Цель:
Дать детям представление о солнце, как источнике тепла.
Уточнить и расширить знания детей о значении солнечной энергии в обеспечении жизни на Земле для растений, животных и человека.
Развивать речевую активность детей - умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;
Воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах.
Материалы и оборудование:
Интерактивная доска, презентация «Тепловичок и солнечный зайчик, Тепловичок и Айболит», мини-лаборатория (с оборудованием для опытов «Что согревает землю?» и «День, ночь», картлчки-листовки, снежинки с 2ным скотчем на обратной стороне,
Ход занятия:
На интерактивной доске Тепловичок ловит солнечного зайчика.
Педагог:
Опять Тепловичок расшалился. Сегодня он играет с солнечным зайчиком. А что вы дети можете сказать о солнечном зайчике? Правильно, это отражение солнца в зеркале.
А что такое солнце?
- Когда-то давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек: «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом? А где спит солнце? А что дает нам солнце?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами.
И верно, это ужасно интересно, а что дает нам солнце? Как вы думаете?
Правильно - тепло.
ФИЗМИНУТКА
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Слайд-шоу
Вот солнце бежит босиком по росе
Зовёт за собою нас в путь
Исследователи, такие же люди, как все
Но любопытней чуть-чуть.
- А что мы знаем о Солнце?
Солнце дарит свет и тепло.
Ты всех любишь, ты всех греешь,
Всех ласкаешь и жалеешь!
Наше Солнышко, наш свет,
Все тебе мы шлем привет!
Презентация «Солнце дарит свет, тепло – это очень хорошо»
Вопросы:
- Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн. км?
- Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
- Как человек использует солнечную энергию?
- Как планируется в будущем использовать солнечную энергию?
Педагог: Теперь нам это надо доказать!
Опыт №1. Поставим электрическую лампу и рассмотрим под лампой глобус – модель нашей Земли. Хорошо ли видны детали на глобусе? Нагревается ли предмет под лампой?
Если представить, что лампа это солнце, а наша планета – твердый холодный шар, то давайте подумаем, что дает солнце Земле?
Вывод: раскаленное тело – звезда излучает тепло и свет, освещает и нагревает Землю.
Что могло бы произойти с землей, если Солнце остыло?
Если бы солнце стало холодным, то Земля погрузилась бы в темноту. Только далекие звезды приносили бы ей тусклый свет. От сильного холода и темноты на Земле погибло бы все живое.
Если Солнце освещает Землю, почему тогда у нас бывает светло и темно, почему происходит смена дня и ночи на Земле.
Опыт №2. Пока дети думают, педагог готовит лампу и глобус. Затем предлагает внимательно рассмотреть освещенный глобус. Может кто-то догадается, где сейчас находится день. А где ночь.
Затем педагог комментирует ответы детей и дополняет их.
Наша планета вращается не только вокруг солнца, но и вокруг себя, давайте на примере лампы и глобуса, посмотрим, что происходит при ее вращении.
На глобус ставится пластилиновая фигурка, в место, где мы живем. И начинает медленно его вращать, а детям предлагает наблюдать за человеком и сообщать, когда наступает в его городе день, а когда ночь. Затем поставить человечка в другое место. Например, в Африку. Может там не происходит смена дня и ночи. Педагог вращает Землю, а дети комментируют происходящее. Могут рассказать, что делают дети в разное время суток: встают, делают зарядку и т.д.
Делается вывод: везде на Земле день сменяется ночью. Это происходит потому, что планета Земля вращается вокруг себя очень плавно. Мы этого не замечаем. Она поворачивается к солнцу то одной, то другой стороной. На стороне, освещенной Солнцем, наступает день, а в это же время на другой стороне планеты наступает ночь.
И вновь, к нам пожаловал Тепловичок, а с ним Айболит. Давайте его послушаем.
Айболит:
Вы много про Солнышко рассказали! А то, что солнце еще и лечит вы знали?
Нет? Тогда послушайте, что я расскажу.
Как вы считаете, загорать это хорошо или плохо? (дети дают ответы, обосновывают их)
Айболит:
Конечно же вы правы. В загаре есть свои плюсы и минусы.
Солнечные лучи, их еще называют ультрофиолетовыми, проникают под кожу только на 1 мм, но этого расстояния достаточно для того, чтобы разрушались бактерии, понижался уровень холестерина, усиливалось тканевое дыхание, начинали нормализоваться обменные процессы.
А вот чересчур длительное пребывание под прямыми лучами солнца может причинить значительный вред. Кожа сгорит, ожоги болезненны и долго заживают. Избыток солнечной энергии может стать причиной ослабления иммунитета, так как все силы расходуются на защиту от солнца.
Айболит прощается и уходит.
Педагог: А Тепловичок приготовил конверт с картинками, о том как необходимо беречь в домах и общественных зданиях тепло.
Игра «Расскажи, о чем картинка»
Дети по очереди достают из конверта иллюстрации и комментируют их.
Рефлексия:
Дети у вас на столах лежат листовки, если вы хотите и можете рассказать своим друзьям и родителям все, что узнали на занятии, то приклейте в правом углу большую снежинку, если можете рассказать, но ни все, то приклейте среднюю, а если очень сильно затрудняетесь, то маленькую.
С теми, кто ни все понял или забыл, мы повторим материал в следующий раз.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.