Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию
обучению грамоте на тему: «Весна»
Цель: Совершенствование фонетического восприятия детей.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять детей в составление предложений из 2-4 слов и формировать умение делить слова на слоги.
Развивающие:
Развивать умение интонационно выделять звук в слове, определять их последовательность, давать им характеристику.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым
явлениям.
Методы образовательной деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения образовательной программы
-методы воспитания:
• по организации опыта поведения и деятельности (воспитывающие ситуации)
• по мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций)
-традиционные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
-методы, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей:
• репродуктивный (предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель));
• эвристический (частично-поисковый) (проблемная задача делится на части - проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях));
Психолого-педагогические технологии, в том числе электронные образовательные ресурсы для достижения целей обучения, воспитания и развития обучающихся.
−технологии познавательно-исследовательской деятельности,
−технологии здоровьесбережения,
−социально-коммуникативные технологии,
−игровые технологии,
−интерактивные технологии,
−интерактивные технологии,
№ |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
РППС |
Ожидаемые результаты |
1 |
Водная часть Воспитатель: - Ребята, что это? (Подходит к компьютеру, открывает его). - Ребята, это ласточки прислали нам срочное электронное сообщение. Предлагаю прочитать, что же они пишут (открываю письмо и читаю)
Воспитатель: - Ребята, вы согласны помочь ласточкам? - Для чего нам это нужно?
- Для этого нужно выполнить задания, которые нам приготовили перелетные птицы. За правильное выполнение каждого вы будете получать лучики, которые приклеите вот к этому солнышку, чтобы оно стало светить ярче и жарче. |
Дети заняты свободной деятельностью.
Дети подходят к компьютеру, встают вокруг воспитателя, слушают, отвечают на вопросы, соглашаются помочь ласточке и выполнить задание.
(предполагаемые ответы детей) - Чтобы помочь ласточкам. - Чтобы разбудить солнышко. - Чтобы стало теплее. - Чтобы ласточки смогли понять, что наступила весна.
|
Раздается звонок скайпа на компьютере.
Письмо на экране Здравствуйте, ребята! Зима ушла, снег растаял, мы с сестричками вернулись из теплых стран, но здесь так хмуро, пасмурно и совсем солнышко не греет. Мы не можем понять, какое же время года наступило. Мы очень просим Вас разбудить солнышко, чтобы стало теплее.
Солнце без лучей.
Столы, на которых лежат пазлы с изображением птиц: аист, лебедь, утка, грач). Конверты с заданиями и лучами. |
Обеспечен познавательный интерес детей к образовательной деятельности. |
2. |
Основная часть Воспитатель: - Чтобы узнать, какие птицы приготовили для нас задания нужно разделиться на группы по три человека и каждой группе сложить пазл, который лежит на столе.
«Сложи пазл» (птицы: аист, лебедь, утка, грач, грач,). Воспитатель: - Какую птицу вы сложили на этом столе? (аист) Давайте посмотрим, что же приготовил он для нас. (конверт с зад.) Ребята, аист спрашивает нас: После какого времени года наступает весна? Кто знает? Ребята, а зима и весна похожи друг на друга? А давайте поиграем в игру скажи наоборот. Кто знает правила игры? Хорошо. Вставайте в круг, я говорю предложение и кидаю мяч, а вы ловите и говорите наоборот. «Игра скажи наоборот» Зимой снег белый, Зимой снег чистый, Зимой дни холодные, Зимой дни короткие, Зимой солнце тусклое, Зимой ветер холодный, Зимой на землю падает снег, Зимой похолодало,
- Молодцы! Мы выполнили 1 задание, кто помнит, что нужно сделать? Приклей первый лучик к солнцу.
- Весна – это особенное, волшебное время года. Весной всё просыпается, всё расцветает, обновляется. |
Дети берут перевернутый круг у воспитателя, делятся на группы.
Дети собирают пазлы с изображением птиц за разными столами.
После зимы.
нет Дети встают в круг
а весной (серый) а весной (грязный) а весной (теплые) а весной (длинные) а весной (яркое) а весной (теплый) а весной (дождь). а весной… (потеплело)
Приклеить луч
Приклеивает лучик
|
Перевёрнутые кружочки разного цвета (красный, оранжевый, желтый, фиолетовый)
Конверт с заданием. (Игра «Скажи наоборот»).
Мяч
Луч солнца |
Развиты и уточнены представления детей о природе. Сформирован интерес детей к природе
|
|
Воспитатель: - Проходим к следующему заданию. - Какую птицу сложили на этом столе? (лебедь) Давайте посмотрим, что же приготовил он для нас. (конверт с зад.) Лебедь просит назвать весенние месяцы. - Как называется первый весенний месяц? - Сколько слогов в слове март? -Как ты определил? - Назовите первый звук в слове март? (На доску вывешиваю слово МАРТ)
- Как называется второй весенний месяц? - Сколько слогов в слове апрель? -Как ты определил? - Назови первый звук в слове апрель? (На доску вывешиваю слово АПРЕЛЬ)
- Как называется третий весенний месяц? Сколько слогов в слове май? Каким способом ты определил? Назови первый звук в слове май? (На доску вывешиваю слово МАЙ)
- Молодцы, ребята и второе задание мы выполнили, значит, что нужно сделать? -повесь лучик. |
Дети говорят, что март, апрель, май – это весенние месяцы. Март. В слове март один слог,
первый звук М
Дети говорят, что второй весенний месяц – апрель. В этом слове два слога, первый звук А
Дети говорят, что третий весенний месяц – май. В этом слове один слог,
первый звук М.
приклеивает лучик к солнышку. |
Пазл с лебедем.
Конверт с заданием.
Карточка со словом МАРТ
Карточка со словом АПРЕЛЬ
Карточка со словом МАЙ
Лучик солнца
|
Сформировано умение делить слова на слоги. |
|
Воспитатель: - А теперь, ребята, встаньте на ковер. Мы немножко отдохнем и разминку проведем.
-А разминку проведёт (ребенок) и все за ней повторяют.
Физкультминутка
-Молодцы! -А для разминки мы использовали зазывалу, которых в русском языке очень много и это здорово! |
Вот
на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы) (встать,
руки в стороны) (повороты
головой вправо, влево) (руки
в стороны – взмах) (хлопки,
руки в стороны, бег на носочках) |
|
Развиты двигательные умения и навыки, координация речи с движением.
Сформирован у детей интерес к русскому языку. |
|
Воспитатель: - Идем дальше. - Какую птицу ребята сложили на этом столе? (утка) Давайте посмотрим, что же приготовила утка для нас. (конверт с зад.)
- Утка, прислала картину и схему к ней. -Какое время года изображено на картине? -Как вы догадались?
- Составьте предложение по этой картине из трех- четырёх слов.
-Какое время года? -Солнце -Птицы -Весёлый смайлик
- Молодцы, ребята и это задание мы выполнили, значит, что нужно делаем? -повесь лучик. |
Весна Дети перечисляют признаки весны, которые видят на картине)
(предполагаемые ответы детей) -Наступила долгожданная весна -Светит яркое солнышко -Птицы вернулись из Юга -На деревьях набухли почки. -Мы радуемся весне.
приклеивает лучик к солнышку.
|
Пазл с уткой.
Конверт с заданием.
Картина с изображением весны. Мнемотаблица
Лучик солнца |
Сформировано умение детей в составлении предложений из 2-4 слов.
|
|
Воспитатель: - Идем дальше. - Какую птицу сложили на этом столе? (Грач) Давайте посмотрим, какое же задание грач приготовила для нас.
- Ребята, он предлагает разобрать слово ГРАЧ по звукам и на карточках составить схему с помощью крышечек.
-Давайте присядем за столы Звуковой анализ слова "ГРАЧ" - сколько всего букв в слове? - сколько звуков?
- какой 1звук? -Каким цветом обозначим на схеме?
- какай 2 звук?
- назови следующий звук?
- какой последний звук?
- сколько согласных в слове? - сколько гласных? -Какой звук ударный? -сколько слогов в слове? -Как определил?
-Молодцы! Как вы думаете, грачу понравилось, как вы выполнили задание? Отлично! Что значит нужно сделать? -Повесь лучик.
|
4 буквы 4 звука
Г - (согласный, твердый обозначаем синим цветом)
Р (согласный, твердый обозначаем синим цветом)
А -(гласный, обозначаем красным цветом)
Ч-(согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом)
три один звук А ударная Один слог сколько в слове гласных, столько и слогов (прохлопал, протопал, приложил руку к подбородку)
приклеивает лучик к солнышку.
|
Пазл с грачом
Конверт с заданием.
Карточка со словом ГРАЧ
Лучик солнца |
|
|
(Если остается время) - Ребята,
давайте присядем на стулья. «Составь слово по первым звукам»
Будьте внимательны, называем первый звук и записываем буквой, обозначающей данный звук.
- Кто прочитает, какое слово у нас получилось. - Молодцы! Прикрепляйте лучик к солнцу. |
Ребёнок говорит – Это пальма, первый звук П, записываю букву ПЭ.
Ребёнок говорит – Это торт, первый звук Т, записываю букву ТЭ.
Ребёнок говорит – Это индюк, первый звук Иии, записываю букву И.
Ребёнок говорит – Это цветок, первый звук Ц, записываю букву ЦЭ.
Ребёнок говорит – Это арбуз, первый звук Аааа, записываю букву А.
ПТИЦА Прикрепляют лучик |
На мольберте вывешиваются карточка
Маркер
Лучик солнца
|
|
|
Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы здорово справились со всеми заданиями, я думаю, что ласточки очень довольны вашей помощи и теперь весна уж точно от нас не уйдет, а вступит в свои права. Посмотрите, как засияло своими лучами наше солнце! |
|
Солнце с лучами
|
|
33 |
Заключительная часть Ребята, а теперь давайте с вами вспомним, чем мы сегодня занимались? - О каком времени года говорили? - Какие птицы вернулись к нам после холодной зимы? - Как мы их называем? - Всем ли было легко справляться с заданиями? -Кому было трудно? -Какие мы молодцы дружно помогли ласточкам!
|
Ответы детей |
|
|
Перечень методических пособий по речевому развитию
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
Рудик О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.