Конспект занятия в подготовительной группе
«ПАВЛОВОПОСАДСКИЙ ПЛАТОК»
Цель: приобщать детей к народно-прикладному искусству в современном детском саду
Задачи:
- продолжать знакомить детей с народными промыслами (павлопосадких платков);
- упражнять в составлении узора павлопосадской росписи;
- познакомить с историей и технологией развития производства павлопосадских платков;
- разнообразие (применение) назначение платков;
- нетрадиционная техника: оттиск поролоном через трафарет, штамп из овощей (капуста) по ткани;
- воспитание художественного вкуса и эстетической культуры;
- закреплять умение детей выполнять работу коллективно;
- развивать познавательный интерес, внимание и память детей;
- воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;
Оборудование:
- павлопосадские платки;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- ноутбук
- гуашь;
- вода;
- поролон;
- трафареты (роза, листья);
- штамп из овощей (пекинская капуста)
- белый платок с бахромой;
- салфетки влажные;
- подносы;
- гжельская посуда;
- хохломская посуда;
- жостовские подносы;
- городецкие доски;
- дымковские игрушки;
Предварительная работа: рассматривание павлопосадских платков, репродукция художников (Федот Сычков, Маковский К. Е., Суриков В. И., Грабарь И. ,Куликов И. С., изготовления трафаретов, изготовление дидактической игры «Собери платок»
Словарная работа:
- бахрома;
- ручная набойка;
- резьба по дереву;
- кипень (кипельно-белый, белоснежный);
- полотно
Ход занятия.
Дети заходят в зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Посмотрите, сегодня наш зал напоминает ярмарку, которые в старину шумели на Руси. На такие ярмарки привозили товар со всех городов.
(музыка плясовая)
А вот и первый купец, давайте, послушаем о чем он нам расскажет.
Первый купец (гжель):
Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Второй купец (хохлома):
Роспись хохломская, словно колдавская
В сказочную песню просится сама.
И ни где на свете нет таких соцветий- Всех чудес чудесней наша хохлома!
Третий купец (дымково):
Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей.
В ней нету света дымного, а есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что-то есть от радости гремящей как басы.
От дымковской игрушки идет тепло и свет
И пусть он не иссякнет десятки, сотни лет!
Четвертый купец (городец):
Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Пятый купец приехал к нам из Жостово, это маленький городок находится недалеко от Москвы, там делают жостовские подносы:
Вот жостовский чёрный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нём бликами летнее солнце играет,
Каймой золотистой по краю сверкает.
Чтоб круглым и гладким поднос получился,
Сначала жестянщик над формой трудился
И долго шпаклёвкой его грунтовал,
И лаком поверхность не раз заливал.
Шестой купец (матрешки):
Погляди скорее -
Щечки розовеют,
Пестренький платочек,
Платьице в цветочек,
Пухленькие крошки —
Русские матрешки.
Чуть лишь испугаются,
Все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке
Шустрые подружки
Воспитатель: Народные промыслы - это маленькая частица народного творчества нашей огромной Родины и подошли мы с вами к уголку павлопосадких платков. А сейчас я вам хочу показать фильм о городе Павловский Посад, который расположен при слиянии рек Вохны и Клязьмы. Где производят знаменитые на весь платки и шали.
Демонстрация фильма «Создание платка от «А до Я»»
Воспитатель: Вот мы с вами прошлись по ярмарке, посмотрели много изделий, но на ярмарке не только торговали товарами, а и в игры играли.
Влад говорит: И мы хотим поиграть!
Физ. культ минутка: (говорят слова и проводят дети)
1,2,3,4,5 вышли дети погулять (шагают),
Остановились на лугу (остановились)
Дальше я быстрей бегу (бег на месте)
Лютики, ромашки, желтенькие кашки (наклоны)
Соберем вы вместе КЛАСС (руки поднять вверх)
Вот такой букет у нас (обнять себя за плечи)
Воспитатель читает стихотворение в сопровождении презентации «краса России» (показ слайдов с изображением платков и современной одежды с узорами павлопосадской росписи)
Посмотрите на платок, на платке расцвёл цветок!
Красный, жёлтый, голубой - удивительный такой!
Посмотрите на платок: вот зелёненький листок,
Завитки как кружева, словно мягкая трава.
На платке богат узор - цветом красок ярких, ярких. Лучше не найти подарка!
На белом фоне красивые розы, лилии, маки, ромашки, подснежники
Ими повязаны девичьи головы, глазки лукавые, личики нежные.
Соня:
Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах
Мира:
Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.
Женя:
Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павловопосадскую шаль!
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим на русских красавиц в Павлопосадских платках.
Танец девочек в Павловопосадских шалях
(ЛЮБОВЬ БАЖИНА «ПОДАРИ МНЕ ПЛАТОК» музыка)
Воспитатель: Мы с вами посмотрели фильм, девочки вам продемонстрировали платки, А какой основной узор используют художники?
Дети: цветы, листья.
Воспитатель: Главные цветы - это розы, но еще используют ромашки, васильки, лилии и иногда изображение птиц. На платках есть цветы собранные в букеты, а есть разбросанные по полю. А где располагаются цветы на платке
Дети: в центре, по сторонам, в углах.
Воспитатель: Мы с вами видим, что по краю платков есть бахрома (ее пришивают, а есть такие платки, где ее вяжут в ручную.
Ваня выходит с деталями платков со словами: « Купец платочки Вам принес!»
(Чья команда быстрее соберет свой платочек из деталей, вырезанных из бумаги)
Игра «Собери платочек»
Воспитатель: мы с вами вспомнили какие основные элементы используются в росписи платков, побывали на фабрике, где их производят. А хотели бы вы попробовать себя в роли мастеров и мастериц и расписать свой платок?
Дети: Да
Воспитатель: и такая возможность у нас есть, посмотрите что перед вами?
Дети: Полотно платка.
Воспитатель: Какой оно формы?
Дети: квадрат
Воспитатель: Какого цвета основа платка?
Дети: белый
Воспитатель: Только ли белого цвета бывает основа платка
Дети: нет, основа платка может быть любого цвета
Воспитатель: Как располагаются цветы на платках?
Дети: в центре, в углах, по сторонам.
Воспитатель: Как настоящие художники мы должны подготовить наши руки к творчеству
Пальчиковая гимнастика «Цветы» (говорят дети)
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши алые цветы закрывают лепестки
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель: Дорогие мои мастера и мастерицы, хочу вам напомнить, что при рисовании на ткани мы берем краску и только чуть-чуть воды. Набираем краску на поролон и штампуем по трафарету на ткани, заполняя краской только вырезанные цветы, не выходя за края трафарета, придерживая трафарет рукой. Работая с трафаретом из пекинской капусты, мы сначала опускаем срез в баночку с водой и затем поролоном наносим краску на срез и рисуем им розы в центре платка и по краю насколько штук.
Теперь можно приступить к нашему творчеству. Дети рисуют (звучит русская народная музыка).
Воспитатель: Какой красивый платок у вас получился! Какие вы молодцы, как хорошо вы украсили платок! Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (полный ответ детей). Очень красивый платок у нас получился, отнесем его на ярмарку!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.