Конспект занятия по образовательной области «Изобразительное искусство» (лепка) в средней группе интегрированного обучения и воспитания по теме: «Лепка горшка»
Задачи:
-формировать понятие о гончарной мастерской, работе гончара;
-обогатить знания детей о свойствах природного материала - глины, о значении этих свойств для изготовления изделий;
-развивать умение лепить посуду с помощью колбасок и жгутиков;
-развивать память, мышление, внимание;
-развивать мелкую моторику рук;
-воспитывать интерес к национальной культуре, развитие речевых навыков через художественную деятельность;
-воспитывать самостоятельность, творчество, интерес к лепке.
Материал: картинки правила поведения в мастерской, изделия из глины (магниты, свистульки, сувениры, посуда разного предназначения), глина, доски для глины, салфетки, вывеска «Гончарная мастерская», презентация «Глиняная посуда».
Предварительная работы: подбор материала для создания презентации, проведение опытов с глиной, знакомство со свойствами глины, беседы
Ход занятия.
Дети входят в группу (зал) в шапочках и фартуках. На дверях вывеска «Гончарная мастерская». В группе (зале) выставка глиняных изделий, столы подготовлены для лепки.
-Мы с вами пришли в гончарную мастерскую. Сегодня я вам расскажу что такое гончарная мастерская, кто там работает и что он делает. Но это ещё не всё у нас ещё одно задание: в нашу группу пришло письмо от медведя из сказки «Теремок». Он разрушил дом зверей и просит нас построить новый.
-Мы с вами построим дом из глины в виде горшка. Согласны? (Да)
-Ребята, а что на вас надето? (Фартуки и шапочки).
-Верно. А как вы думаете, зачем мы надели их? (Чтобы не вымазать одежду.)
-Скажите, как нужно вести себя в мастерской? (Нельзя трогать руками, нельзя бегать, нельзя толкаться, нужно быть внимательным и аккуратным)(показ картинок).
-Ребята смотрите, что это такое? (воспитатель подходит к столу с изделиями из глины) (Это горшки, кувшины, свистульки, сувениры)
-Из чего эти все предметы сделаны? (Из глины)
-Верно. Значит они какие? (Глиняные)
-Ребята возьмите вот эти свистульки и попробуйте посвистеть. Сначала посвистят девочки. А теперь мальчики. (Дети свистят) Вам понравилось?
- Верно. Ребята, что же такое глина? Давайте подойдём к мультиборду и я вам расскажу. (Показ презентации)
1. Глина – это природный материал. Она добывается из земли, обычно в тех местах, где когда-то проходили реки или в карьерах. Она бывает разного цвета: красная, коричневая, серая, белая. Ее цвет зависит от того, какие минералы входят в ее состав. Например, белая глина называется каолин, в основном состоящая из каолинита. Каолиновую глину в основном используют для производства фарфора, фаянса, бумаги, резины, пластмасс, красок, он входит в состав косметических изделий (под названием «белая глина»).
Давайте вспомним, какие свойства есть у глины?
Глина бывает сухой и мокрой. Сухая глина твердая, но не такая твердая, как камень: она крошится, имеет светлый коричневый цвет. Мокрая глина мягкая, пластичная, меняет форму, имеет темный коричневый цвет. Она – мягкая, податливая и пластичная, поэтому из нее легко лепить.
Дружит ли глина с водой? Глина плохо впитывает воду, медленно намокает. Глина - плохой проводник воды. Глине нужно время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.
2. Как люди научились делать глиняную посуду?
Много тысяч лет тому назад на Земле жили первобытные люди. Кто-то из них однажды заметил, что глина мягкая и податливая, из нее можно лепить. Попробовал древний человек слепить горшок. Первые горшки пропускали воду, трескались и легко ломались. Однажды кусочек глины случайно попал в костёр, а когда прогорел, оказалось, что этот кусочек глины стал прочнее, почти как камень, и уже не размокал в воде. С тех пор люди стали лепить из глины и обжигать на огне самые разные вещи, но прежде всего – посуду.
Люди хранили в них разные продукты: овощи, фрукты, зерно.
3. Прошло время и люди придумали специальное приспособление для изготовления глиняной посуды. Называлось оно – гончарный круг. А чтобы посуда стала более прочной, стали обжигать ее в специальных печах.
4. Людей, которые занимались изготовлением глиняной посуды, стали называть гончарами. Гончар брал кусок глины, помещал в центр круга и вращая его, придавал форму будущему горшку.
5. Шло время. Постепенно люди научились делать посуду разной формы: горшок, кувшин, тарелка.
6. Сейчас, чтобы глиняная посуда была прочной, ее обжигают на заводе в печи при очень высокой температуре. А чтобы изделия гончаров были еще и красивыми, их расписывают художники в мастерской. Глиняную посуду называют керамикой.
-А сейчас давайте пройдем на свои рабочие места. Нам ведь нужно слепить домик для зверей. (Дети подходят к столу и занимают свои места)
-Сейчас давайте разомнём наши глазки.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
-Ну а для того, чтобы пальчики наши были послушные, нужно их размять. Покажите мне свои пальчики. Делаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев»
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.)
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб творить и чтоб лепить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Практическая работа.
-Можно, ребята, сегодня я буду старшим мастером и научу вас лепить домик. А домик у нас будет в виде горшка.
-Мы с вами будем лепить горшок с помощью колбасок и жгутиков. Сначала надо сделать донышко, скатать шарик и превратить его в лепешку, сжав шарик между ладонями. Потом катаем колбаски сначала в руках между ладонями, более тонкими и ровными делаем их на клеенке. На донышко по кругу накладываем эти колбаски, приминая их друг к другу.
-Ребята, кто сам хочет сделать горшок? (Миша, Алиса, Захарий)
- Начинаем работу. Берём кусочек глины, я делаю донышко, а вы катаете колбаски и приносите мне. Так мы вместе сделаем горшок. (Воспитатель делает донышко и выкладывает колбаски по кругу, которые катают дети.)
-Ребята, посмотрите, какие красивые горшки у нас получились. Вам нравиться? Мне тоже. Можно ли их уже сейчас использовать? Почему? Что же нужно сделать? (Обжечь).
-А сейчас поставим их на стол, чтобы они подсохли. Когда он высохнут, мы их разукрасим цветными красками. Медведь и звери из сказки будут довольны.
-Ребята, кому нравиться работать с глиной? Кто хочет стать мастером гончарного дела когда вырастет? Ну, тогда наши уроки лепки вам в этом помогут.
-А нам пора возвращаться в детский сад.
Но сначала давайте вспомним кто такой гончар? чем он занимается?
Что вам понравилось? Почему? Что нового вы узнали сегодня? Что расскажете своим родителям? Что вам было сложно сделать?
Хотите ещё прийти в гончарную мастерскую?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.