Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Д"
Оценка 4.7

Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Д"

Оценка 4.7
docx
10.03.2021
Конспект занятия по обучению грамоте "Буква Д"
звук д.docx

Конспект занятия по обучению грамоте.

Тема "Звуки [Д]-[Д’]. Буква Д"

Программные задачи:

Образовательные:

·         познакомить с артикуляцией звуков [д], [д’];

·         совершенствовать понятия о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков;

·         совершенствовать умения в определении места звука в слове;

·         познакомить с буквой Д.

Развивающие:

·         развивать фонематическое восприятие, речевую активность, зрительное внимание, творческое воображение, память, мышление, общую, тонкую и артикуляционную моторику;

·         упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.

Воспитательные:

·         воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом;

·         воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: картинка дятла и дрозда, предметные картинки, сигнальные карточки (звуковички синего и зелёного цвета), мяч, картинк с буквой Д, символы звуков, звуковые фишки, схемы для определения места звука в слове, слоговой поезд, зеркала.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

“Прогулка по лесу” начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает? ” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

Мы сегодня попали в сказочный лес, а живут здесь разные птицы, а кто это, вы узнаете, отгадав загадки:

В певчем деле эта птица,
Прямо скажем мастерица,
Родственник он воробья
И напарник соловья.

·         Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий … 
(Дрозд)

·         В лесу, под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
"Здорово, дрозд, приятель!"
И ставит подпись ...

·         В красной шапке птица ходит.
И в коре жуков находит.
Это давний мой приятель.
А зовётся птичка ... 
(Дятел)

 

 

Логопед: Правильно. Посмотрите, какие они? (ответы детей).

2. Повторение пройденного материала

Какой первый звук слышится в слове дрозд? [д].

Какой первый звук слышится в слове дятел? [дь].

Вы ребята в детском саду можете всё рассказать про эти звуки. Тогда проходите и садитесь на стульчики

3. Сообщение новой темы: Сегодня мы познакомимся с этими звуками и с буквой Д.

Логопед: Дрозд улетает в теплые края и не слышит как стучит дятел по дереву. Давайте мы ему покажем. Рот открыт, а язычок стучит по «бугорочкам».  Возьмите зеркала и постучите как дятел д-д-д. Молодцы.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Давайте дадим характеристику звуку [д]. Мы можем пропеть этот звук? Тянется ниточка? Почему? Значит какой он? (согласный). Звук [д] звонкий или глухой? (звонкий). Как мы можем узнать? Звук [д] твердый или мягкий? (может быть твердым и мягким). В названии нашего перелётного гостья он твердый – Дрозд [д], а в слове дятел – мягкий [дь].

Какими цветами обозначаем твердый и мягкий согласный?

Еще раз дадим характеристику звука [д]: согласный, звонкий, может быть твердым и мягким. Молодцы!

Теперь Дрозд знает, как стучит дятел и характеристику этого звука.

5. Закрепление нового материала.

Игра «Сигнальщики».

Логопед: Я принесла вам сигнальные карточки, хочу с вами поиграть и узнать кто из вас самый внимательный. Я вам буду называть звуки. Если услышите звук [д] поднимаете синюю карточку, звук [дь] – зеленую. Возьмите в руки сигнальные карточки.

Слушайте внимательно: д, д, дь, д, дь, дь, д, дь, д, д, дь, д.

А теперь труднее: да, дя, до, ду, ди, да, де, ду, ды.

Еще труднее: дом, дело, дача, душ, дети, дупло, диван, день, дым.

Игра «Наоборот» ( с мячом)

Логопед: Я буду называть вам слоги с твёрдым звуком [Д], а вы меняйте его на противоположный: мягкий [ДЬ].

Да – да – дя – дя

До -

Ду -

Ды -

Ад – ад – адь – адь

Од –

Уд –

Ид -

Ада –ада - адя - адя

Одо –

Уду –

Иды -



Игра «Раздай подарки» (с картинками)

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:

Если твёрдый согласный звук Д, то подарок отдадим Дрозду, если мягкий согласный, то дятлу.

1.      Кто приходит,

Кто уходит, —

Все ее за ручку водят. (Дверь)

2.      Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево)

3.      К вечеру умирает,

Поутру оживает. (День)

Не живая, а идет,

4.      Неподвижна, а ведет. (Дорога)

6. Физминутка. “По дорожке”

По дорожке, по дорожке
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

7. Знакомство с буквой. (Буква д).

Логопед: - На что похожа буква д?

Это домик – буква Д
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.

На что еще похожа буква Д?

Буква Д из пальцев: указательный и средний пальчики правой руки опущены вниз и разведены в стороны, а остальные сжаты в кулак; указательный палец левой руки образует «перекладину» под пальцами правой руки.

Физминутка. Игра с пальчиками: «Дом и ворота» (взрослый произносит вместе с ребенком стихотворные строки, выполняя при этом действия руками):

На поляне дом стоит - Пальцы обеих рук соприкасаюсь, локти разведены, — «крыша».

Ну, а к дому путь закрыт. - Обе руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие пальцы — вверх — ворота».

Мы ворота открываем, - Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем

Игра «Собери букву»

Логопед: Буква Д рассыпалась, давайте покажем как нужно собрать букву Д.

8. Формирование навыков чтения и печатания.

 Звуковой анализ слов дом, дым (составление схем слов из кружков разного цвета, анализ слов: называть первый и последний звук в словах, назвать и подсчитать гласные звуки в словах).

Составление слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание печатными буквами.

Игра «Слоговой поезд» (с вагонами)

Логопед: Нам надо помочь нашим птицам, и доставить их подарки на поезде. Но необычным способом, разделить слова на слоги, посчитать сколько слогов. Потом определить в какой вагон отправить подарок. Если в слове 1 слог 1 хлопок), то значит в первый вагон. Если у слога, то во второй .

9. Подводится итог занятия.

Педагог спрашивает детей, что они нового узнали на занятии, в какие игры играли, что было трудным, кто успешнее справился с заданиями и т. д.

 

 

 


 

Конспект занятия по обучению грамоте

Конспект занятия по обучению грамоте

Логопед: Дрозд улетает в теплые края и не слышит как стучит дятел по дереву

Логопед: Дрозд улетает в теплые края и не слышит как стучит дятел по дереву

Неподвижна, а ведет. (Дорога) 6

Неподвижна, а ведет. (Дорога) 6
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2021