Конспект занятия Тема «Давайте жить дружно!»

  • docx
  • 10.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала масстер класс-сказкатерапия.docx

Мастер-класс по сказкотерапии "Путешествие в сказку"

 

Цель: ознокамление приемам работы по сказкотерапии.

 

Задачи:

·                     Вовлечение в активную познавательную деятельность;

·                     Ознакомление с приемами работы со сказкой;

·                     Повышение психолого-педагогической культуры.

 

Методическое и техническое  оборудование: кисти для рисования, мелки , карандаши, ватные палочки, влажные салфетки,

 

Ход проведения:

Добрый день, уважаемые   коллеги. Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер - класс по сказкотерапии. Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

И мне бы хотелось его начать со слов Джанни Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»

     Сказки, вовлекая детей в круг невероятных событий, способствуют усвоению важнейших общечеловеческих и моральных ценностей. А в дальнейшем без давления со стороны взрослых учатся различать добро и зло.

Сказкатерапия -это те же сказки, только ориентированы на какую либо проблему. Это рассказы об определенных ситуациях, в которые часто попадает ребенок, также в нем описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.   Сказкатерапия   является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво водействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия нацеленна на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.

Принципы сказкотерапии- заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по можно дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.

Сказкотерапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы сказок для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения и как инструмент психотерапии но только для людей имеющие специальное образование.

Сказкотерапия имеет значительные преимущества перед другими методами психологии:

·    Она позволяет установить идеальный контакт с ребёнком, даёт удивительную возможность найти и буквально говорить с ним на одном языке, языке сказочных метафор.

·    Сказкотерапия позволяет ловко  обойти психологическое сопротивление ребёнка и даже поработать с проблемой, которую он по той или иной причине пока не готов озвучить открыто.

·    Сказкотерапия позволяет выйти за те искусственные рамки, что выстраивает ребёнок в реальной жизни, расширить фокус внимания и арсенал возможностей. Это помогает увидеть другие возможные пути развития событий и решения жизненных проблем.

·    Сказкотерапия даёт ребёнку возможность преобразить внутренний и внешний мир, увидеть и принять его красоту и уникальность, ведь в сказках всё наполнено гармонией, которая передаётся малышу.

В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они подымают.

1.Трудности связанные с общением ( со сверстниками  и родителями)

2.Чувство неполноценности .-Практически все агрессивное поведение результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способам доказать обратное.

3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4.Проблемы связанные со спецификой возраста.

В результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.   

Воздействие на ребёнка осуществляется с помощью следующих видов сказок (по Т.Д. Зинкевич -Евстигнеевой):

·                     художественных

·                     дидактических

·                     психокоррекционных

·                     психотерапевтических

·                     медитативных

Формы работы со сказками

-Рассказывание сказок

-Анализ сказок

 -Переписывание и дописывание сказки.

 -Сочинение сказок. 

Постановка сказок. Драматизация,

-Сказки также разыгрывают по ролям.

-Сказочное рисование

-Медитации на сказки

 

 

Сказка в сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, прогностическую, и терапевтическую (коррекционную).

Как инструмент диагностики сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Можно узнать, какая сказка больше всего нравится малышу,…а, следовательно, какую модель поведения он будет реализовывать в жизни: Буратино или Джека-Воробья, Золушки или хитрой лисички. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована стиль жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики.

 

Вам предлагаются на выбор известные сказки.

 

Пожалуйста, выберите ту сказку, которая вам нравится больше всего.

 

1.        Русалочка (Г. Андерсен)

2.        Золотая антилопа (индийская народная сказка)

3.        Золотой ключик (А. Толстой)

4.        Сестрица Алёнушка и братец Иванушка (русская народная сказка)

5.        Дикие лебеди (Г. Андерсен)

6.        Маугли (Д.Р.Киплинг)

7.        Три толстяка (Ю.Олеша)

8.        Гуси – лебеди (русская народная сказка)

9.        Снежная королева (Г. Андерсен)

10.   По щучьему велению (русская народная сказка)

11.   Царевна – лягушка (русская народная сказка)

12.   Конёк – горбунок (Ершов)

13.   Сказка о царе Салтане (А.С.Пушкин)

14.   Спящая красавица (братья Гримм)

15.   Золушка (Ш. Перро)

 

Комментарий психолога.

Если вы выбрали сказки:

·                     Русалочка (Г. Андерсен)

·                     Дикие лебеди (Г. Андерсен)

·                     Снежная королева (Г. Андерсен)

·                     Сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Ваш тип:

В Вашей жизни присутствует элемент жертвенности. Вы не ожидаете помощи со стороны (чудес), так как привыкли самостоятельно добиваться своих целей. Нередко Вы осознанно идёте на какие – то лишения ради близких Вам людей.

Если вы выбрали сказки:

·                     Золотая антилопа

·                     Золотой ключик

·                     По щучьему велению

·                     Конёк – горбунок

Ваш тип:

Вы принадлежите к людям, которые в глубине души мечтают выиграть ДЖЕКПОТ. Жизнь этих людей проходит в ожидании небывалого везения, либо какого – то невероятного события. Такие люди верят в исключительность своей судьбы.

Если вы выбрали сказки:

·                     Золушка

·                     Царевна – лягушка

·                     Сказка о царе Салтане

·                     Спящая красавица

Ваш тип:

Вы постоянно испытываете такое чувство, что Вас недооценили. Вы считаете, что с Вами постоянно поступают несправедливо. И все Ваши поступки направлены на то, чтобы доказать, кому – то (или всему миру), что Вы достойны лучшего.

Если вы выбрали сказки:

·                     Маугли

·                     Три толстяка

·                     Гуси – лебеди

 

 

 

Ваш тип:

Вы относитесь к таким людям, которые борются за справедливость. Нередко Вы отстаиваете интересы других людей, но можете постоять и за себя. В этой борьбе Вы готовы выяснять истину и добиваться справедливости.

 

  Существуют и специальные методики, использующие сказку для диагностики различных проблем детей. Одна из таких методик проективная методика Луизы Дюсс. Детям предлагается незаконченная сказка, которую надо завершить.

 

 

   В этой деятельности ребенок идентифицирует себя с главным персонажем и проявляет свои эмоции и реакции.  Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Что помогает выявить существующие  проблемы ребенка. Я предлагаю Вам несколько сказок мы решим какая сказка направлена на выявление существующей проблемы ребенка.( комплекс)

 

 ПЕРВАЯ  СКАЗКА:  ПТЕНЕЦ
Цель - выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или обоих вместе.  Работа на самооценку.

"В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер, ветка ломается и гнездышко падает вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?



Типичные нормальные ответы: "Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку"; "Полетит к маме, потому что испугался", "Полетит к папе, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (или мама) прилетит и заберет его".
Типичные неправельные ответы: "Не умеет летать, поэтому останется на земле", "Попытается лететь, но не сумеет"; "Умрет во время падения", "Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.); "О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит" и так далее.

 

    ВТОРАЯ  СКАЗКА: ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ
Цель сказки -, чувствует ли себя обделенным вниманием со стороны обоих родителей из-за проявления ими своих чувств друг к другу.  Допускается задавать некоторые вопросы, приведенные после сказки.
    Празднуется годовщина свадьбы, праздник 8 марта,. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет гулять. Что произошло, почему он ушел?


Типичные нормальные ответы: "Пошел за цветами для мамы"; "Пошел немного поиграть"; "Со взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один"; "Ему надоело находиться на празднике"; "Ему сделали замечание за то, как он ест (сидит, ходит в школу и т.д.). Другие ответы о возможной скуке на празднике также могут рассматриваться как нормальные и встречаются довольно часто.
Типичные патологические ответы: "Ушел, потому что разозлился"; "Никто не обращал внимания, и он решил уйти".
К такого рода ответам вам необходимо поставить уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Может случиться, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснить свои ответы, или же может сказать: "Это праздник папы и мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания", "Было слишком шумно"; "Ему не давали играть в игры"; "Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл"; "Ему не дали конфетку"; "Другие дети на празднике были ему неприятны (или наоборот); "На праздниках он всегда хочет играть один, ему не нравятся праздники" и т.д.

 

   Сказку можно использовать как инструмент познавательного и социального развития сказка позволяет в ненавязчивой форме передать ребёнку опыт поколений, моральные нормы и правила поведения в обществе, обогатить его представления об окружающем мире.

,

Как инструмент коррекции и терапии, сказка позволяет расширить поле сознания и поведения ребёнка, найти нестандартные, оптимальные выходы из различных ситуаций и, в конечном итоге, вернуть ребёнку гармоничное самоощущение.

    Воздействие на ребёнка осуществляется с помощью следующих видов сказок (по Т.Д. Зинкевич -Евстигнеевой):

·                     художественных

·                     дидактических

·                     психокоррекционных

·                     психотерапевтических

·                     медитативных

Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого” поведения. Обычно их пять.

Ребенок ведет себя плохо, если:

·    Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут предложены положительные способы привлечения внимания.

·    Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. В этой сказке основная мысль будет о том, что хороший «предводитель» прежде всего заботиться о своих друзьях.

·    Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и правильная модель поведения.

·    Ему страшно, тревожно, он желает избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.

·    У ребенка  него сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя, и оставляя выбор стиля поведения за ним («Золотая антилопа», «Горшочек каши» и др.).

 

Художественные сказки – всё литературное наследие наших предков: сказки, мифы, легенды и пр. Художественные сказки могут быть народными и авторскими (А.С. Пушкин, П.П. Бажов, Г.Х. Андерсен, Ш.Перро, др.). Они содержат опыт, мировоззрение, систему ценностей как отдельного автора, так и этноса в целом.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передавать в доступной форме дидактический материал, учебные задания и инструкции. Одним из первых создателей дидактических произведений был Л.Н. Толстой. Он считал, что рассказ учителя даст ребенку намного больше знаний, чем сухой материал учебника. Поэтому сведения о природоведении, географии, истории дети Яснополянской школы получали в форме художественных рассказов.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые психологами, психотепевтами В них метафорически отражаются проблемы клиента: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи. Примером может служить книга Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…».

Психотерапевтические сказки – это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о понятиях любовь, добро, гордыня, смерть… Примером могут служить притчи, авторские сказки петербургского сказочника А.В. Гнездилова, С.А Черняевой. Сказка может предназначаться как для большого контингента людей, так и для конкретного человека. Отличным пособием для создания подобных сказок может служить книга Джойс Миллс и Ричарда Кроули «Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка»».

Медитативные сказки нацелены на создание какого-то положительного эмоционального состояния (например, перед сном); снятия усталости, напряжения, возбуждения; развития личностного ресурса. Эти сказки нужно слушать в комфортной располагающей обстановке. Отличительной особенностью этих сказок – является отсутствие конфликтов и злых героев.

Формы работы со сказками

  Разнообразные сказки, по высказыванию А.В. Гнездилова, «подаются под разными «соусами»».

-Рассказывание сказок

-Анализ сказок

 -Переписывание и дописывание сказки.

 -Сочинение сказок. 

Постановка сказок. Драматизация,

Сказки также разыгрывают по ролям.

Сказочное рисование

Медитации на сказку 

Рассказывание сказок. Дети очень любят слушать сказки. Некоторые произведения они готовы слушать десятки раз, вновь и вновь переживая события, изучая характеры персонажей, прорабатывая модели поведения. Рассказывая детям сказку, взрослый должен вжиться в образы героев и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты. Важно не передавать детям свою внутреннюю проблематику, а позволить им выработать личное отношение к событиям и сделать собственные открытия.

Ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам.

Знакомую сказку можно попробовать рассказать от первого лица (от лица какого-то персонажа). Такой приём позволит малышу поставить себя на место другого.

Сегодня в интернете и литературе можно найти разнообразные психокоррекционные сказки, написанные по определённой проблеме (напр., Р.М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем»).

Анализ сказок используется для того, чтобы помочь слушателям осознать основные идеи произведения, понять, что с его помощью хотел передать автор. С этой целью рассказчик заранее подготавливает вопросы: О чём эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? И др.

Переписывание и дописывание сказки. Переписывая сказку, ребёнок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию сюжет или конец. Он находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения. В этом – психокоррекционный смысл переписывания сказок. Переписывание любимых сказок детства может быть полезным для взрослых, если она стала жизненным сценарием и не даёт человеку свободно и осознанно строить свою жизнь. (Напр., «Золушка» - женщина полагает, что счастье можно заслужить, только если долго и тяжело трудиться)

Сочинение сказок. Сочинять сказку можно с группой детей (по кругу); взрослый и ребёнок могут сочинять сказку вместе; ребёнок может сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка – основа сказкотерапии.

Помогая ребёнку сочинить сказку, сначала описывают героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру ("Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показывают жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью. Затем, герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.).  Герою приписывают все переживания малыша. По сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий. Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его (желательно найти не меньше 7 решений). Уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Постановка сказок. Драматизация, или постановка сказок, показывает себя в как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приёмов. Предполагается разыгрывание психокоррекционных, психотерапевтических или обучающих сказок.

Можно разыграть сказку с помощью кукол. «Оживляя» куклу, ребёнок становится волшебником, заставляя её двигаться по собственному желанию. Это помогает ему приобрести уверенность и в дальнейшем более успешно корректировать свои действия. Используют пальчиковый театр, теневой театр, настольный театр, театр-рукавички, куклы бибабо, сказки на песке. Игра будет более интересной, если ребёнок изготовит куклу сам или с помощью взрослого. Произведение разыгрывают по ролям, когда каждый говорит свой текст; либо весь текст проговаривает ведущий, а актёры (дети) водят кукол молча. Разыгрывая психотерапевтические сказки ребёнку дают возможность импровизировать, не уклоняясь, тем не менее, от «генеральной» линии. Пример организации такой игры хорошо представлен в книге Т. Шишовой «Страхи – это серьёзно».

Сказки также разыгрывают по ролям. Психолог или воспитатель на основе индивидуальных особенностей каждого участника подбирает им соответствующие роли в сказке. Взрослый стимулирует развитие сказочного сюжета.

Сказочное рисование. Все сказки, сказочных героев и сказочные сюжеты можно ещё и рисовать. Темы рисунков могут задаваться взрослым или выбираются ребёнком спонтанно. Рисунок выполняет и диагностическую, и коррекционную функции. По ходу психокоррекционной сказки ребёнка можно попросить нарисовать: «В какое сказочное существо я бы превратился у входа в Сказочную страну», «Мой маскарадный костюм» (самовосприятие), «Моя семья в образах животных» (отношение к семье), «Как я поборол свой страх», пр.

Медитации на сказку – ещё одна из форм работы со сказкой. Медитация – погружение в какой-либо процесс.

Психодинамическая медитация связана с перевоплощениями (в сказочных героев, в животных, в камень, в растения, пр.) или с погружением в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а также с движениями в танце. Пример можно найти в книге Н.М. Погосовой «Погружение в сказку. Сказкотерапевтические программы.» Так, в сказке «Заяц Коська и Родничок» участникам предлагается двигаться под белым тюлем, подражая облаку: легко, медленно и плавно. «Соединяясь частью своей души с духом животного, птицы, сказочного персонажа, - пишет автор, - мы обретаем новые для себя качества, необходимые нам в жизни. Мы становимся более гибкими или более стойкими, более лёгкими или решительными, обретаем необходимую нам смиренность или твёрдость духа».

В случае статической медитации участники, находясь в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии, слушают медитативную сказку. Медитативная сказка рассказывается чаще всего под музыку и способствует ещё большему расслаблению, погружению в собственное бессознательное и достижению эмоционального равновесия.

Практическая часть

Наша работа будет проходить по принципу игры-путешествия, что поможет нам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру занятия, построенного с использованием элементов сказкотерапии.

Прежде, чем начать нашу работу, я познакомлю вас с основными этапами занятия:

I этап. Организационный момент с целью настроить детей на совместную работу.

II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей о чём – либо.

III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу.

IV этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.

V этап. Развивающий элементы самосознания в своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.

VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в сказку»

VII этап. Рефлексия. Подведение итога, что всё получилось и совсем справились, потому что были вместе и выполняли дружно.

я предлагаю вам на время вернуться в детство, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. Вновь поверить в волшебство. В сказку…

I этап. Организационный момент

 Приветствие «В кругу друзей». Сегодня наше путешествие я хочу начать с того, что мы с вами по приветствуем друг друга.

Каждый из вас по кругу назовёт не своё имя а слово которое характеризует вас в данный момент и это слово будет начинаться с той же буквы с какой начинается ваша имя.

Ну, вот мы, с вами стали одним целым и теперь дружно повторяем эти добрые слова:

«Здравствуй мир! Здравствуй друг! Здравствуйте все вокруг!»

Присаживайтесь удобнее, расскажу я вам, какой необычный, сказочный случай со мной произошел.

Сегодня ночью ко мне прилетела Фея снов, мы с ней долго беседовали, она и рассказала мне грустную историю. А я поведаю ее вам.

СКАЗКА

На одной сказочной поляне жила – была Фея цветов. И росли у неё прекрасные, волшебные цветы. Они обладали такой волшебной силой и были настолько необычны, что могли исполнить любое желание того, кто к ним прикасался. Подползет   Гусеничка к цветку и загадает своё самое заветное желание…И вот она уже порхает разноцветной бабочкой, над цветками и собирает сладкий нектар. Прискачет Зайка-Трусишка, на сказочную полянку, окутают цветы его своим волшебным ароматом. И никакой он больше не Трусишка, а самый смелый в лесу. Но однажды, случилось несчастье! Узнала про эти «чудо - цветы» злая колдунья. И решила, во что бы ни стало заполучить их все себе, чтобы исполнять свои самые злые желания и страшные помыслы. Но Фея Цветов отказалась помогать злой колдунье. Она страшно разгневалась. «Ах, так!» – закричала колдунья. «Если ты отказываешься исполнять мои желания» - сказала она. «Тогда твои цветы больше не смогут помочь никому» - и она произнесла свое страшное заклинание…

В тот же миг все цветы на волшебной полянке исчезли. Они стали не видимы…

II этап. Проблема практики.

-Вот какая произошла грустная история!

Как же поступить феи цветов?

- А вы хотите помочь цветам вновь стать видимыми?  А как мы можем  помочь?

(участники выдвигают гипотезы)

У меня есть волшебные краски, карандаши, мелки фламастеры   …

И с их помощью мы сможем оживить Чудесные цветы.

Но для этого нам с вами надо отправиться в сказку…

III этап. Ритуал «входа» в сказку 

Вы не боитесь отправиться вместе со мной в сказку?

- Ну! Тогда вперед!

Сказочная музыка превращение

 Проводит нас в сказку волшебная свеча. Огонь может творить чудеса: если смотреть на него, не отрываясь, то перенесёшься куда сказку! Но для начала мы должны её зажечь. Для этого мы должны произнести волшебное заклинание – «Раз – два – три – волшебная свеча гори!

Сказочная музыка превращение потише

- Ну вот, мы и в сказке.

- Посмотрите, какие здесь красивые бабочки. Но почему они грустные?

Ответы участников

- Давайте поможем нашим бабочкам (раздаём участникам бабочек): развеселим их, подуем на них. Для этого делаем вдох через нос и выдох через рот. Так чтобы тонкая струйка воздуха щекотала наши губы.

Дыхательная гимнастика «Подуй на бабочку» Повторяется 3 – 4 раза

Мы с вами здесь, чтобы все исправить и вернуть цветам волшебную силу. 

IV этап. Решение проблемы.

Давайте с вами вспомним, какая у нас с вами задача? (расколдовать волшебные цветы) Встанем и пойдем по дорожке.

- Но посмотрите, злая колдунья забросала тропинку огромными и тяжелыми камнями. Что же нам делать?

Ответы участников

- Правильно нам нужно убрать их с дороги, освободить путь.

Психогимнастика представьте, что перед ними находится «большой и тяжелый камень». Предлагаю поднять этот воображаемый камень и, поднатужившись, бросить его «подальше», как бы демонстрируя свою силу.

- Молодцы! Мы и освободили путь лишь благодаря тому, что работали с вами дружно.

Снова спокойно идем по тропинке.  Перед нами   большие лужи. Как нам быть?  (перепрыгнуть, обойти, перешагнуть)

Снова идем по тропинке. Перед нами болото. Представьте, что появились кочки.  Прыгаем с кочки на кочку. Ну вот мы перешли через болото.

Снова идем спокойно. Перед нами овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через бревно. Идем осторожно, сохраняя   равновесие.

Снова идем спокойно по тропинке. А теперь через тропинку упало дерево. Да такое огромное! Ветки во все стороны. Перелезаем через него. Ух, наконец, перешли.

Вот и пришли.

А теперь самое главное - рисование.

Рисуем цветы.

Проходите за стол.

Видео «Цветы моего сердца» под музыку Шри Чинмоя

Звук min

- Колдунья спрятала чудесные цветы. Оживим поляну.Кто как хочет оживить цветы проходите за столы.

Вы можете играть с красками, добавлять цвета, добавить ватной палочки. Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя краски.

Звук max (выполнение работы)

 Пробуждается жизнь на сказочной полянке. Мы настоящие добрые волшебники.

Как не жаль,а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу несказочную реальность…

V этап. Развивающий элементы самосознания

Музыка «Вальс цветов»

- Я вам предлагаю напоследок побывать в сказочном саду, послушать, как весело радуются маленькие феи, перелетая с цветка на цветок, вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.

Окунемся в свое детство и вспомним себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!

Давайте же не дадим больше уснуть этому чувству!

- Протянем руки и загадаем свое самое сокровенное желание. Оно обязательно сбудется!

VI этап. Ритуал «выхода из сказки»

И вот настало время - возвращения в реальность, а с собой мы возьмем все, что нам понравилось, с чем познакомились.

Музыка потише

- Но для того чтобы вернуться мы должны погасить волшебную свечу. Раз – два – три – свеча не гори!

VII этап. Рефлексия

-Вот мы и вернулись в зал. Как вы думаете, мы выполнили свою задачу? Решили поставленную перед нами цель?

- Сейчас мы будем передавать цветок, и расскажем, какие чувства мы испытывали в процессе путешествия, чему научились, что хотели бы добавить.

- Уважаемые участники, мне было с вами приятно сотрудничать.

Благодарю за внимание и за активное участие!

 


 

Скачано с www.znanio.ru