ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
Цели: Развивать смекалку, сообразительность, фантазию, стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
Задачи:
1. Образовательная:
- формировать знания детей о необходимости труда с целью удовлетворения потребностей;
- закреплять представление об аукционе как одном из видов торговли, когда товар приобретается после установления наивысшей цены;
- формировать умение устанавливать связи в технологии производства книги;
- формировать умение производить обмен валют в соответствии с курсом;
- закрепить понятия «поднять цену», «опустить цену».
2. Развивающая:
- развивать логическое мышление;
- умение использовать атрибуты в соответствии с выбранной ролью;
- развивать экономическую грамотность.
3. Воспитывающая:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Оборудование: ключи с вопросами (7 шт.), замок навесной; следы с вопросами (2 шт.); обруч; картинки «Как рубашка пришла в магазин?» (поле с хлопком, сбор хлопка, машина с хлопком, переработка хлопка, рулоны ткани, рубашка, рубашка в магазине), «Как книга оказалась в магазине?» (дерево, грузовая машина везет спиленные деревья, опилки, рулоны из опилков, рулоны бумаги, рулоны разрезаны на листы, книга , книжный магазин); рыбки со словами (дешево, расход, добро, экспорт, импорт, розница, убыток, трудолюбивый, мало), удочка; дорожный знак «р. «Наоборот»»; схема железнодорожного пути со станциями (ст. «Бюджетная», ост. «Денежная», ост. «Товарная», ост. «Денежная», ост. «Рекламная», ост. «Прибыльная»); вывески станций (ст. «Бюджетная», ост. «Денежная», ост. «Товарная», ост. «Денежная», ост. «Рекламная», ост. «Прибыльная»); картинки (квитанции об оплате, сладости, книги, продукты, аттракционы, игрушки, одежда); карточки со словами и картинками (корова, посуда, дрова для печки, здоровье, шапочка); ватман со словами, написанные в два столбика (велосипед, журнал, книга, мяч, конфеты, витамины, тяпка, кепка; киоск «Белсоюзпечать», Аптека, магазин «Продукты», магазин «Игрушки», магазин «Книги», магазин «Хозтовары», магазин «Одежда»); кроссворд; валюта (доллары, российские руб., гривны, литы, латы, франки, евро); флаги стран (США, Российская Федерация, Украина, Польша, Литва, Латвия, Еврозона).
Ход занятия
Ведущая: Ребята, смотрите, здесь висят ключи. Наверное, нам надо открыть ворота, подобрать ключ. Ворота откроются тогда, когда мы ответим на хитрые вопросы (висят ключи, на которых написаны вопросы).
1. Кто хозяин банка? (банкир)
2. Сколько орехов в пустом стакане? (0)
3. Сколько ушей у трех мышей? (6)
4. В какие ворота нельзя въехать? (закрытые)
5. В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Сколько кошек?(4)
6.Как называются иностранные деньги? (Валюта)
7.Как называется ввоз товара в страну? (Импорт)
(Ворота открываются, там сидит царь Горох и плачет)
Царь Горох: Вижу, вижу, сколько гостей сюда ко мне пожаловало (и ревёт).
Вед: Что ты ревешь, царь Горох?
Царь: Да приходила в моё царство инфляция и забрала гнома-эконома и разорила все моё царство. Помогите мне, пожалуйста. Вот инфляция оставила письмо (схема пути).
Вед: берет конверт и читает письмо: Если следы вы соберете, может, что-то вы найдете. Ну а если не найдете, то совсем вы пропадете.
Вопросы
1. Место, где деньги дают в долг, хранят и выплачивают (банк)
2. Место покупки, где можно торговаться (рынок)
3. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата, пенсия)
4. Место, где продают товар по строго установленным ценам (магазин)
5. Почему нельзя торговаться в магазине, как на рынке (на рынке цены свободные)
6. Что такое бартер (обмен товара один на другой)
7. Любой предмет, который можно купить или продать (товар)
8. Информация о товаре (реклама)
Собирают 2 следа
Куда же смотрят следы? В обруч (в обруче лежат картинки)
Вед: Вы цепочку по порядку разложите, но бежать вперед вы не спешите и всё объясните.
Дети раскладывают цепочку, как получается товар «Как рубашка пришла в магазин», «Как книга оказалась в магазине?»
Вед: Смотрите речка. Как она называется? (дети читают «Наоборот»). А вот и удочка.
Крепче удочку держи, а как рыбку поймаешь, слово ты прочти, к нему слово подбери и объясни (дети подбирают слова наоборот: дорого, доход, зло, экспорт, импорт, опт, прибыль, ленивый, много).
Дальше путь на поезде: Давайте сядем в вагоны и отправимся в путь, ведь нам надо что-то найти (дети рассаживаются за столы).
Смотрим по схеме первая станция «Бюджетная». В стране экономике все начинается с бюджета. Скажите, из чего состоит бюджет вашей семьи?
Игра-диалог: «Доход - расход»
Правила игры: воспитатель предлагает определить, является ли названное доходом или расходом семьи. Дети должны объяснить свои выбор:
Папа получил зарплату (Д), бабушка заболела (Р), Выиграли в лотерею (Д), Потеряли кошелек (Р), Продали часть урожая помидор (Д), нашли 100 долларов (Д), Порвались штаны (Р), Заплатили за воду (Р), Купили арбуз (Р).
Игра: «На что потратить семейный бюджет, а что может подождать».
Вед.: На этот конкурс приглашаются капитаны команд.
Вам за короткое время нужно будет разложить карточки в особом порядке:
На верхнюю полоску положить карточки, с картинками того, на что в первую очередь нужно потратить деньги из семейного бюджета, а на нижнюю – что может подождать. Обязательно объясните свой выбор.
(Дети выполняют и объясняют.)
Например:на столе лежат карточки с картинками: Квитанции (имеется в виду оплата коммунальных услуг, оплата д/с), Сладости, Книги, Продукты, Аттракционы, Игрушки, Одежда.
Ребенок раскладывает карточки: На верхнюю полоску: Продукты, Одежда, Квитанции (на это все тратятся деньги в первую очередь); на нижнюю полоску разместил: Книги, Игрушки, Сладости, Аттракционы (покупка этих вещей может подождать).
(Звучит музыка, путешествие продолжается)
Остановка «Денежная»: Я предлагаю вам решить экономические задачи. Нужно подумать, как разумно распорядится деньгами в разных случаях:
1. Папа решил подарить Сереже на день рождение велосипед. Скажите, в какое время года его можно выгоднее купить? Почему?
2. Как вы думаете, какая одежда дороже летняя или зимняя? Почему?
3. Чьи туфли дороже мамы или дочки? Почему?
4. Где будет дороже бутылка пепси-кола в пустыне или на севере?
5. Какие расходы бывают в детском саду?
6. Кот Матроскин. Я решил накопить денег и купить все что захочу, но пес Шарик утверждает, что не все продается и покупается. Разрешите наш спор.
Могу я купить: (детям раздаются карты, там написаны слова) корову, посуду, дружбу, хорошую погоду, дрова для печки, здоровье, шапочку?
7. Оля и Петя зашли в магазин «Игрушки». Мальчику хотелось купить конструктор «ЛЕГО», а мальчик не знал где его найти. В магазине было много людей. Как узнать, кто из них продавец? (Ответ: по спецодежде продавца и по бейджику; спросить у взрослого; найти человека за кассой и у него спросить, где продавец.)
8.Незнайка сообщает своим друзьям о поездке в Германию. Он берет 100 рублей, чтобы купить там подарки. Сможет ли он это сделать? Почему? (Ответ: на 100 рублей не сможет, так как там другие деньги. А если он обменяет их на валюту Германии, то сможет.)
9.В селе Простоквашино все любят мороженое. Как вы думаете, когда на него больше спрос: зимой или летом?(Летом, потому что летом жарко, и больше будет желающих охладится мороженым.)
Вед: Я вижу, что вы научились правильно считать и тратить деньги, отправимся до станции «Товарная».
Вопрос поступил от Дяди Федора. Ребята! Помогите! Собираюсь поехать в гости в деревню. Нужно купить подарки моим друзьям из Простаквашино. Мама мне составила список, где и что можно купить, а я его потерял.
Проверьте, правильно ли я написал, в каких магазинах можно купить эти товары (соедините линией, что и где можно купить):
Велосипед |
Киоск «Белсоюзпечать» |
Журнал |
Аптека |
Книги |
Магазин «Продукты» |
Мяч |
Магазин «Игрушки» |
Конфеты Витамины Кепка Тяпка |
Магазин «Книги» Магазин «Хозтовары» Магазин «Одежда» |
Наше путешествие продолжается. Остановка «Рекламная»
Для чего нужна реклама?
Какая бывает реклама?
Баба Яга предлагает послушать рекламу про мягкую игрушку.
Покупайте слона, он без уха и хвоста.
С красным, длинным языком и оранжевым звонком.
Любит он сидеть в углу и трубить ду-ду-ду.
Купят ли игрушку слона после такой рекламы? Почему?
Остановка «Прибыльная»
У вас появится прибыль, как только вы разгадаете кроссворд и по вертикали прочитаете получившее слово.
1. Учреждение, в котором хранятся деньги (банк)
2. Информация, которая помогает продать и купить товар (реклама)
3. То, что продается или покупается (товар)
4. В чем измеряется цена товара (деньги)
И получается по вертикали: неожиданная находка, принесшая дополнительный доход. Это КЛАД. Дети находят клад в шкатулке, там деньги разных стран, и идут в книжный магазин, где каждый себе покупает книгу за те деньги, из какой страны она прибыла. Над каждой полочкой висит флаг той страны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.