Проектная деятельность в начальных классах.
В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов, который раскрепощает ребёнка, активизирует познавательную активность, мотивирует учебный процесс. Проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе. Говоря о проектной деятельности младших школьников мы, прежде всего, имеем ввиду деятельность, осуществляемую учащимися по решению проектных задач, которые приведут к созданию «проектного продукта». Конечным продуктом является либо готовое изделие, либо определённый объём знаний, умений; Однозначных требований к условиям организации проектной деятельности в начальной школе нет, но за основу можно взять следующие основные принципы проектной деятельности:1) проект должен быть посильным для выполнения; 2)создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку);3)вести подготовку учащихся к выполнению проектов;4)обеспечить руководство проектом со стороны педагогов – обсуждение выбранной темы, плана работы. (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений – рефлексия. (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);5)обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Начинать реализовывать практические проекты с 1 класса на уроках технологии, где повышается вероятность творческого развития учащихся; Со 2 класса наряду с практическими проектами использовать учебные, творческие, информационные с элементами исследования. К 3 – 4 классу переходить к групповым, а затем к индивидуальным проектам;
Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в нач. школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и как правило, вредно. Проект в начальной школе это не сухой отчёт – это красочное действие, в основе которого лежит развитие познавательных интересов.
Требования к учебному проекту – совершенно особые.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
Роль участников проекта
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт (поделка, рисунок, плакат, книга,праздник)
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий.
(6слайд)Вывод Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в нач. школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и как правило, вредно. Проект в нач.школе это не сухой отчёт – это красочное действие, в основе которого лежит развитие познавательных интересов.
Опыт –детские работы, презентации-отчёты
Говоря об эффективности проектной деятельности, приведу китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня и я научусь».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.