Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Согласные звуки [в], [в»], буква В, в»
ЦЕЛЬ: знакомство с согласными звуками [в], [в»], буквой В, в.
Задачи: Образовательные: учить детей характеризовать звуки “В”, “Вь”. Формировать понятия “согласный, твердый, звонкий”, “согласный, мяг- кий звонкий” звук. Формировать на- выки звукобуквенного анализа слова.
Развивающие: развивать умение анализировать предложения, слова, слоги. Закрепить умение дифференцировать звуки по признаку твердо- сти-мягкости.
Воспитательные: создавать ус- ловия для социализации детей; соз- давать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания; воспи- тывать выдержку, умение выслушать товарищей.
Материал: демонстрационный: буква В, картинки с предметами со звуком (В), клубок.
Методы и приемы: эмоциональный настрой, игровая мотивация, словес- ный, наглядный, практический; со- вместная речевая деятельность, физ- культурная минутка.
Ход занятия. I Водная часть
Сейчас мы с вами будем здоро- ваться, но делать это мы будем не- обычным способом.
Скажем «Здравствуйте» руками! Скажем «Здравствуйте» ногами! Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом и занятие начнем.
II Организационная часть.
Педагог предлагает детям, у ко- торых окажется в руках волшебный
клубочек, ответить на вопросы. (Дети передают клубок пока звучит погре- мушка, потом у кого оказался клубок отвечает на вопросы)
- Что такое буква?
- Что такое звук?
- Какие бывают звуки?
- Назови любой звук.
- Назови гласный звук
- Назови слог.
- Назови слово.
III Основная часть.
Беседа. Воспитатель: Ребята, я знаю много имен мальчиков и девочек:
Ваня, Валера, Василиса, Влада Воспитатель: какой звук вы чаще
слышите, он твердый или мягкий
Вот еще имена: Вика, Вероника, Виолетта, Вик- тор, какой звук вы чаще слышите в этих именах, ка- кой он твердый или мягкий Сегодня мы познако- мимся со звуком (В), (В
мягкий) и буквой (В)
Воспитатель: Давайте произнесём звук (В)
Дети произносят звук, вместе с воспитателем
-Чем мы произносим звук [В]? (губами и языч- ком)
-Во время произноше- ния звука наши верхние губы касают- ся нижней губы, и выходящий воздух встречает преграду.
-Как вы думаете, звук [В] гласный или согласный? (согласный)
-Почему он согласный? (он не по- ётся, и струя воздуха встречает пре- граду)
- Ребята, а скажите мне как вы ду- маете звук (В) звонкий или глухой
-Итог: звук [В] – согласный, он бы- вает твердый и мягкий, по звучанию он звонкий.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости! Назовите вместе, как зовут этого медвежонка (Винни-Пух). Какой звук вы слышите в его имени?
Ребята, а он кокой твердый или мягки?
Ответы детей…
Воспитатель: Мишка, говорит хо- чет с нами побывать на занятии, раз- решим ему?
Проговаривание чистоговорок. Воспитатель: предлагаю вам и Ви-
ни-Пуху поиграть в игру, вы будите на- зывать слог, начало чистоговорки, а я
буду проговаривать ее окончание.
ВА-ВА-ВА – у Вани есть сова
ВО-ВО-ВО – воду возит водовоз ВУ-ВУ-ВУ – я вам букву назову ВЫ-ВЫ-ВЫ – у совы сливы.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали,
Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за столы мы все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем И работать продолжаем.
Упражнение: «Найди место звука в слове»
Воспитатель: Ребята, Винни- Пух говорит мне, что он тоже приготовил для вас очень интересные задания.
Посмотрите он принес нам картин- ки, давайте на зовем, что на них нари- совано.
Все эти слова содержат звук (В), давайте определим место звука в сло- ве.
В-П говорит, что вы все молодцы, хорошо выполнили задание.
«Разноцветные квадратики»
А теперь давайте выполним следу- ющее.
В-П приготовил для вас квадрати- ки, синие и зеленые, они лежат у вас на столах. И записал для вас следую- щие слова, вот они (слова написаны на карточках). Задание заключается в следующем, я буду читать вам слова, а вы как услышите твердый звук (В) по- казываете синий квадратик, если мяг- кий зленый.
Ветер, ваза, ведро, вагон, Витя, весна, вата, ванна.
III Заключительная часть.
-Ребята, Винни Пуху очень понра- вилось у нас на занятии, но ему пора уходить! Давайте попрощаемся с ним.
-С какой буквой мы сегодня позна- комились? С каким звуком?
-Вам понравилось на занятии? Что показалось сложным?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.