Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию у детей старшего дошкольного возраста на тему «Богатыри земли русской»

  • docx
  • 16.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект 3.docx

 

Конспект занятия по социально – коммуникативному развитию у детей старшего дошкольного возраста на тему «Богатыри земли русской»

Образовательные задачи.

Речевое развитие учить отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы;приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Познавательное развитие: формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской

Социально-коммуникативное развитие: побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию.

Физическое развитие: воспитывать смелость, решительность, чувство товарищества, уверенность в своих силах и настойчивость в преодолении препятствий

Материалы и оборудование: Проектор со слайдами; запись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой; камень; желудь, шлем; мягкий конструктор; кегли, мячи, обручи,  шнуры, лошади; доска.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предметно-развивающая среда

Ожидаемые результаты

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Организационный момент.

Дети входят в зал и осматриваются. Воспитатель обращает внимание детей на гостей.

Воспитатель: «Здравствуйте. Дети, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы! А теперь повернитесь к экрану».

На экране появляется 1 слайд - карта России.

 

Воспитатель:

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголо-татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри.  Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?

 

 

 

Дети здороваются, смотрят на экран

 

 

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя

 

 

 

 

Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

 

 

 

 

 

 

Создан эмоциональный настрой на выполнение заданий.

 

 

 

Активизированы внимание, мышление

3

Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Дети, а как вы считаете, какие были богатыри?

 

 

 

Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (крепости).

На экране появляется 2 слайд – картина В. М. Васнецова «Три богатыря».

Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Дети смотрят на проектор

 

Расширен литературный опыт детей, закреплено умение давать развернутые ответы на вопросы

4

Воспитатель задает ребятам следующие вопросы:

– Кто изображен на картине?

– Какой богатырь самый могучий?

– Какой самый мечтательный?

– Кто держит меч?

– Куда смотрит каждый из богатырей?

– Чем вооружены богатыри? (Воспитатель показывает детям отдельные иллюстрации с изображением оружия: щит, меч, булава, палица.)

На экране появляется 3 слайд – изображение оружия богатырей. А затем появляется снова 2 слайд.

– Что надето на богатырях?

– Для чего нужна кольчуга?

– Для чего нужен шлем на голове?

– Что охраняют богатыри?

– Для чего нужен был верный конь?

– Как можно назвать эту картину?

Воспитатель: Да, дети, эта картина называется «Три богатыри», и написал ее художник В.М. Васнецов, который изобразил защитников в виде сказочных героев.

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями

Дети отвечают на вопросы.

сюжетные картинки

Активизирована мыслительная деятельность, закреплено умение точно выражать свои мысли, подбирая нужные слова

5

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков:

 Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри

Станем, как богатыри!

Выполнение действий соответственно словам

 

Обеспечена двигательная активность

7

Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?

На экране появляется 4 слайд – д/и «Соедини картинки».

 

 

 

 

Воспитатель: Дети, а каких еще богатырей вы знаете?

На экране появляется несколько слайдов -  портреты богатырей; а затем – дуб.

 

Воспитатель: Дети, раньше сильных и крепких людей сравнивали с этим деревом. А вы знаете, что это за дерево?

Воспитатель: Верно, это дерево называется – дуб.

Воспитатель: Дуб – это крепкое, сильное дерево, которому поклонялись древние славяне – русичи. Из его ветвей изготовлялось оружие – палица, с помощью которой богатыри защищали  русскую землю.

Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий и  опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды. И я предлагаю вам сейчас провести разминку перед дорогой.

 

Ответы: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Ответы:Святогор, Садко, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна.

 

Ответы: Дуб.

 

 

 

Дети отвечают

 

Интерактивная доска

Активизирован словарь по теме.

8

Разминка под музыку А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Но, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?

 

Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано: 

Прямо пойдешь,

На заставу к богатырям попадешь!

Направо пойдешь,

Честь и славу найдешь!

Налево пойдешь,

Коня найдешь! 

Воспитатель: Я предлагаю вам пойти прямо на заставу к богатырям.

 

Дети называют слова с заданными звуками

 

Закреплены понятия «звук», «слог», «слово»

Закреплён звуковой, слоговой анализ слов.

9

Игровое упражнение «Построй крепость».

Воспитатель: Молодцы, дети. Вы построили крепкие заставы (крепости). Но на нашу землю прилетел Змей Горыныч и нам, предстоит, с ним в бою сразится.

Игровое упражнение «Сруби змею голову».

Воспитатель: А сейчас наш путь лежит направо. Вот и задание для будущих богатырей; ведь они не только сильные и отважные, но и умные.

 

Дети делятся на две команды, строятся перед шнуром и по команде все бегут к мягкому конструктору. Построив, заставу (крепость) дети все вместе возвращаются назад.

Первый ребенок по сигналу бежит к обручу, берет мяч и бросает его, целясь в кеглю. Затем возвращается назад, передает следующему ребенку пас.

Перед заставой выставляются кегли по количеству детей в каждой команде. Между кеглями и детьми выкладывается второй шнур, возле него обруч, в котором лежат мячи.

 

 

 

10

Пословицы и поговорки о смелости, отваге, Родине:

Смелость силе воевода.

Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли умри, не сходи.
Жить - Родине служить.
Счастье - Родины дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

Д/и «Реши кроссворд».

Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадки про оружие и доспехи богатырей, а отгадки мы впишем в этот кроссворд.

- Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут.

- Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом.

- Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь?

- Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же…

- Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…

Воспитатель: Молодцы, дети.

 

Воспитатель: Ну вот, ребята и подошло к концу наше путешествие в прошлое. Мы с вами преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри, и вспомнили об их подвигах. Вы все молодцы, хорошо выполняли задания, были внимательными, смелыми, ловкими, умными. А вы хотите быть защитниками страны? Чтобы стать защитниками своей Родины, нужно быть храбрым, смелыми, сильными. Защитники Отечества — это воины, которые защищают свой народ, свою Родину, Отечество от врагов. Это армия. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

Сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников Отечества. А это значит, что у нас будет, кому защищать нашу Родину. Мы поздравляем еще раз всех с Днем защитника Отечества, желаем здоровья и счастья. И пусть небо над Россией и всем миром всегда будет голубым!

 

Ответы детей: кольчуга? Шлем, плащ, меч, щит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Картинки с изображением богатырей

Активизированы мыслительная деятельность, словарь по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вызван положительный эмоциональный отклик на ООД.

 


 

Посмотрите также