Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Заучивание стихотворения «Ласточки пропали...» А. Фета»

  • docx
  • 19.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В Word_CamScanner 07.10.2025 13.30.docx

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Заучивание стихотворения «Ласточки пропали...» А. Фета»

Цель: Помочь детям запомнить стихотворение А. Фета «Ласточки пропали...», развить внимание, память и речевую активность.

Ход занятия

  1. Вступительное слово

Воспитатель: — Ребята, мы живём в большой и красивой стране — России. От Москвы до Хабаровска я летела целый день. А если бы я ехала поездом, то потратила бы на дорогу целую неделю! — В разных частях нашей страны погода отличается. На юге ещё тепло, а на севере уже ложится снег. А у нас что? Наверное, скоро наступит осень. — Давайте вспомним её приметы. Какие осенние приметы вы знаете?

Дети: — Листья опадают, солнце светит реже, дни становятся короче.

Воспитатель: — Верно! Осень приносит много изменений. Давайте послушаем стихотворение, которое написал замечательный русский поэт Афанасий Фет.

  1. Введение в тему осени

Воспитатель: — В этом стихотворении поэт рассказывает об осени. Послушайте его внимательно.

Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали,
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера всё спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно...

— Красивое стихотворение, правда? оно передаёт осеннее настроение.

Артикуляционная гимнастика «Не разбей чашечку»

Широко открыт мой рот,

Ходит «чашка» взад-вперед.

Описание: Придать языку форму «чашечки» и двигать его: выдвигать вперёд и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи и внутри по 3-5 секунд, не разбирая «чашечки».

  1. Повторение стихотворения

Воспитатель: — Давайте вместе прочитаем это стихотворение. Постарайтесь запомнить его.

(Педагог читает стихотворение, дети внимательно слушают.)

  1. Обсуждение примет осени

Воспитатель: — Теперь давайте поговорим о том, что вы запомнили. Какие приметы осени встречаются в этом стихотворении?

Дети: — Ласточки пропали. — Грачи летали, как сеть, над горой. — С вечера всё спится. — На дворе темно. — Лист сухой валится. — Ночью ветер злится и стучит в окно.

Воспитатель: — Правильно! А ещё какие осенние приметы вы знаете?

Дети: — Птицы улетают на юг. — Деревья сбрасывают листья. — Часто идут дожди.

Воспитатель: — Молодцы! Вы хорошо запомнили приметы.

Физкультминутка

Мы не будем торопиться
Разминая поясницу,
Мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
Чтобы стать ещё умнее,
Мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)

  1. Анализ сравнения

Воспитатель: — В стихотворении есть необычное сравнение: «грачи летали, да, как сеть, мелькали». Как вы думаете, почему грачи сравниваются с сетью?

Дети: — Может быть, потому что они летают быстро и в большом количестве?

Воспитатель: — Верно! Давайте ещё раз прочитаем эти строки и подумаем, что они напоминают.

(Педагог повторяет строки, дети слушают.)

  1. Повторное чтение стихотворения

Воспитатель: — А теперь давайте попробуем прочитать стихотворение ещё раз. Но на этот раз мы будем повторять его вместе со мной, но без голоса. Сначала шёпотом, а потом более уверенно.

(Воспитатель показывает, как это делать. Дети повторяют за ним.)

  1. Дидактическая игра «Осенние приметы»

Воспитатель: — А теперь мы поиграем в игру «Осенние приметы». Я буду называть слово, а вы должны сказать, какая осенняя примета с ним связана.

Воспитатель: — Ласточки.

Дети: — Пропали.

Воспитатель: — Ветер.

Дети: — Злится и стучит в окно.

(Воспитатель продолжает игру, называя другие слова из стихотворения, например, «грачи», «листья», «вечер».)

  1. Речевая игра «Эхо»

Воспитатель: — Теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду говорить начало строки, а вы должны будете закончить её. Готовы?

Воспитатель: — Ласточки пропали, ...

Дети: — А вчера зарей.

Воспитатель: — С вечера всё спится, ...

Дети: — На дворе темно.

(Воспитатель проводит несколько повторений, усложняя задачи, если дети справляются легко.)

  1. Заключительное слово

Воспитатель: — Вы отлично поработали! Теперь это стихотворение можно прочитать своим родным. Кто хочет попробовать?

(Дети поднимают руки, желающие читают стихотворение с выражением.)

Воспитатель: — Отлично! Вы справились! А кто такие родные?

Дети: — Это родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки.

Воспитатель: — Правильно! А как ещё можно назвать слова, которые похожи по смыслу? Например, слово «род-родные» связано со словом «родители», «родился», «родословная».

Дети: — Да, это родственные слова!

Воспитатель: — Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились и запомнили красивое стихотворение.