Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска сад № 373 «Скворушка» Дзержинского района
630089 , г. Новосибирск, ул. Лежена,21
Конспект открытого занятия
по опытно-экспериментальной деятельности
в подготовительной группе
«Вулкан»
Подготовила воспитатель:
Акимова Л.А.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Извержение вулкана»
Цель:
- Познакомить детей с природным явлением – вулканом.
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана.
- Стимулировать желание детей экспериментировать;
- Развивать положительное отношение к познанию окружающего мира.
- Развивать аккуратность и взаимопомощь
- Способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- ноутбук;
- макет вулкана;
- поддон;
- сода;
- уксус;
- сухая красная краска;
- моющая жидкость;
Предварительная работа: изготовление макетов вулканов.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я пригласила к нам в гости куклу Всезнайку. Как вы думаете почему ее так зовут (ответы детей)
- Правильно, Всезнайка знает все. Тема нашего сегодняшнего занятия : Вулканы.
- Всезнайка, ты можешь рассказать детям, что такое вулкан. Посмотри, какие макеты вулканов мы приготовили к занятию.
В одном из макетов у нас спящий вулкан, ты не могла бы помочь нам его разбудить.
Всезнайка: Да, конечно, я расскажу вам о вулканах и даже с помощью несложного опыта помогу вам разбудить ваш спящий вулкан.
- Ребята, отгадайте загадку:
Я плююсь огнем и лавой,
Я опасный великан.
Славен я недоброй славой,
А зовут меня (вулкан).
- Верно.
- Я предлагаю посмотреть презентацию о вулканах.
- Посмотрите, это на вид, обычная гора, называется спящий вулкан. А это та же самая гора, но только уже с извергающейся из нее лавой, огнем и дымом – это действующий вулкан.
На нашей планете очень много вулканов. Большая часть из них потухла и, казалось бы навсегда. Но они только спят и в любую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко., один раз в 100, а может быть и в 1000 лет. Есть вулканы,которые и не думают претворяться спящими, они дымят не переставая и время от времени из них вылетают камни, пепел и вытекает лава.
Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они всегда жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут спать очень долго. За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. У них есть специальные приборы, которые определяют, когда проснется вулкан. И тогда ученые предупреждают людей об опасности, а люди запасаются продуктами и одеждой,покидают свои жилища и уходят как можно дальше от вулкана. Извержение вулкана очень опасно для жизни людей, раскаленная лава разрушает здания и сжигает все на своем пути, перекрывает дороги. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.
Всезнайка: Ребята, посмотрите на этот вулкан и скажите,на что он похож, какой он формы. (ответы детей)
- Правильно, вулкан конусообразной формы. Давайте рассмотрим вершину вулкана, на что она похожа? (ответы детей)
- Верно, вершина вулкана похожа на большую яму, воронку. Эта часть вулкана называется кратер. В кратере вулкана имеется жерло, которое уходит глубоко под землю. Огненная масса, выходящая из вулкана называется лавой.
Воспитатель: Всезнайка, вот бы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана…
Всезнайка: Я с большим удовольствием научу вас очень интересному опыту, который поможет разбудить вулкан в вашем макете. Я смотрю, здесь и кратер имеется.
- Но сначала я научу вашего воспитателя, он покажет опыт вам.
(Всезнайка и воспитатель шепчутся).
Воспитатель: Спасибо, Всезнайка, сейчас я покажу опыт ребятам.
Воспитатель: Ребята, в воронку нашего вулкана мы вставим небольшой сосуд, это будет жерло вулкана. Сейчас приступаем к приготовления раствора, который поможет оживить вулкан. Мне Всезнайка дала формулу его приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и несколько капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующей жидкостью самостоятельно пользоваться нельзя.. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю немного уксуса. Посмотрите что происходит.
Воспитатель: Всезнайка, спасибо тебе за такой интересный рассказ и опыт, приходи к нам еще в гости, мы будем рады.
Ребята, а вам понравилось занятие?
Что понравилось больше всего?
Какую фигуру напоминает вулкан?
Что извергается из вулкана?
Чем опасны вулканы?
Как называют людей, которые изучают вулканы?
Для чего они это делают?
Молодцы, все запомнили, а сейчас я предлагаю вам нарисовать вулкан.
Дети рисуют, и по ходу рассказывают где вершина, кратер, лава и тд
Используемая литература: Тугушова Г. П., Чистякова А. Е., экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста 2010г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.