ФИО |
Пилюгина Марина Владимировна |
Образовательная область |
Познавательное развитие (ознакомление с предметным окружением) |
Тема занятия |
«От арабских цифр к роботам и компьютерам» |
Возрастная группа |
Подготовительная группа (6-7 лет) |
Цель |
Способствовать расширению знаний детей о значении открытий и изобретений в жизни человека |
Задачи:
|
Образовательная: формировать у детей представление о значении открытий и изобретений жизни человека, Закреплять умение анализировать ситуацию, выбирать оптимальное решение и умение соблюдать правила безопасности. Развивающая: развивать эстетический вкус, психические познавательные процессы: память (воспроизведение, запоминание), внимание (концентрация, распределение, переключение), мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), восприятие, связную аргументированную речь. Воспитательная: воспитывать уважение к достижениям человеческой цивилизации. |
Словарная работа |
закрепление: счёты, калькулятор, введение: ариямометр. |
Планируемый результат
|
дети познакомились со значением открытий и изобретений жизни человека, на основе анализа предложенных ситуаций их новые знания получили систематизацию, |
Подготовительная работа |
знакомство детей со счётами, и калькулятором, закладка в пособии на с. 61-62, заготовки пособий. |
Материалы и оборудование
|
· Презентация с слайдами по виртуальной экскурсии. · вкладка в пособии на с. 61 - 62; · карточки для дид. игры |
Технологическая карта
№ |
Этапы, продолжительность |
Задачи этапа |
Деятельность педагога |
Методы, формы, приёмы |
Предполагаемая деятельность детей |
Планируемые результаты |
1. |
Организационно-мотивационный этап (4 мин.) |
Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия |
Ход занятия Игра «Найди пару» в пособии (задание 1) или в лото - Сегодня мы поиграем в игру «Найди пару». Правила вы знаете. Нам надо найти среди волшебных предметов пару современным. Рас- смотрим картинки. В ходе игры перед детьми возникает затруднение - нельзя подобрать аналог волшебной палочке. - Скажите, а чем объединяются те пары предметов, которые мы уже подобрали?
|
Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Наглядные: демонстрация карточек с предметами, рассматривание. Словесные: указания, объяснения Практические: дид. игра.
|
Дети легко находят пары для всех предметов, кроме волшебной палочки.
Телевизор и блюдечко показывают, что происходит в мире; и на ковре, и на самолёте люди летают; избушка и дома на сваях стоят в болотистой местности; с помощью гуслей и магнитофона звучит музыка и т.д. |
Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. Дети взаимодействую с воспитателем, заинтересованно отвечают на вопросы |
2. |
Основной этап |
|||||
2.1 |
Этап постановки проблемы (1 мин.) |
Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме |
Правильно, они объединяются одним действием. А какое действие у волшебной палочки? А что или кто в современном мире выполняет желания? ( Бабушка, деньги, президент... ) (Ответы могут быть совершенно разные, но воспитатель объясняет, что все желания не выполнишь, например: президент не всегда может развеселить если тебе грустно а бабушка не может давать маленьким детям много денег – поскольку тратить их в своё удовольствие тоже нужно уметь. А ведь волшебная палочка выполняет все желания без исключения. Неужели нет ничего, что могло бы выполнить все желания? В: Как же нам узнать это?
|
Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Наглядные: рассматривание, сравнение Словесные: вопросы. Практические: визуальный анализ
|
Д: Она выполняет желания.
|
Активизируется внимание детей на поиск решения проблемы, предложенный педагогом. |
2.2 |
Этап ознакомления с материалом (15 мин.) |
Усвоение (закрепление, расширение) определённого объёма знаний и представлений о культурном явлении: музее. |
В: Тогда устраивайтесь удобнее смотрите. Давным-давно , и Древнем мире, люди, умели считать, а им очень было нужно торговать другими людьми, Назывались они арабами. И пот придумали они считать товар по количеству пальцев на руках. А чтобы не путаться, каждому пальцу присвоили свой знак – цифру. А потом придумали правила составления чисел больше 9 из цифр. Кто вспомнит, как называются эти числа? Правильно. Прошли годы, и с этими цифрамм познакомились люди на Европы. Они поняли, что этими цифрами легче и быстрее можно научиться считать. А считать им приходилось много, ведь они были большими путешественниками и торговали с очень многими народами. Рук буквально уже не хватало и тогда они подумали подумали и придумали первый счётный прибор. Как он называется? Правильно. Само название говорит о том, что может делать этот пробор. (Считать. ) Можно сказать, что счеты - это первый прибор, который помог людям выполнить их желание - считать много и долго. Подумайте, что помогло людям выполнить их желание, я продолжу рассказ. Через много лет люди очень захотели, чтобы счеты могли бы не только помогать человеку складывать, а вообще делали это сами, чтобы человек по ошибался. Подумали подумали люди и придумали другой прибор - арифмометр. (Воспитатель показывает изображение этого прибора. ) Это слово означает, что прибор может складывать и вычитать любые числа. Кнопками набираешь число, потом знак + и набираешь следующее число. Прокручиваешь ручку, и готово – на полоске из шифр набран правильный ответ. Современный прибор, который работает по тому же принципу, видите каждый раз, когда с мамой ходите в магазин, это касса. Как вы думаете, что помогло людям выполнить их желание? (Приборы) Правильно. Но ведь приборы откуда взялись, Подумайте еще. Между прочим, у вас сейчас тоже большое желание ответить на вопрос правильно. И вам точке это понадобится, чтобы выполнять свои желание. А я пока продолжаю. Еще прошло много лет, арифмометр конечно, - очень удобная вещь, но в карман не положить, А людям нужно считать и магазине, и на работе и дома Короче говоря, прибор должен был стать маленьким. Но думали надумали люди и придумали вот прибор (воспитатель показывает калькулятор), Теперь считать можно было угодно, Красота! Расскажите, кто у вас пользуется такими приборами и зачем? А вы догадались, что помогло людям получить желаемое? Что помогает вам ответить на интересующий вас вопрос? Вот уже совсем близко. Конечно, ум и знания помогают человеку выполнить его желания, но не только они. Подумайте, Физкультминутка «Робот» По только они. Подумайте, только ли люди можно угодно, по не очень быстро, в им хотелось такой прибор, который мог бы быстрее человека реагировать на изменения, например, когда человеку не учёному за большой скорости отреагировать на какие-то опасности, Подумали-подумали, вспомнили все, что знали, долго работали и изобрели новый прибор - компьютер. (Воспитатель показывает картинки с компьютерами) Вот так он выглядел вот так он выглядит сейчас. Как вы думаете, только ли знак- помогли людям выполнить их желания? (Нет, ещё они много работали.) Совершенно верно. Волшебной палочкой для любого человека становится его трудолюбие и любознательность, тогда все желания исполнятся. |
Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Наглядные: рассматривание, демонстрация слайдов презентации. Словесные: указания, объяснения, вопросы, рассказ. Практические: экскурсия, моделирование цели, физминутка, гимнастика для глаз
|
|
Дети смогли правильно ответить на все вопросы и теперь освежив представления о пройденном материале готовы приступить к реализации имеющихся знаний в ходе прохождения игровых этапов. |
2.3 |
Этап практического решения проблемы (5 мин.) |
Овладение действиями, способами решения проблемы |
Физминутка. А хотите поиграть в тех роботов, которые изобретут в будущем? Тогда вам понадобятся ваши знания и трудолюбие. Согласны? Знаки вам нужны будут, чтобы не путать право и лево, верх а трудолюбие поможет точно четко выполнять команды. (Воспитатель две команды, а дети их выполняют. Кто ошибается, тот вылетает из игры «в ремонт».) Работа в пособии на применение полученных знаний Задание 2. Внимательно рассмотрите картинки. Все эти предметы помогали людям считать в разное время, Расставьте правильно по порядку эти картинки от самой древней до самой современной. Задание 3. Покажите стрелками, как изменились предметы с течением времени. Что в них изменилось, а что осталось прежним? Какой предмет используется до сих пор? Почему? Задание 4. Как вы думаете, что может сделать робот за человека, а что нет? Почему? |
Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Наглядные: рассматривание, демонстрация, Словесные: вопросы, инструкция, пояснения. Игровые: дидактическая игра. |
|
Дети правильно выполнили все задания, в ходе взаимодействия друг с другом закрепили представления о культурном общественном месте: музее и правилах поведения в нём, дети действовали согласованно, прислушивались к указаниям педагога. |
3. |
Заключительный этап (5 мин.) |
Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки |
Скажите, можете ли вы теперь ответить на вопрос, что у современного человека есть вместо волшебной палочки? Да, при помощи этих помощников вы можете и денег заработать, и квартиру купить, и друга развеселить, если он загрустил, да и самому развеселиться - когда человек чем-то занят, скучать ему некогда. А теперь подумайте, насколько сегодня эта волшебная палочка – трудолюбия помогла вам решить ваши вопросы – если у вас получилось решить этот вопрос, то поднимите хлопните в ладоши, а если вы хотите ещё раз испробовать её действие – тогда хопните 2 раза |
Форма работы: совместная деятельность педагога с детьми. Наглядные: использование движений для оценки, анализ модели. Словесные: вопросы, пояснения, предложения. Практические: самоанализ с опорой на наглядность. |
Это знания, ум и трудолюбие
Дети выполняют самооценку.
|
Дети смогли проанализировать на элементарном уровне свою деятельность и деятельность сверствников. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.