьютер. (Воспитатель показывает картинки с компьютерами) Вот так он выглядел вот так он выглядит сейчас. Как вы думаете, только ли знак-

помогли людям выполнить их желания? (Нет, ещё они много

работали.)

Совершенно верно. Волшебной палочкой для любого человека становится его трудолюбие и любознательность, тогда все желания

исполнятся.

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

 Наглядные: рассматривание, демонстрация слайдов презентации.

Словесные: указания, объяснения, вопросы, рассказ.

Практические: экскурсия, моделирование цели, физминутка, гимнастика для глаз

 

 

 

 

Дети смогли правильно ответить на все вопросы и теперь освежив представления о пройденном материале готовы приступить к реализации имеющихся знаний в ходе прохождения игровых этапов.

2.3

Этап практического решения проблемы

(5 мин.)

Овладение действиями, способами решения проблемы

Физминутка. А хотите поиграть в тех роботов, которые изобретут в будущем?

Тогда вам понадобятся ваши знания и трудолюбие. Согласны?

Знаки вам нужны будут, чтобы не путать право и лево, верх а трудолюбие поможет точно четко выполнять команды. (Воспитатель две команды, а дети их выполняют. Кто ошибается, тот вылетает из игры «в ремонт».)

Работа в пособии на применение полученных знаний

Задание 2. Внимательно рассмотрите картинки. Все эти предметы помогали людям считать в разное время, Расставьте правильно по

порядку эти картинки от самой древней до самой современной.

Задание 3. Покажите стрелками, как изменились предметы с течением времени. Что в них изменилось, а что осталось прежним? Какой

предмет используется до сих пор? Почему?

Задание 4. Как вы думаете, что может сделать робот за человека, а что нет? Почему?

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

 Наглядные: рассматривание, демонстрация,

Словесные: вопросы, инструкция, пояснения.

Игровые: дидактическая игра.

 

Дети правильно выполнили все задания, в ходе взаимодействия друг с другом закрепили представления о культурном общественном месте: музее и правилах поведения в нём, дети действовали согласованно, прислушивались к указаниям педагога.

3.

Заключительный этап

(5 мин.)

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки

Скажите, можете ли вы теперь ответить на вопрос, что у современного человека есть вместо волшебной палочки?

Да, при помощи этих помощников вы можете и денег заработать, и квартиру купить, и друга развеселить, если он загрустил, да и самому развеселиться - когда человек чем-то занят, скучать ему некогда.

А теперь подумайте, насколько сегодня эта волшебная палочка – трудолюбия помогла вам решить ваши вопросы – если у вас получилось решить этот вопрос, то поднимите  хлопните в ладоши, а если вы хотите ещё раз испробовать её действие – тогда хопните 2 раза

Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми.

 Наглядные: использование движений для оценки, анализ модели.

Словесные: вопросы, пояснения, предложения.

Практические:

самоанализ с опорой на наглядность.

Это знания, ум

и трудолюбие

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют самооценку.

 

Дети смогли проанализировать на элементарном уровне свою деятельность и деятельность сверствников.