Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского творчества ст-цы Темиргоевская
Занятие по экологии для дошкольников
«Весна в лесу»
Педагог дополнительного образования
Федорцова Е.П.
Программное содержание:
- Расширить представления детей о весенних изменениях в природе;
- Учить устанавливать простые причинно - следственные связи между изменениями в живой и не живой природе в весенний период;
- Уточнить представления детей о лесе и его обитателях (растениях и животных);
- Формировать интерес и желание бережного отношения к лесу и его обитателям;
- Углублять представления детей о жизни птиц и диких животных с приходом весны;
- Уточнить значение леса в жизни человека и правилах поведения в лесу.
Предварительная работа: дидактические игры «Животные и их детеныши», «Узнай дерево», «Угадай зверя по описанию»; рассматривание иллюстраций весеннего леса, изображений диких животных; чтение сказок о весне Н. Сладкова, стихотворений о перелетных птицах и диких животных; загадывание загадок о животных, явлениях природы; наблюдения за сезонными изменениями на участке, наблюдение в группе за срезанными ветками тополя и березы;
беседы о том, чего нельзя делать в лесу, о животных, о деревьях (лиственных и хвойных).
Оборудование и материалы: мягкая игрушка «Белый медведь», карточки с изображением диких животных, иллюстрации «Времена года», «Дикие животные», «Первоцветы», «Лес», еловые шишки, ветки березы с распустившимися листьями.
Педагог: Ребята, сегодня мы совершим с вами волшебное путешествие, как вы думаете куда - в лес! А волшебное потому, что в нем сокрыто столько загадок и тайн, что познакомившись хотя бы с частью из них, мы откроем настоящие чудеса!
Лес - это большой дом, стволы деревьев – это его стены, кроны деревьев – это крыша, а пол- это земля. В этом доме живут самые разные растения- деревья, кусты, травы и животные – насекомые, звери и птицы. Все в лесу друг другу нужны и никто не бывает лишним. А теперь - занимаем свои места и отправляемся в путешествие.
Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.
Педагог: А какое время года сейчас наступило?
Дети: Весна.
Педагог: Вот послушайте строчки о весне:
Отшумела злая вьюга
Стала ночь короче дня, Теплый ветер дует с юга, Капли падают звеня.
Солнце, землю нагревая,
Гонит с нашей горки лед,
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет. (Г. Ладонщиков)
- Посмотрите, кто пришел к нам в гости! Педагог показывает игрушечного белого медвежонка.- Это белый медведь, дальний родственник нашего знакомого бурого медведя, которого мы можем повстречать в нашем лесу! Он живет на далеком севере, где никогда не бывает весны, и никогда не тает снег. Он отправится в путешествие вместе с нами, а мы будем рассказывать ему о весне!
Какое время года было перед весной? Воспитатель демонстрирует опорные картинки с изображением времен года?
Дети: Зима . Педагог: А какое время года наступит потом?
Дети: Лето.
Педагог: А следом придет…?
Дети: Осень.
Педагог: И вновь наступает зима и год заканчивается. Скажите, какой месяц у нас за окошком?
Дети: Март.
Педагог: Март - это первый весенний месяц. Какие еще весенние месяцы вы знаете?
Дети: Это апрель и май.
Педагог: Есть народная пословица, которая может нам рассказать о каждом из них - Март с водой, апрель с травой, май с цветами. Как вы думаете, почему так говориться? Дети рассуждают.
Педагог: Дети, а как вы догадались, что к нам пришла весна? Что происходит в природе? Дети называют, а воспитатель показывает им опорные картинки.
Дети: День становиться длиннее, а ночь короче, солнце светит ярче и согревает землю, тает снег, бегут ручьи, появляются первые проталины, звенит капель.
Педагог: Дети, а что это такое? Ночью растет, а днем плачет.
Дети: Сосулька.
Педагог: Давайте вспомним, что еще бывает весной? Отгадайте загадку.
С тучи, как из решета,
Быстро капает вода.
Рады ей деревья, птицы!
Что же это за водица?
Дети: Дождик.
Педагог: Весной начинают идти дождики. Вот еще одна загадка: Что за ключ – не лежит,
А журчит да бежит?
Дети: Ручей.
Педагог: А почему весной появляются ручьи?
Дети: Тает снег.
Педагог: Дети, теперь мы превратимся в веселые ручейки, возьмемся все за руки и побежим по земле, согретые лучиками весеннего горячего солнышка.
Физкультминутка.
Ура, весенние деньки!
Бегут повсюду ручейки.
Журчат, струятся и поют,
И всех детей гулять зовут!
Педагог: А теперь давайте вернемся в наш лес. Что же изменилось с приходом весны там? Деревья и кусты по-своему приготовились к приходу весны! На их веточках стали набухать… почки. Дети подсказывают, а воспитатель демонстрирует ветки березы с почками. А кое-где уже из почек появились маленькие зеленые… листочки. Вот посмотрите, на наших веточках тоже распустились листочки. Скажите, почему листья так важны для нас?
Дети: Они дают кислород, которым дышат люди и все животные.
Педагог: Поэтому очень важно беречь деревья, деревья - наши самые большие друзья, без них не смог бы существовать человек и все живые существа. Недаром говорят: Леса – наше богатство.
Педагог: А для чего еще деревья нужны человеку? Что делают из дерева?
Дети: Из дерева строят дома, делают мебель, игрушки, посуду, бумагу, книги, карандаши и т.д.
Педагог: Дети, давайте не обижать наших друзей, беречь их, не ломать понапрасну их веточки, не срывать листочки!
А все ли деревья меняют свой внешний вид с приходом весны? Педагог показывает иллюстрации с различными деревьями? Какие деревья остаются зимой и летом одним цветом?
Дети: Ель, сосна.
Педагог: Правильно, это хвойные деревья. У них на веточках вместо листочков растут…иголки. А теперь назовите лиственные деревья?
Дети: Дуб, береза, клен, тополь.
Педагог: Ну что же, продолжим прогулку по нашему лесу. Вот мы вышли на лесную полянку и увидели, что снег еще не растаял, но кое-где уже появились проталины. А на проталинах, куда добрались солнечные лучи, можно встретить первые весенние цветы, которые появляются из-под снега. Педагог показывает картинки с первоцветами. Вот загадка про них.
Первый вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает!
Дети: Подснежник.
Педагог: А какие первоцветы вы знаете еще?
Дети: Мать-и-мачеха.
Педагог: Какие красивые цветы, правда, дети! Давайте расскажем нашему мишке, можно рвать цветы на лесной полянке и уносить букеты домой?
Дети: Нет, рвать цветы нельзя!
Педагог: Правильно! Они погибнут, и другие путешественники не смогут полюбоваться их красотой.
А теперь давайте пойдем по лесной тропинке дальше, и встретим других обитателей леса. Из берлоги после зимней спячки вылезает… бурый медведь, из своей норки тоже после зимней спячки появляется маленький колючий… ежик.
Давайте и мы вместе с нашими животными выйдем на лесную полянку и разомнемся.
Физкультминутка.
Раз: мы встали, потянулись,
Два: согнулись, разогнулись,
И в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
Руки ставим широко,
И вздохнули глубоко.
А теперь еще присядем,
И на стульчик тихо сядем.
Педагог: А вот, что я нашла под елкой, смотрите, сколько здесь разбросано шишек, но не целых, а кем-то погрызенных, и скорлупки рядом валяются. Кто здесь поработал? Педагог показывает детям шишки. Вот загадка про нее.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу!
Дети: Белка.
Педагог: Правильно! Как называется домик у белки?
Дети: Дупло.
Педагог: А вы помните, как меняется цвет ее шубки с приходом весны!
Дети: Серую меняет на рыжую.
Педагог: А какой зверь в лесу тоже меняет цвет своей шерсти?
Вот про него загадка.
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной.
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
Дети: Заяц.
Педагог: Дети, ответьте мне, зачем заяц и белка вновь меняют цвет своей шубки с наступлением весны? Белого зайца на зеленой траве легко заметить?
Дети: Чтобы быть незаметным.
Педагог: Кого еще мы можем встретить в лесу?
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу краса.
Кто же это?
Дети: Лиса. Педагог: А вот, посмотрите, кто к нам выходит из чащи?
Разбойник он серый,
Воет без меры.
Клыками - щелк!
Кто же это?
Дети: Волк.
Педагог: А теперь скажите, волк и лиса меняют цвет своей шкуры, с приходом весны?
Дети: Нет. Им не от кого прятаться.
Педагог: Ответьте, а мы сможем встретить в нашем лесу корову или козу? И почему?
Дети: Нет. Это домашние животные, они живут рядом с человеком.
Педагог: А как называются животные, которых мы повстречали в лесу?
Дети: Дикие.
Педагог: Недаром говорят весна – зарождение жизни. У всех лесных жителей весной появляются детеныши. Детеныши рождаются слабые и беспомощные, а мама долгое время прячет их в норке, кормит их молоком и защищает от врагов. Поэтому особенно весной в лесу нельзя шуметь и громко кричать, чтобы не испугать малышей. - А теперь поиграем в игру, каждый из вас получает карточку и должен называть взрослое животное и как зовут его детеныша. Дети берут по одной карточке, называют зверя и его детеныша.
Педагог: Давайте посмотрим, какие еще чудеса происходят с приходом весны? Весной возвращаются из теплых стран птицы. Как они называются?
Дети: Перелетные.
Педагог: По весне птицы начинают вить гнезда и высиживать птенцов. И если вам посчастливиться встретить в лесу гнездо с яйцами или птенцами, ни в коем случае не трогайте их потому, что тогда родители бросят свое гнездо и птенцы погибнут. – Но вы знаете, что не все птицы - хорошие родители. Одна птица не вьет гнезда, а откладывает свои яйца в чужие гнезда. Кто эта птица?
Дети: Кукушка.
Педагог: Вот наше путешествие и подошло к концу. Вам понравилось? Теперь давайте спросим нашего гостя - белого медвежонка, ему понравилось у нас в лесу? Он говорит, что понравилось, но ему пора отправляться к себе домой на Север. Давайте напомним ему, что интересного мы повстречали в весеннем лесу. Дети рассказывают.
Педагог: Теперь попрощаемся с ним - до свиданья мишка! Давайте скажем спасибо весне, за то, что она подарила нам длинные дни, за то, что нас согревает теплое солнышко, деревья скоро оденутся молодой листвой, зацветут цветы и вокруг станет очень красиво.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.