Родственные слова
Цели. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова. Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста.
Учить детей в цепочке слов выбирать родственные и неродственные слова.
Закрепить у детей навык образования относительных прилагательных.
1. Организационный момент.
Логопед предлагает детям назвать предмет (какой предмет?), если он сделан из:
Чугуна – чугунный; Дерева - … Бумаги - … Резины - … Камня - … Серебра - … Стали - … Металла - … Пластика –
|
Золота - … Глины - … Фарфора - … Хрусталя - … Пластмассы - … Стекла - … Кожи - … Дуба - …
|
Логопед обращает их внимание на то, что пары слов похожи по звучанию (чугун – чугунный и т. д.)
Основная часть.
1. Логопед рассказывает детям сказку.
Давным – давно потеряли люди слово снег, забыли о нём. А слово попало в землю, и появились ростки – слова: Снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик, снегирь.
Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.
Логопед ещё раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.
2. Логопед читает стихотворение (слайд с деревом):
Как-то, много лет назад, Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, Был он только словом. Это слово, слово – корень, Разрастаться стало вскоре, И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада всем рассада, Вот ещё посадки рядом.
|
Здесь садочек и садовый, Пересадка и садить. А вот садовод, С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном.
Слова, как родные, похожи чуть- чуть, И если поставить их в ряд, Немного послушать и вдуматься в суть – Они об одном говорят.
|
Родственные слова ещё раз прочитываются, с помощью логопеда анализируется их звуковая и смысловая общность.
3. Выбор родственных слов из стихотворения.
Логопед просит детей внимательно слушать и найти в тексте родственные слова:
У рыбаков небывалый улов,
Рыбу поймал и старик – рыболов.
Мы рыболовную сеть соберём,
Рыбного супа в тарелки нальём.
Дети отыскивают родственные слова, анализируется цепочка родственных слов.
4. Упражнение «Как назвать остановку?»
Трамвая – трамвайная;
Автобуса – автобусная;
Троллейбуса – троллейбусная.
5. Дети называют семьи:
Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата и т. д.
Логопед объясняет, что это тоже родственные слова.
6. Динамическая пауза Игра с мячом.
Логопед: «Давайте вернёмся на поляну и поиграем с мячом».
Поймавшему мяч ребёнку предлагается назвать детёныша того животного, которое при этом будет названо логопедом, и сказать, родственные ли это слова.
7. Выбор неродственного слова из ряда родственных.
Конь, конюх, конюшня, жеребёнок, конница.
Рука – рученька, ручной, рукомойник, безрукавка, вокруг, рукодельница, рукава, однорукий, рукастый.
Дорога – дороженька, дорогой, подорожник, придорожный, дорожка, дорожный.
7. Итог занятия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.