Конспект занятия "Родственные слова"
Оценка 4.7

Конспект занятия "Родственные слова"

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русский язык
СCУЗ, ВУЗ
18.02.2024
Конспект занятия "Родственные слова"
для педагогов
Родственные слова 2.docx

 

Родственные слова 

Цели. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова. Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста.

Учить детей в цепочке слов выбирать родственные и неродственные слова.

Закрепить у детей навык образования относительных прилагательных.

1.      Организационный момент.

Логопед предлагает детям назвать предмет (какой предмет?), если он сделан из:

Чугуна – чугунный;

Дерева - …

Бумаги - …

Резины - …

Камня - …

Серебра - …

Стали - …

Металла - …

Пластика –

 

Золота - …

Глины - …

Фарфора - …

Хрусталя - …

Пластмассы - …

Стекла - …

Кожи - …

Дуба - …

 

Логопед обращает их внимание на то, что пары слов похожи по звучанию (чугун – чугунный и т. д.)

Основная часть.

1.     Логопед рассказывает детям сказку.

Давным – давно потеряли люди слово снег, забыли о нём. А слово попало в землю, и появились ростки – слова: Снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик, снегирь. 

      Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, как родные, как   родственники. И назвали люди такие слова родственными.

Логопед ещё раз произносит родственные слова, акцентируя их общую звуковую часть, после чего поясняет смысловую общность названных слов.

 

2.     Логопед читает стихотворение (слайд с деревом):

 

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада всем рассада,  

Вот ещё посадки рядом.

 

Здесь садочек и садовый,

Пересадка и садить.

А вот садовод,

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

 

Слова, как родные, похожи чуть- чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

 

 

Родственные слова ещё раз прочитываются, с помощью логопеда анализируется их звуковая и смысловая общность.

 

 

 

3. Выбор родственных слов из стихотворения.

Логопед просит детей внимательно слушать и найти в тексте родственные слова:

У рыбаков небывалый улов,

Рыбу поймал и старик – рыболов.

Мы рыболовную сеть соберём,

Рыбного супа в тарелки нальём.

 

Дети отыскивают родственные слова, анализируется цепочка родственных слов.

4. Упражнение «Как назвать остановку?»

Трамвая – трамвайная;

Автобуса – автобусная;

Троллейбуса – троллейбусная.

 

5. Дети называют семьи:

Заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.

Медведь, медведица, медвежонок, медвежата и т. д.

Логопед объясняет, что это тоже родственные слова.

 

6. Динамическая пауза Игра с мячом.

  Логопед: «Давайте вернёмся на поляну и поиграем с мячом».

Поймавшему мяч ребёнку предлагается назвать детёныша того животного, которое при этом будет названо логопедом, и сказать, родственные ли это слова.        

 

 7. Выбор неродственного слова из ряда родственных.

Конь, конюх, конюшня, жеребёнок, конница.

Рука – рученька, ручной, рукомойник, безрукавка, вокруг, рукодельница, рукава, однорукий, рукастый.

Дорога – дороженька, дорогой, подорожник, придорожный, дорожка, дорожный.

 

7.        Итог занятия.

 

 

 


 

Родственные слова Цели. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова

Родственные слова Цели. Познакомить детей в доступной форме с понятием «родственные слова

Выбор родственных слов из стихотворения

Выбор родственных слов из стихотворения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2024