Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
центр детского творчества ст-цы Темиргоевская
Занятие по экологии для дошкольников
«День воды»
Педагог дополнительного образования
Федорцова Е.П.
Конспект по экологии «День воды»
Цель: Организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле.
Задачи:
1. Расширить знания детей о воде и видах водоемов, существующих на Земле.
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека; активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
3. Прививать бережное отношение к воде; воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа: заучивание стихов о воде; рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение за цветами (полив); совместные с родителями рисунки «Берегите воду».
Оборудование:
глобус, карточки для игры «Что будет, если исчезнет вода?», магнитная доска, плоскостные изображения земного шара, голубые длинные ленточки и короткие и длинные тесемки.
Ход занятия.
Давайте вспомним наш девиз: «С голубого ручейка начинается река
Ну а дружба - начинается с улыбки!» Мы свами все друзья, как капельки воде.
Педагог (загадывает детям загадку.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место (вода).
Вода — одно из самых удивительных веществ на планете. Без воды все живое на Земле погибло бы. Вода необходима всем. Вода нужна, чтобы сделать множество простых, обычных дел. Она ничем незаменима. Как вы думаете можно прожить без воды? Без воды человек не может долго жить.
Мы отправимся в путешествие по группе в поиске капелек.
В уголке природы: возле растений.
Педагог. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают большую капельку).
У аквариума: рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают большую капельку) Ребята, а какая вода нужна рыбкам чистая или грязная? За рыбками нужно ухаживать, чистить аквариум, менять воду, следить, чтобы рыбкам в нём было уютно.
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают большую капельку)
Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в классе. (Все вместе пересчитывают капельки)
- Вот сколько в нашей группе сестричек-капелек живёт, которые приносят нам большую пользу.
Ребята, хотите узнать про воду много интересного? Тогда мы с вами отправляемся в город Знаний (показывает детям глобус).
Знаете ли вы, что это? (ответы детей).
Это глобус — уменьшенная модель планеты Земля. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей).
А какие еще вы цвета видите? Что обозначено этими цветами? (суша).
Какого цвета на глобусе больше? (крутит глобус)
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).
Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
Как вы думаете, где в природе есть вода?
Дети. В морях, океанах, реках, озерах, ручейках, прудах.
Педагог. Чем они отличаются и что у них общего? (ответы детей). Можно ли пить воду из моря и океана? Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезно принимать ванны из морской воды, полоскать ей горло. Она укрепляет организм, но не пригодна для питья.
Какую воду можно пить? (ответы детей). Чистая, пресная нужна нам для питья, приготовления пищи, купания. Откуда берется пресная вода?
Речная вода называется пресной. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Ребята, теперь посмотрите: перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети. Нет! В одной ёмкости вода чистая, а в другой грязная.
Педагог. Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить - эту или эту? А почему?
Дети. Потому что здесь вода чистая, а в этом графине грязная. Воду нужно пить чистую и кипячёную.
Педагог. Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду. Для этого возьмём воронку, вложим в неё вату и начнём пропускать грязную воду через воронку. Посмотрите, что у нас получается. Вода стала чистой.
А что стало с нашей ватой?
Дети. Она стала грязной.
Педагог. Правильно. Какой из этого можно сделать вывод? (Воду нужно очищать и беречь, потому что пресной воды на Земле осталось очень мало).
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой
И помашем ей рукой!
Игра: «Что будет, если исчезнет вода?»
(На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).
Педагог. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям. Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?
Ответы детей.
Педагог. Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?
Дети. Не бросать мусор.
К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Устанавливать водоочистители.
Педагог. На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения.
Педагог приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши.
Дети, посмотрите, на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего?
Дети. Воды.
Педагог. Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством педагога моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря.
Коллективная работа. Моделирование. «Как рождается река»?
Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям?
Дети. Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды.
Педагог. Вода – это чудо природы,
И нам без воды
Не прожить.
Вода – достояние народа!
Водой мы должны дорожить!
Я знаю, что некоторые ребята выучили стихотворения для нашей сегодняшней встречи. Расскажи, Арина.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, океане
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не покушать, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы её в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Педагог. Молодец. Вот мы и выяснили, что вода необходима всему живому на Земле. Воду необходимо беречь и охранять.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.