Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Горные породы и минералы»
Цель:
Познакомить детей с разнообразием камней и минералов.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес.
2. Расширять знания детей о камнях и минералах, их значении в природе.
3. Развивать наблюдательность, логическое мышление, внимание, воображение, память.
4. Воспитывать интерес к природным явлениям.
Материалы и оборудование:
проектор, экран, презентация к НОД, камни морские, речные различных цветов и размеров, образцы песка, щебня, гравия, кораллов. Шкатулка из камня с украшениями из полудрагоценных камней (змеевик, агат, тигровый глаз)
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем мы сегодня поговорим, вам придется отгадать загадку:
Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я - …(Песок)
Воспитатель: Кто мне подскажет, что такое песок, из чего он состоит?
Дети: предполагаемые ответы.
Воспитатель: Давайте разберемся в этом подробнее.
У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами.
Воспитатель: Горы со временем разрушаются, как вы думаете – почему?
Дети: предполагаемые ответы.
Воспитатель: Из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас к столу. Ребята, посмотрите внимательно на камушки. Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне. Дети выбирают камни и обосновывают свой выбор.
Воспитатель: Ребята, камни действительно красивые, чем они отличаются друг от друга (форма, цвет, поверхность и т.д.)?
Воспитатель: Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.
Воспитатель: Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками (дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Скажите, что сделало его таким?
Дети: предполагаемые ответы.
Воспитатель: А теперь предлагаю вам превратиться ненадолго в скалу и представить, как она разрушается со временем.
Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»
(Дети стоят, прижавшись, друг к
другу – это гора.Звучит музыка.)
Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она
считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли
годы. Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и
песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой,
третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем
незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от
горы «врассыпную»)
Воспитатель: Что осталось после скалы? Ребята, может быть, вы уже догадались, что такое песок, на что похожи песчинки?
Дети: предполагаемые ответы.
Сначала стояла неподвижная скала, затем ветер и вода разрушали её, от нее откалывались камни, затем камни дробились на еще более мелкие кусочки и превращались в щебень, а затем щебень раскалывался еще на более мелкие частички, эти частички шлифовало море и они превращались в гальку, а галька со временем превращалась в песок..
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что песок бывает разного цвета? Как вы думаете, какого?
Дети: предполагаемые ответы.
Воспитатель: Желтым он бывает из-за присутствия в составе кварца.
Розовым - из-за того что шторма разбивают и измельчают розовые коралловые рифы.
Белым - потому что море выносит на берег частички белых кораллов и ракушек.
Черным - потому что при извержении вулкана лава опускается в воду, где остывает и дробится на мелкие частицы, постепенно превращаясь в мелкий песок.
Воспитатель: Ребята, а вы можете мне сказать, как человек использует песок?
Дети: предполагаемые ответы.
Воспитатель: Ребята, у меня есть шкатулка. Как вы думаете, из чего она сделана?
Давайте попробуем догадаться, как называется этот полудрагоценный камень? На шкуру какого животного похож?...это змеевик, также ребята пробуют отгадать тигровый глаз.
Воспитатель: Из-за чего разрушаются горы? Почему морские камушки гладкие? Что такое песок? Почему он бывает разного цвета?
Дети: предполагаемые ответы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.