«Уж как шла лиса по лесу». Знакомство с окружающим миром.
Цели. Закрепить знание русских народных сказок, расширить представление о лисе как диком животном.
Оборудование. Ребусы, видеомагнитофон, телевизор, кассета с мультфильмами по сказкам Сутеева, веера с цифрами, книжки со сказками о лисе, иллюстрации с изображениями лисиц, костюмы для инсценировки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Сообщение темы занятия
Воспитатель. Разгадайте ребусы и ответьте на вопрос: о ком мы будем говорить на нашем занятии?
Дети. В ребусах зашифрованы слова «лиса», «лисица», «лисичка», «лисонька».
Воспитатель. Сегодня на занятии мы будем говорить о лисе. Об этом красивом животном говорится во многих литературных жанрах. Так, например, лиса упоминается в потешках и прибаутках.
Потешка
Тень-тень,
потетень, выше города плетень.
Сели звери под плетень, похвалялися весь день.
Похвалялася лиса: "Всему свету я краса!"
Похвалялся зайка: "Поди, догоняй-ка!"
Похвалялися ежи: "У нас шубы хороши!"
Похвалялся медведь: "Могу песни я петь!"
Прибаутка
Уж
как шла лиса по тропке,
Нашла грамотку в охлопке*.
Она по лесу ходила,
Громким голосом вопила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
Вот и села на пенек
И читала весь денек:
Будто небо провалится
И земля загорится,
Лисе негде будет жить –
И пришлось с горя топиться.
– Лиса является героиней некоторых басен. Какие басни о ней вам известны?
Дети. «Лиса и виноград», «Ворона и лисица».
Воспитатель. Молодцы! К сегодняшнему занятию трое ваших одноклассников инсценировали басню «Ворона и лисица». Давайте посмотрим ее.
Дети инсценируют басню.
III. Знакомство с новым материалом
Воспитатель. Уже в три-четыре года малыши, увидев на картинке лису, называют ее и даже могут рассказать известную русскую народную сказку, в которой одним из персонажей является лиса. Что это за сказка?
Дети. Колобок.
Воспитатель. Правильно. Становясь старше, вы узнавали об этом звере все больше и больше. Что вы можете рассказать о лисе?
Дети отвечают.
Воспитатель. Лисицы обитают по всему земному шару, самые распространенные – рыжие. У них очень красивый шелковистый рыжевато-оранжевый мех, белая грудка и черные «сапожки».
В холодных северных областях обитает черно-бурая лиса. Черная шерсть помогает
ей лучше спрятаться в темных хвойных лесах.
Окраска песца бывает как черной, так и голубовато-серой и светло-серой. Правда,
чаще всего песцы целиком белые, только на кончике хвоста есть черные волоски.
Эта окраска помогает ему сливаться со снегом Арктики, где он обитает.
Воспитатель показывает иллюстрации с изображениями лисиц.
Длинный пушистый хвост создает впечатление большой величины зверя. На самом
деле это не так. Длина тела лисицы – 60–90 см, хвоста – 40–60 см, масса самцов достигает
6–10 кг, самок – 5–6 кг.
Лиса обитает в различных участках леса, но избегает густых насаждений,
предпочитает луговые местности, где много мышей, полевок и кроликов. Лисица не
брезгует и кузнечиками, ест ягоды – землянику, чернику, вишню, виноград.
Неслучайно появилась басня «Лиса и виноград».
Рыжие лисицы обычно селятся в покинутых норах лесных сурков и барсуков. Они
расширяют их и прокладывают дополнительные туннели, обязательно строят и
запасные выходы. В одной норе учеными как-то было обнаружено целых 27 запасных
выходов.
Но если свободной норы нет, лисица стремится завладеть чужой, уже готовой. Как
это происходит в природе – мы не знаем, а вот как это может произойти в сказке
– сейчас прочитаем.
Дети по цепочке читают сказку «Лиса и заяц».
Воспитатель. Лисица – одно из самых известных диких
животных. О ней упоминают пословицы и поговорки, про нее сочинено множество
сказок и басен. Однако во всех этих произведениях образ лисицы мало
соответствует действительности. Ученые, наблюдая за ней, не нашли у этого
животного той понятливости, хитрости и находчивости, которые ей приписывает
народная молва. При опасности лиса иногда даже паникует, попадается несколько
раз в одни и те же ловушки, и вообще ее легко обмануть.
Если лисице не удается перехитрить врага, она убегает от него. Лиса очень
быстро бегает.
Часто эти зверьки используют и другие средства защиты. Некоторые из них умеют
лазать по деревьям. Большинство лис спасает и кормит прекрасный слух.
Несмотря на то, что лисица умеет быстро и ловко бегать, мчаться во весь дух и
делать очень большие прыжки, хорошие охотничьи собаки ее быстро догоняют.
Зрение и обоняние у лисы не очень сильно развиты.
Сама лиса охотится преимущественно по ночам. Она крадется очень тихо и
осторожно, обнюхивая воздух. Добычей лисицы могут стать различные животные – от
молодой косули до майского жука. Чаще всего она ловит мышей, зайцев, птиц,
опустошает птичьи гнезда.
Голосом лисицы издают отрывистый лай. Лисица-самка весной рожает от четырех до шести (иногда больше) слепых детенышей, которые начинают видеть через две недели. Через несколько недель лисята могут самостоятельно выходить из норы. Мать и отец оберегают их от опасностей. Если рядом появляется враг, лисят переносят в запасную нору. Пищу малышам таскают оба родителя.
У лисиц много врагов. Это люди, волки, крупные хищные птицы. Но иногда их может обидеть даже обычный муравей. Как? Посмотрите.
Воспитатель включает фрагмент мультфильма по сказке Сутеева «Грибок-теремок».
Воспитатель. Пришло время отдохнуть. Давайте выполним физминутку.
Физминутка «На лугу»
Цель. Развитие внимания, координации движения, слухового восприятия.
Вместе по лугу идём, |
Ходьба на месте |
Не спешим, не отстаем. |
Потягивания — руки в стороны |
Вот выходим мы на луг |
Наклониться и коснуться левой ступни |
Тысяча цветов вокруг! |
Затем коснуться правой ступни |
Вот ромашка, василек, |
Повороты вправо — влево |
Чтоб сорвать в лесу цветочки, |
Наклоны вперед |
Наклоняйтесь до носочков. |
Руки поднять над головой |
Снова мы идём по лесу. |
Ходьба на месте |
А вокруг так интересно! |
Потягивание — руки в стороны |
Отдохнуть пора дружок |
Садятся дети на места |
IV. Викторина по русским народным сказкам
Воспитатель. Кто автор этой сказки?
Дети. В.Г. Сутеев.
Воспитатель. Правильно. Если у сказки есть автор, то мы ее называем авторской. А какие сказки о лисе вы знаете? Перечислите их.
Дети отвечают. Воспитатель прикрепляет на доску названия сказок, написанные на карточках. В результате работы получается таблица:
Лисичка-сестричка и серый волк № 1 |
Медведь и лиса № 4 |
Петушок-золотой гребешок № 2 |
Лиса и дрозд № 5 |
Лиса и козел № 3 |
Кот и лиса № 6 |
Воспитатель. Я хочу проверить, как хорошо вы запомнили тексты сказок. Возьмите в руки веера с цифрами. Я буду читать вам отрывок из сказки, а вы поднимайте тот номер, под которым записано название угаданной вами сказки:
Несет
меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы...
Кот и дрозд, спасите меня!..
Дети. «Петушок – золотой гребешок». (№2)
Воспитатель.
Ловись,
рыбка, и мала и велика!
Ловись, рыбка, и мала и велика!
Дети. «Лисичка-сестричка и волк» (№1).
Воспитатель.
Глазки,
глазки, что вы делали?
– Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.
– Ушки, ушки, что вы делали?
– Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.
Дети. «Лиса и дрозд» (№5).
Воспитатель.
А кто такой Котофей Иванович?
– Разве ты не слыхал? К нам из сибирских лесов прислан воеводой Котофей Иванович! Я раньше была лисица-девица, а теперь нашего воеводы жена.
Дети. «Кот и лиса» (№6).
Воспитатель.
- Кума, а кума, как
назвали-то?
– Поскребышком.
– Это имечко и того лучше.
Дети. «Медведь и лиса» (№4).
Воспитатель. Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик, – отвечает лиса, – там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
Дети. «Лиса и козел» (№3).
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Молодцы! В награду за хорошую работу я покажу вам еще один фрагмент из сказки Сутеева, где героиней является лиса. Посмотрите его и вспомните название сказки.
Воспитатель показывает фрагмент мультфильма по сказке «Кот-рыболов».
V. Творческая работа
Воспитатель. Сегодня вы узнали много нового о лисе и вспомнили известные произведения, героиней которых она является. Каким вы теперь представляете себе этого зверя?
Дети отвечают.
Пальчиковая гимнастика «Считалочка для лисоньки»
Цель. Развитие тонкой моторики, координация речи с движением. Подготовка рук к работе.
Раз, два, три, четыре, Сосчитаем дыры в сыре. |
Поочередно загибают все пальцы, кроме больших |
Если в сыре много дыр, |
Сжимают пальцы в кулаки |
Значит, вкусным будет сыр. |
Выставляют из кулаков большие пальцы |
Если в нем одна дыра, |
Поочередно соединяют пальцы с большим, образуя колечки-нолики (синхронно на двух руках) |
Значит, вкусным был вчера. |
Разводят руками в стороны, пожимают плечами |
Воспитатель. А теперь представьте, что вам предложили проиллюстрировать книгу о лисе. Для выполнения этой работы возьмите бумагу, карандаши или краски, кому чем удобнее работать, и попробуйте нарисовать лису такой, какой вы ее себе представляете.
Дети работают. Затем работы выставляются.
VI. Итог занятия
Воспитатель. Что вам понравилось на занятии? Что больше всего запомнилось?
Подумайте, о каком еще животном мы с вами могли бы так же интересно поговорить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.