Филиал №2 "Звёздочка" МБДОУ детского сада № 129 г. Пензы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
" БУКВЫ "к", "К"
Воспитатель: Шаманова Татьяна Ивановна
г. Пенза
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цель:
совершенствование навыка проведения звукового анализа слов.
Задачи:
· познакомить дошкольников с согласной буквой "к" для обозначения согласных звуков [к] , [к'];
· закреплять правильное и чёткое произношение звуков;
· развивать внимание, речь, мышление , мелкую моторику руки;
· воспитывать усидчивость, доброжелательные отношения друг к другу.
Оборудование и материалы: пенальчики с квадратиками трёх цветов (синего, красного, зелёного); карточки- схемы слова из трёх звуков; цветные и простой карандаши; тарелочки с буквами "К", "к"; плакат "Алфавит"; предметные картинки с изображением кота, кита; тетради; счётные палочки, мячик.
Активизация словаря: "почмакали", "умеет ласкаться", "гоняться за клубком", "вроде рыба", "шлёт фонтаном привет", "чудо-юдо рыба", "села галочка", "поныне сидит","выгнет спинку", "жмурит глазки и урчит", "хруст".
Непосредственная образовательная деятельность
1. Орг. начало. Утреннее приветствие "Здравствуйте!"
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок, (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки, (показываем губки)
Здравствуйте, зубки. (показываем зубки)
Губками «почмокали» , («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали», («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали , (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» сказали. (хором здороваемся)
2. Введение игрового момента. Звуковой анализ слова-отгадки.
· Воспитатель загадывает загадку, хвалит детей за верный ответ, показывает слово- отгадку на предметной картинке.
Загадка:
Кто
умеет умываться
Без водички - языком?
И мяукать, и ласкаться,
И гоняться за клубком? (кот)
· Проводится звуковой анализ слова "кот" :
первый звук [к]- согласный, твёрдый, обозначаем синим квадратиком,
второй звук [о]- гласный, обозначаем красным квадратиком,
третий звук [т]-согласный, твёрдый, обозначаем синим квадратиком.
Загадка:
Вроде рыба, вроде нет –
Шлёт фонтаном всем привет.
На волнах весь день лежит
Чудо-юдо рыба-… (кит).
· Проводится звуковой анализ слова "кит":
первый звук[к' ]- согласный, мягкий, обозначаем зелёным квадратиком,
второй звук [и] - гласный, обозначаем красным квадратиком,
третий звук [т]- согласный, твёрдый, обозначаем синим квадратиком.
3. Сравнение звуков, подбор слов со звуками.
Воспитатель предлагает детям произнести первые звуки в словах "кот" и "кит"; спрашивает, чем эти звуки отличаются и просит дошкольников назвать слова со звуками [к] ,[к '], стоящими в начале, в середине или в конце слов.
4. Обозначение звуков буквой.
Педагог хвалит воспитанников за верные ответы и сообщает о том , что согласные звуки [к] и [к'] обозначаются одной согласной буквой "к"; читает про букву стихотворение; предлагает детям найти её на плакате "Алфавит" и в своих тарелочках, а затем приложить маленькие буквы "к" к квадратикам на карточке- схеме разбираемых слов "кот" и "кит". Воспитатель выясняет у дошкольников, а зачем нужна большая буква "К". Выслушав ответы мальчиков и девочек, педагог подтверждает, что действительно, большая буква "К" пишется в именах, фамилиях людей, названиях городов, стран и предлагает назвать такие слова.
Стихи про букву.
· На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит –
Буквой «К» на нас глядит.
· "К " – на клоуна похожа,
Ручка вправо, ножка - тоже.
5. Дети прописывают букву в воздухе, а затем выкладывают букву из счетных палочек.
6.Физкультминутка "Кот Маркиз".
То прогнёт,
То выгнет спинку,
Лапку вытянет вперёд –
Это делает зарядку
Наш Маркиз-
Пушистый кот.
Чешет он себя за ушком,
Жмурит глазки и урчит.
У Маркиза все в порядке:
Когти, шерсть и аппетит.
7. Дидактические игры
Игра с мячом "Измени слово"
(назвать слова, которые начинаются со звука [к])
рот - ...(кот) маска- ...(каска)
дом -...(ком) норка -...(корка)
розы - ...(козы) парта - ...(карта)
роса - ...(коса) ложка - ...(кошка)
"Доскажи словечко"
· Жеребёнок с каждым днём
Подрастал и стал... (конём).
· Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, ...(карандаш).
· Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я... (капуста).
Чистоговорка
ко-ко-ко- мяч подкинем высоко,
ко-ко-ко - звук услышим мы легко,
ку-ку-ку - вот кукушка на суку,
ку- ку-ку - пирожки для всех пеку,
ак-ак-ак - скачет на коне казак,
ок-ок-ок - мы по кочкам прыг да скок,
ык-ык-ык - на ковёр наш котик прыг
Гимнастика для глаз
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть,
Мы закроем быстро глазки
И откроем их опять.
Чтобы время не терять,
Будем мы сейчас моргать.
А теперь нам надо встать,
Один пальчик вверх поднять,
Посмотреть сначала вверх,
А потом на пальчик.
8. Пальчиковая гимнастика "Угостим всех кашей"
Каша в поле росла,
К нам в тарелку пришла.
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим:
Птичке невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрёшке,-
Всем дадим по ложке!
9. Работа в тетради.
Дошкольники печатают и раскрашивают буквы "к", "К" в тетради, объясняют выбор цветного карандаша (буква согласная, значит берём синий карандаш).
10. Рефлексия.
Воспитатель просит ребятишек назвать новую букву, с которой познакомились сегодня на занятии; хвалит воспитанников за верные ответы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.