Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте «4 стихии»
Оценка 4.6

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте «4 стихии»

Оценка 4.6
docx
13.09.2022
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте «4 стихии»
конспект занятия четыре стихии.docx

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте «4 стихии»

Задачи:

 Познавательное развитие

1. развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами

 2. способствовать накоплению детей конкретных представлений о свойствах воды. Уточнить и закрепить знание детей о круговороте воды в природе, о значении воды

 3. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выдвижение предположений, отборов способов проверки и достижения результата

 4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности.

Речевое развитие

1. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах

 2. Развивать словарь, за счет расширения представлений об окружающем мире

Социально-коммуникативное развитие

Способствовать развитию умений детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата

Тема: "4 стихии"

Цель:

 - Совершенствовать знания детей о необходимых условиях (вода, воздух, огонь, земля) для жизни живых организмов (человека, животных, растений) ;

 - Закрепить знания о живой и не живой природе;

 - Познакомить с понятием символ, схема, учить понимать схемы;

 - Учить проводить самостоятельно опыты, делать выводы;

 - Дать понятие о стихийных бедствиях;

 - Воспитывать социальные навыки: уважительное отношение к товарищам во время спора, учиться не перебивать друг друга, дослушивать до конца, уважать чужое мнение.

перед занятием:

 - расставить столы на 4 группы, на столе каждой группы поставить символ «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»;

 - на столе «Вода»

 5-6 салфеток,

 лист «денежного дерева» (любого комнатного растения, хорошо выделяющего сок,

 овощ, фрукт или ягода (сочный,

 схема «связь вода – предмет»

 - на столе «Земля»

 банка с различными слоями почвы,

 коллекция «железная руда»

 - на столе «Воздух»

 мыльные пузыри,

 кусочек земли (можно взять из цветочного горшка,

 одноразовый пищевой пакет,

 схема «связь воздух – предмет»

 - на столе «Огонь»

 мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита)

 - на доске вывешиваем схему: в центре человек, соединенный стрелкам с символами «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли», расположенных по четырем углам доски;

 - по четырем углам ковра разложить символы «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли»

 Оборудование и материалы:

 - символы (маленькие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (для детей) ;

 - материал для схемы «Связь человека с водой, воздухом, огнем и землей» (человек, символы, 4 стрелки) ;

 - символы (большие) «Воды», «Воздуха», «Огня», «Земли» (на каждый стол + на ковер) ;

 - лист любого комнатного растения;

 - овощ, фрукт или ягода;

 - салфетки;

 - банка с образцами почвы;

 - коллекция «железная руда»;

 - мыльные пузыри;

 - кусочек земли;

 - пищевой пакет;

 - мешочек с предметами (свеча, бенгальский огонь, спички, зажигалка, игрушечная плита) ;

 - фотографии стихийных бедствий.

 Индивидуальный материал:

 - символы четырех стихий по количеству детей

 

 ХОД ЗАНЯТИЯ:

 1. Организационный момент

 - Ребята, чтобы попасть к нам на занятие, вам нужны входные билеты. Возьмите кружок (круги подаем белой стороной, переверните его и внимательно рассмотрите.

 2. Знакомство и работа с символами

 - У кого такая картинка (показываем «воду»? Как вы думаете, что нарисовано? – Это вода. Вы будите водой.

 «Воздух», «Огонь», «Земля» (аналогично)

 - У каждого из вас в руках символы, картинки обозначающие «Воду», «Воздух», «Огонь» и «Землю»

 Встаньте вокруг таких же символов на ковре. (Воспитатель встает в центре ковра)

 - Ни кто не ошибся? Сейчас проверю.

 Игра «Кого назову, покажи свой символ»

 - Если скажу «Вода», подымают символ те дети, у которых на кружке изображена вода. (аналогично) «Воздух», «Огонь», «Земля»

 3. Знакомство со схемой

 - Ребята, вам знакома пословица «Солнце, воздух, земля и вода нам полезные всегда»?

 - Обратите внимание, я встала в центре ковра. Я – это человек. А теперь отгадайте загадку: «Что от всех болезней мне всего полезней? »

 - Как думаете, вы? (показываю на «Воду») А вы? (показываю на «Воздух») «Огонь», «Земля» (аналогично)

 - Вы все правильно сказали. Солнце, т. е. огонь, воздух, вода и земля не только полезны, но и необходимы для жизни человека.

- А теперь (не сходя с места) посмотрите на доску. Что вы видите? (подвести к мысли о том, что и на ковре и на доске изображено одно и тоже)

 - Это схема (воспитатель подходит к доске). Вот вы (показываю ВВОЗ, а это я – человек. И обозначает эта схема то, что создала природа, окружающая человека среда, все необходимые условия для его жизни. Если хоть один кружок убрать, то человек погибнет.

 - А кто еще изображен рядом с человеком? (ответы детей) А почему они нарисованы в центре схемы вместе с человеком? (ответы детей)

 - Правильно, и животным и растениям, всему живому необходимы ВВОЗ. Догадались, о чем наше занятие? О «Воде», «Воздухе», «Огне» и «Земле». Приглашаю вас за столы, но не забудьте что, вы «Вода», вы – «Воздух», вы – «Огонь, а вы – «Земля»

 4. Закрепить знания о живой природе

 - Вы играли в игру «Природа – Не природа». Умеете отличать, что создала природа, а что сделано руками человека. И сейчас вы сами расскажите, что создала природа (подходим к столу «Вода») – дети дают ответы (реки, моря, морские животные, рыба)

 «Воздух» (аналогично) – небо, облака, воздух

 «Огонь» (аналогично) – пламя, солнце, тепло и свет

 «Земля» (аналогично) – почву, растения, цветы, т. д.

 - Природа создала все необходимое для жизни человека, для живых организмов. И когда-то давно древним людям всего этого хватало. Есть вода можно – пить, мыться, ловить рыбу; есть воздух – значит можно дышать; есть огонь – значит будет свет и тепло; есть земля – есть пища (ягоды, грибы, овощи и фрукты) .

 4. Обобщить знания о неживой природе

 - Прошло время людям стало этого мало. Стали они думать как улучшить свою жизнь, условия жизни. Где-то надо жить – нужно построить дом, необходимо перебраться на другой берег реки – нужно построить лодку. НО как это сделать? Ведь у них и есть только ВВОЗ. Вот и стали люди использовать ВВОЗ, стали создавать предметы, сделанные руками человека. А ВВОЗ стали лучшими помощниками человека. А как человек использует ВВОЗ, об этом вы расскажите сами. Чем вы помогли людям? И начнем мы …

 Загадываем загадку:

 Черная, сыпучая,

 В полях насыпана кучами.

 Можешь ты ее капать

 И растения сажать.

 … С «Земли». (воспитатель подходит к столу «Земля»)

 Есть пословица: «Кто мать сыру землю любит, голоден не будет» Почему так говорят? Что дает нам земля? (ответы детей) Люди используют не только то, что на земле растет, но и саму почву.

 Знакомство с составом почвы

 - Посмотрите и назовите, из чего состоит почва? (показываем банку с разными слоями земли, дети дают ответы)

 - Верхний слой земли называется перегной – это остатки погибших животных и растений, благодаря этому слою в почве растут растения и он служит некоторым животным домом.

 - Песок. Для чего используют песок? (ответы детей) Из него делают стекло, а зачем людям стекло? (ответы детей)

 - Что делают из глины? (ответы детей) посуда, кирпичи

 - Как используют камни? (ответы детей) дороги, дома  Перед вами коробка с железной рудой (разные кусочки железа) и это все человек научился добывать из земли. Из руды он делает метал. А что делают из метала? (ответы детей)

 Опыты с воздухом

 Загадываем загадку:

 Через нос проходит в грудь

 И обратный держит путь.

 Он невидимый и все же

 Без него мы жить не можем.

 - О чем моя загадка? (воспитатель подходит к столу «Воздух») А где прячется воздух?

 Давайте проведем опыт:

 а) (называем ребенка, возьми бутылочку с мыльными пузырями, подуй в колечко.

 - Что вы увидели? Что внутри пузыря? Откуда взялся воздух в пузыре?

 ВЫВОД: человек дышит воздухом, он находится в легких человека.

 б) (называем ребенка, опусти кусочек земли в банку с водой.

 - Что вы увидели? Зачем нужен воздух в земле?

 ВЫВОД: в почве есть воздух, он нужен растениям.

 в) (называем ребенка, возьми пакет двумя руками за края, проведи пакетом сверху вниз.

 - Что в нутрии пакета? Чем наполнился пакет?

 ВЫВОД: воздух окружает нас, он повсюду.

 Работа со схемой №1 (связь: воздух - предмет)

 Рассмотрите внимательно схему и скажите, как человек научился использовать воздух, какие предметы он придумал. (ответы детей)

 5. Физкультминутка

 Руки все подняли выше

 Чистым воздухом мы дышим.

 Руки плавно опускаем,

 Отдыхаем, отдыхаем. Руки вверх – глубокий вдох, руки опустили – выдох

 У костра мы все присели

 Свои ручки мы погрели,

 А костер все выше, выше:

 «Ты, костер, гори потише! » Присели

 Руки вперед

 Потянулись вверх на носочках

 Лодки по воде плывут

 Люди веслами гребут.

 Лодки к берегу подплыли,

 Руки мы в воде помыли. Имитируем движение, «гребем веслами»

 Потянулись вперед, слегка наклоняясь вперед, изображаем мытье рук

 На земле могу скакать

 Раз, два, три, четыре, пять.

 Могу даже покружиться

 Ей могу и поклониться. Прыжки на двух ногах

 Повороты вокруг себя

 Низкий поклон

 Опыты с водой

 Загадываем загадку:

 Чтобы лился дождик с неба,

 Чтоб росли колосья хлеба,

 Чтобы плыли корабли –

 Жить нельзя нам без.

 (воспитатель подходит к столу «Вода»)

 - А как вы думаете, вода умеет прятаться? А где?

 Давайте проведем опыт:

 а) (называем ребенка, возьми салфетку, дотронься до нее языком.

 - Что вы заметили? (она намокла)

 ВЫВОД: в организме человека есть вода – это слюна, пот, слезы

 б) (называем ребенка, сломай лист пополам, ранкой дотронься до салфетки.

 - Что вы обнаружили? (она намокла)

 ВЫВОД: вода есть в растениях.

 в) (называем ребенка, разрежем (помощь взрослого) овощ (фрукт, дотронься надрезанной стороной до салфетки.

 - Что мы увидели? (она намокла)

 ВЫВОД: плоды овощей (фруктов) содержат воду

 Работа со схемой №1 (связь: вода - предмет)

 - А как же человек использует воду? Какие предметы он изобрел? Ответить на вопрос поможет схема, рассмотрите и скажите. (ответы детей)

 Рассказать о значении огня у древних людей

 Загадываем загадку:

 Может он шипеть и злиться,

 И всегда воды боится.

 Людям он дает тепло,

 От него всегда светло.

 - О чем загадка? (воспитатель подходит к столу «Огонь»)

 - На огонь человек может смотреть бесконечно, очень долго. Наверное, это осталось от наших далеких предков, которым огонь казался загадочным существом. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

 - Слушай, человек, давай померимся силой.

 Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

 - Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

 Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям. «Поселил» его человек в своем жилище (пещере). Огонь стал их другом. У огня древние люди могли согреться, в пещере становилось тепло и светло. На огне они готовили пищу (еду). А главное огонь отпугивал хищников от жилища людей. Но прошло время и люди даже «приручили» огонь, спрятали его в надежном месте. Они придумали предметы необходимые человеку, в которых хранится огонь. А что это за предметы, вы сейчас скажите.

 Игра «Волшебный мешок»

 Перед вами мешок. Вы на ощупь должны определить, что за предмет там находится и назвать его.

 6. Обобщить полученные знания

 - Вы назвали много предметов, которые созданы руками человека. И каждый из вас – ВВОЗ – помогает людям жить. Но бывает так, что друг без друга ни огонь, ни вода, ни воздух, ни земля не могут помочь человеку. Например:

 Чтобы сделать машину нужна руда – земля дала руду, сложили руду в огромную печь – огонь превратил ее в метал – залили метал в форму – воздух остудили деталь, собрали все детали получилась машина.

 Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …. (земля, чтобы сделать песок жидким помогает …. (огонь, мастер придает жидкому стеклу форму и охлаждает ее …. (воздухом, а чтобы ваза окончательно остыла, а стекло стало крепким опускают вазу в …. (воду)

 - И вот человек, а человек это я, и говорит: «Спасибо вам ВВОЗ, что поддерживаете мою жизнь, что помогаете создавать разные предметы, чтобы интереснее мне жилось»

 7. Итог занятия

 - Но ВВОЗ люди называют 4 стихиями, потому что не всегда они помощники, а бывает и так, что творят они большие беды.

 Игра «Спор»

 - Давайте поиграем в игру «Спор», в котором вы будете доказывать, что ВВОЗ это хорошо, а я плохо. Начнем с земли. Начинайте:

 Земля это хорошо, потому что … (дети, сидящие за столом «Земля» приводят свои примеры, по одному)

 - Нет, земля это плохо, потому что бывают землетрясения (воспитатель показывает фотографии №1, №2, №3) гибнут люди, рушатся дома

 Воздух это хорошо, потому что…. (аналогично)

 - Нет, воздух это плохо, потому что бывают сильные ветры, смерчи, ураганы (фотографии №4, №5, №6… .

 Вода это хорошо, потому что…. (аналогично)

 - Нет, вода это плохо, потому что бывают штормы на море, наводнения, цунами (фотографии №7, №8, №9… .

 Огонь это хорошо, потому что…. (аналогично)

 - Нет, огонь это плохо, потому что бывают пожары и извержения вулканов (фотографии №10, №11, №12… .

 Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!


 

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте «4 стихии»

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте «4 стихии»

Воздух» мыльные пузыри, кусочек земли (можно взять из цветочного горшка, одноразовый пищевой пакет, схема «связь воздух – предмет» - на столе «Огонь» мешочек с предметами…

Воздух» мыльные пузыри, кусочек земли (можно взять из цветочного горшка, одноразовый пищевой пакет, схема «связь воздух – предмет» - на столе «Огонь» мешочек с предметами…

Встаньте вокруг таких же символов на ковре

Встаньте вокруг таких же символов на ковре

А ВВОЗ стали лучшими помощниками человека

А ВВОЗ стали лучшими помощниками человека

ВЫВОД: воздух окружает нас, он повсюду

ВЫВОД: воздух окружает нас, он повсюду

Что мы увидели? (она намокла)

Что мы увидели? (она намокла)

Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …

Чтобы сделать вазу, нужен песок – его дала нам …
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.09.2022