Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя в подготовительной группе.
Тема: Приставочные глаголы.
Цель: правильное употребление детьми приставочных глаголов.
Задачи:
-продолжить знакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок;
-упражнять в образовании новых слов с помощью приставки от одной основы.
-упражнять в подборе глаголов движения с приставками пространственного значения на примере глагола «летать»,
-закрепить умение выделять приставочную часть слов-действий, используя для этого схемы приставок,
-закрепить умение подбирать приставочные глаголы -антонимы.
-расширять словарный запас по теме «Космос»,
-развивать внимание, память, основные мыслительные процессы
-развивать изобразительные навыки, зрительное внимание, фантазию,
-воспитывать толерантное отношение к представителям других цивилизаций, расширять кругозор.
Оборудование: схемы приставок, карточки со словами и приставками, карточки со схемами предложений, мяч, картинна с изображением солнечной системы, картинка сзображением космического корабля на магните, бумага, карандаши.
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Загадка: «Светит, сверкает ,всех согревает.»(Солнце) Назовите ласково. Солнышко светит ,нам приятно- расслабление. Подул холодный ветер, нам холодно- напряжение. Опять засветило солнышко-расслабление.
2.Новый материал:
-Что такое солнце? –Звезда
-А наша Земля- это звезда? –Нет.
-А что это?-Плрнета
-Назовите другие планеты.
-Даша и Миша собрались на другую планету. Вы угадаете, на какую планету собрались дети, если услышите в названии звук С. Венера, Марс, Юпитер, Нептун. -МАРС
Кого они там могут встретить? -МАРСИАН
-А как можно назвать их и нас? -ЗЕМЛЯНЕ
-А если они полетят в космос, как их будут называть?- КОСМОНАВТЫ
-На чем они полетят? На ЗВЕЗДОЛЕТЕ.
-Что они наденут? СКАФАНДРЫ.
-Что это такое? -Космические костюмы.
-Откуда стартуют звездолеты? С КОСМОДРОМА.
-Давайте нарисуем Даше и Мише звездолет.
Звездолет мы смастерили. К звездам путь открыть решили.
Звездолет-звездолет - отправляемся в полет.
3.-А теперь послушайте, как проходил их полет:
«И вот звездолет взлетел. Он полетел очень быстро. Но по дороге у них кончилось топливо. И они залетели на Луну, чтобы заправиться. На Луне все весит гораздо меньше, чем на Земле, и люди там не просто ходят, а прямо перелетают с места на место. Это очень здорово! Потом они улетели с Луны и полетели дальше. Скоро они увидели Венеру .Это очень красивая планета. Они облетели ее несколько раз. Потом они пролетели мимо других планет. И вот наконец увидели Марс. Звездолет подлетел близко-близко и совершил посадку. Наконец-то прилетели!» (показ движений на картине с помощью космического корабля на магните)
-Назовите похожие слова.
-Какая часть у них похожа?
-Назвать непохожие части.
-Назвать значение этих частей.
Показ схем приставок. А дети называют их значение
ПЕРЕ-перемещение ПРИ,ПОД-приближение ЗА-внутрь ,наверх чего-либо
ВЗ-вверх У, ОТ-удаление В-внутрь
ОБ-вокруг С-сверху вниз ПРО-мимо
4.Дашу и Мишу встречают марсиане, но они не знают нашего языка. А он у нас такой красивый и интересный. Например, у одного слова ЛЕТАТЬ есть много похожих друзей, но они все обозначают разные действия. Давайте поможем Даше и Мише показать марсианам, как это делается.
Но сначала скажите, кто или что может летать(ПТИЦЫ, САМОЛЕТЫ).
Придумайте предложения с этими словами.
Например : Птицы прилетели из теплых стран. Какая частица?
Что
обозначает? (4-5 предложений)
(Слова и приставки в буквенном исполнении).
Физминутка
с мячом :
«Скажи
наоборот» «Скажи какой»
Подлетел-отлетел звезда-звездный свет
Залетел-вылетел ракета-ракетный след
Прилетел-улетел космос-космический холод
Взлетел-слетел солнце-солнечный луч
Земля-земной корабль Луна-лунный камень
Индивидуальная работа по карточкам со схемами
6.Марсиане решили нам тоже загадать загадку. Скажите, что не подходит
Солнце, солнечный, сон, солнышко.(СОН) Почему?
Космос, косматый, космонавт, космический.(КОСМАТЫЙ)
Луна, лунный, полночь, прилуниться.(ПОЛНОЧЬ)
9.Итог занятия: за правильные ответы марсиане подарили вам «Ордена Солнца» и «Ордена Луны». Каждый кто научился придумывать новы слова с –возьмете себе «Орден Солнца», а если вам еще нужно учиться-«Орден Луны»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.